Реализация способа управления многоквартирным домом
Подборка наиболее важных документов по запросу Реализация способа управления многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Управление многоквартирным домом: Орган местного самоуправления организует и проводит конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, несмотря на то, что собственники помещений уже выбрали Управляющую организацию. Управляющая организация хочет признать действия Органа местного самоуправления по отбору управляющей организации для управления МКД незаконными
(КонсультантПлюс, 2025)Органом местного самоуправления доказано, что выбор и реализация способа управления МКД осуществлены собственниками помещений после объявления конкурса
(КонсультантПлюс, 2025)Органом местного самоуправления доказано, что выбор и реализация способа управления МКД осуществлены собственниками помещений после объявления конкурса
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 44 "Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме" ЖК РФ"Вместе с тем, исходя из положений статей 44, 45, 46, 48, частей 2 и 3 статьи 161, статей 162 и 164 ЖК РФ правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены собственники помещений в многоквартирном доме и лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) помещения по передаточному акту или иному документу о передаче."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Непосредственный способ управления многоквартирным домом: преимущества и недостатки
(Ворошилов И.И.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Реализуя указанный способ управления МКД, собственники обязаны в полной мере осознавать весь объем возложенного на них бремени ответственности по содержанию общедомового имущества многоквартирного дома.
(Ворошилов И.И.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Реализуя указанный способ управления МКД, собственники обязаны в полной мере осознавать весь объем возложенного на них бремени ответственности по содержанию общедомового имущества многоквартирного дома.
Статья: Организационные договоры в сфере общей жилищной собственности
(Формакидов Д.А.)
("Юрист", 2021, N 10)Услуга по управлению многоквартирным домом, выступая в качестве способа управления многоквартирным домом, в то же время является способом организации отношений по владению, пользованию, распоряжению общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, включая содержание и ремонт такого имущества. Договор по управлению многоквартирным домом имеет своим объектом в первую очередь не содержание и ремонт общего имущества, не предоставление коммунальных услуг, а организованность отношений между сособственниками помещений в многоквартирном доме, связанную с наличием в их собственности общего имущества. То есть рассматриваемый договор - это средство реализации способа управления многоквартирным домом.
(Формакидов Д.А.)
("Юрист", 2021, N 10)Услуга по управлению многоквартирным домом, выступая в качестве способа управления многоквартирным домом, в то же время является способом организации отношений по владению, пользованию, распоряжению общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, включая содержание и ремонт такого имущества. Договор по управлению многоквартирным домом имеет своим объектом в первую очередь не содержание и ремонт общего имущества, не предоставление коммунальных услуг, а организованность отношений между сособственниками помещений в многоквартирном доме, связанную с наличием в их собственности общего имущества. То есть рассматриваемый договор - это средство реализации способа управления многоквартирным домом.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)14.1. В случае прекращения использования здания в качестве наемного дома собственник, которому принадлежат все помещения в многоквартирном доме, принимает решения по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом, в порядке, установленном частью 7 статьи 46 настоящего Кодекса. В случае продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме собственники помещений в данном многоквартирном доме в течение одного года со дня продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме должны выбрать на общем собрании таких собственников и реализовать способ управления данным многоквартирным домом.
(ред. от 04.11.2025)14.1. В случае прекращения использования здания в качестве наемного дома собственник, которому принадлежат все помещения в многоквартирном доме, принимает решения по вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом, в порядке, установленном частью 7 статьи 46 настоящего Кодекса. В случае продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме собственники помещений в данном многоквартирном доме в течение одного года со дня продажи или отчуждения иным образом первого помещения в данном многоквартирном доме должны выбрать на общем собрании таких собственников и реализовать способ управления данным многоквартирным домом.
Статья: Соотношение правовых механизмов участия граждан в обеспечении комфортной среды по месту их проживания: правовые конструкции "придомовая территория" и "прилегающая территория"
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Несмотря на это, по моему мнению, судебное решение не сняло вопрос, как собственникам помещений в МКД и, соответственно, управляющим организациям исполнять рассматриваемую обязанность. Так, пункт 13 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ возлагает рассматриваемую обязанность на собственников и (или) иных законных владельцев помещений, в то время как часть 9 статьи 55.25 ГрК РФ - на лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения. Круг указанных лиц определен в части 1 статьи 55.25 ГрК РФ. Участие собственников в содержании прилегающих территорий влечет дополнительные расходы, которые они несут, поэтому также необходимо решение собственников относительно механизма реализации этой обязанности. Если определение форм и порядка такого участия собственников в содержании прилегающей территории является правом муниципального образования, то в случае их принятия в правилах благоустройства они становятся обязанностью для собственников. В этом случае первичными будут правила благоустройства, а не волеизъявление собственников. Отсутствие таких решений не освободит, например, управляющие организации от гражданско-правовой и административной ответственности, что подтверждается примерами судебной практики. На мой взгляд, порядок осуществления такого участия должен определяться в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД. Применительно к МКД порядок принятия решений об исполнении такой обязанности должен быть таким же, как и при решении вопросов содержания общего имущества (собственники помещений заключают договор управления МКД с управляющей организацией либо договор о содержании имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, при непосредственном управлении МКД, а также с товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом при управлении МКД и т.д.). Исходя из требований правил благоустройства к формам участия собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения в отношении прилегающих территорий, а также размер их финансирования.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 11)Несмотря на это, по моему мнению, судебное решение не сняло вопрос, как собственникам помещений в МКД и, соответственно, управляющим организациям исполнять рассматриваемую обязанность. Так, пункт 13 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ возлагает рассматриваемую обязанность на собственников и (или) иных законных владельцев помещений, в то время как часть 9 статьи 55.25 ГрК РФ - на лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения. Круг указанных лиц определен в части 1 статьи 55.25 ГрК РФ. Участие собственников в содержании прилегающих территорий влечет дополнительные расходы, которые они несут, поэтому также необходимо решение собственников относительно механизма реализации этой обязанности. Если определение форм и порядка такого участия собственников в содержании прилегающей территории является правом муниципального образования, то в случае их принятия в правилах благоустройства они становятся обязанностью для собственников. В этом случае первичными будут правила благоустройства, а не волеизъявление собственников. Отсутствие таких решений не освободит, например, управляющие организации от гражданско-правовой и административной ответственности, что подтверждается примерами судебной практики. На мой взгляд, порядок осуществления такого участия должен определяться в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД. Применительно к МКД порядок принятия решений об исполнении такой обязанности должен быть таким же, как и при решении вопросов содержания общего имущества (собственники помещений заключают договор управления МКД с управляющей организацией либо договор о содержании имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, при непосредственном управлении МКД, а также с товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом при управлении МКД и т.д.). Исходя из требований правил благоустройства к формам участия собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения в отношении прилегающих территорий, а также размер их финансирования.
Ситуация: Какие есть способы управления многоквартирным домом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, то управление таким домом в общем случае осуществляется временной управляющей организацией, которая определяется решением уполномоченного органа (органа местного самоуправления/органа государственной власти субъекта РФ) на срок не более года. Договор управления таким домом считается заключенным со дня принятия указанного решения. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней направляет собственникам помещений уведомление о принятом решении, об условиях договора управления и условиях его прекращения (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, то управление таким домом в общем случае осуществляется временной управляющей организацией, которая определяется решением уполномоченного органа (органа местного самоуправления/органа государственной власти субъекта РФ) на срок не более года. Договор управления таким домом считается заключенным со дня принятия указанного решения. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней направляет собственникам помещений уведомление о принятом решении, об условиях договора управления и условиях его прекращения (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616).
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Договор управления многоквартирным домом получил широкое применение в практике управления многоквартирным домом (МКД) при реализации самого распространенного способа управления МКД (примерно 65%) <1>. Тем не менее в правоприменительной практике и юридической литературе встречаются разночтения в отношении толкования его природы, условий, порядка заключения, исполнения, изменения, прекращения и расторжения. Поэтому с учетом участия автора в подготовке проекта Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) и ряда проектов федеральных законов о внесении изменений в Жилищный кодекс предлагается рассмотреть отдельные дискуссионные вопросы в отношении правовой природы договора управления (ДУ), сложного юридического состава и порядка его заключения.
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Договор управления многоквартирным домом получил широкое применение в практике управления многоквартирным домом (МКД) при реализации самого распространенного способа управления МКД (примерно 65%) <1>. Тем не менее в правоприменительной практике и юридической литературе встречаются разночтения в отношении толкования его природы, условий, порядка заключения, исполнения, изменения, прекращения и расторжения. Поэтому с учетом участия автора в подготовке проекта Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) и ряда проектов федеральных законов о внесении изменений в Жилищный кодекс предлагается рассмотреть отдельные дискуссионные вопросы в отношении правовой природы договора управления (ДУ), сложного юридического состава и порядка его заключения.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Если до дня проведения конкурса собственники помещений в МКД выбрали способ управления домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Если до дня проведения конкурса собственники помещений в МКД выбрали способ управления домом и реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.