Разъясняющие письма органов власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Разъясняющие письма органов власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об определении статуса и применении письменных разъяснений Минфина России.
(Письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-11-11/12408)Вопрос: Об определении статуса и применении письменных разъяснений Минфина России.
(Письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-11-11/12408)Вопрос: Об определении статуса и применении письменных разъяснений Минфина России.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1. Федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)1. Федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Что касается земельного налога, то правовое регулирование порядка его взимания носит комплексный характер и сочетает в себе нормы налогового и земельного законодательства. Земельный налог устанавливается гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами городов федерального значения, муниципальных образований. Основная правовая база дополняется большим количеством разъясняющих писем органов власти, в частности Минфина РФ, ФНС России, что не упрощает, а усложняет порядок применения источников права федерального и регионального уровня. Наиболее распространенные нарушения прав публичных образований связаны с неправильным применением ставок для начисления налоговых платежей, неправомерным использованием льготных налоговых ставок, изменением вида разрешенного использования земли и, соответственно, коэффициента для налога на землю и др. <20>.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Что касается земельного налога, то правовое регулирование порядка его взимания носит комплексный характер и сочетает в себе нормы налогового и земельного законодательства. Земельный налог устанавливается гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами городов федерального значения, муниципальных образований. Основная правовая база дополняется большим количеством разъясняющих писем органов власти, в частности Минфина РФ, ФНС России, что не упрощает, а усложняет порядок применения источников права федерального и регионального уровня. Наиболее распространенные нарушения прав публичных образований связаны с неправильным применением ставок для начисления налоговых платежей, неправомерным использованием льготных налоговых ставок, изменением вида разрешенного использования земли и, соответственно, коэффициента для налога на землю и др. <20>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В исследуемом Постановлении ВС РФ N 31-АД17-5 отражено важное обстоятельство, заключающееся в том, что на земельном участке, в отношении которого вменялось административное правонарушение, располагается гаражный бокс, эксплуатируемый для личного автотранспорта, что свидетельствует об использовании участка в соответствии с установленным видом его разрешенного использования, при этом одновременно с этим осуществляется и иное использование - на кровле гаражного бокса размещена опора станции сети сотовой радиотелефонной связи. Суд признал обоснованным и подлежащим применению разъяснение, приведенное в письме Минэкономразвития N Д23и-1239, о том, что при размещении линейных объектов не требуется установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка; при этом строительство и эксплуатация линейных объектов допускаются на земельных участках с любым видом разрешенного использования. Иными словами, речь идет о сочетании различных видов разрешенного использования земельных участков, которое признано ВС РФ законным. Однако возникает вопрос о возможности распространения такого подхода к иным вариантам сочетания видов разрешенного использования земельных участков и допустимости судам руководствоваться при принятии решений разъяснениями, приводимыми в письмах органов исполнительной власти, таких как, например, письмо Минэкономразвития N Д23и-1239.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В исследуемом Постановлении ВС РФ N 31-АД17-5 отражено важное обстоятельство, заключающееся в том, что на земельном участке, в отношении которого вменялось административное правонарушение, располагается гаражный бокс, эксплуатируемый для личного автотранспорта, что свидетельствует об использовании участка в соответствии с установленным видом его разрешенного использования, при этом одновременно с этим осуществляется и иное использование - на кровле гаражного бокса размещена опора станции сети сотовой радиотелефонной связи. Суд признал обоснованным и подлежащим применению разъяснение, приведенное в письме Минэкономразвития N Д23и-1239, о том, что при размещении линейных объектов не требуется установления соответствующего вида разрешенного использования земельного участка; при этом строительство и эксплуатация линейных объектов допускаются на земельных участках с любым видом разрешенного использования. Иными словами, речь идет о сочетании различных видов разрешенного использования земельных участков, которое признано ВС РФ законным. Однако возникает вопрос о возможности распространения такого подхода к иным вариантам сочетания видов разрешенного использования земельных участков и допустимости судам руководствоваться при принятии решений разъяснениями, приводимыми в письмах органов исполнительной власти, таких как, например, письмо Минэкономразвития N Д23и-1239.
Статья: Время отдыха: проблемы правового регулирования
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Такая законодательная умеренность вызывает множество вопросов, количество которых порой значительно превышает число проблем по рабочему времени. Дополнительная информация СПС "КонсультантПлюс" на 19 января 2025 г. такова: судебная практика по разделу "Время отдыха" составляет 175,5 тыс. ("Рабочее время" - 74,5 тыс.); разъясняющие письма органов власти соответственно 299 и 121; комментарии законодательства - 1 153 и 868.
(Хныкин Г.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Такая законодательная умеренность вызывает множество вопросов, количество которых порой значительно превышает число проблем по рабочему времени. Дополнительная информация СПС "КонсультантПлюс" на 19 января 2025 г. такова: судебная практика по разделу "Время отдыха" составляет 175,5 тыс. ("Рабочее время" - 74,5 тыс.); разъясняющие письма органов власти соответственно 299 и 121; комментарии законодательства - 1 153 и 868.
Статья: Подготовка корпоративными заказчиками возражений на жалобы в ФАС России
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Для поиска информации по решениям антимонопольной службы следует обратиться на сайт антимонопольного органа: www.br.fas.gov.ru; информация о судебных решениях представлена в базе решений арбитражных судов: www.ras.arbitr.ru, также существует бесплатная система: www.sudact.ru. Часть информации, включая разъясняющие письма органов власти, решения антимонопольных органов и судов, тематические статьи, размещена и в крупнейших справочно-правовых системах.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 7)Для поиска информации по решениям антимонопольной службы следует обратиться на сайт антимонопольного органа: www.br.fas.gov.ru; информация о судебных решениях представлена в базе решений арбитражных судов: www.ras.arbitr.ru, также существует бесплатная система: www.sudact.ru. Часть информации, включая разъясняющие письма органов власти, решения антимонопольных органов и судов, тематические статьи, размещена и в крупнейших справочно-правовых системах.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Письма и разъяснения органов государственной власти
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Письма и разъяснения органов государственной власти
Статья: Принцип недопустимости злоупотребления правом в налоговых правоотношениях
(Пшеунов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Следует отметить, что в налоговом законодательстве не закреплено понятие "добросовестность налогоплательщика". В разъясняющих письмах органов государственной власти также отсутствует толкование того, что следует понимать под презумпцией "добросовестности налогоплательщика". Разъяснения УФНС не определяют юридическую конструкцию "добросовестный налогоплательщик", а лишь рекомендуют (перечисляют) условия добросовестности налогоплательщика. В судебной практике толкование презумпции добросовестности налогоплательщика вызвало противоречивые суждения, в частности относительно содержания недобросовестных действий налогоплательщика. В доктринальных позициях также отсутствует комплексный подход при определении института недобросовестного налогоплательщика. Вместе с тем принцип презумпции добросовестности налогоплательщика является особо значимым элементом не только налогового законодательства, но и конституционно-правового регулирования публичных правоотношений. Неопределенность принципа презумпции добросовестности налогоплательщика может пагубно сказываться на налоговых правовых отношениях. В свою очередь, полагаем, что не всякая недобросовестность является злоупотреблением правом, только в определенных случаях может быть квалифицирована как злоупотребление правом. Но любое злоупотребление является недобросовестным поведением. Обращает внимание, что недобросовестность является формально законной.
(Пшеунов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)Следует отметить, что в налоговом законодательстве не закреплено понятие "добросовестность налогоплательщика". В разъясняющих письмах органов государственной власти также отсутствует толкование того, что следует понимать под презумпцией "добросовестности налогоплательщика". Разъяснения УФНС не определяют юридическую конструкцию "добросовестный налогоплательщик", а лишь рекомендуют (перечисляют) условия добросовестности налогоплательщика. В судебной практике толкование презумпции добросовестности налогоплательщика вызвало противоречивые суждения, в частности относительно содержания недобросовестных действий налогоплательщика. В доктринальных позициях также отсутствует комплексный подход при определении института недобросовестного налогоплательщика. Вместе с тем принцип презумпции добросовестности налогоплательщика является особо значимым элементом не только налогового законодательства, но и конституционно-правового регулирования публичных правоотношений. Неопределенность принципа презумпции добросовестности налогоплательщика может пагубно сказываться на налоговых правовых отношениях. В свою очередь, полагаем, что не всякая недобросовестность является злоупотреблением правом, только в определенных случаях может быть квалифицирована как злоупотребление правом. Но любое злоупотребление является недобросовестным поведением. Обращает внимание, что недобросовестность является формально законной.
Статья: Сходства и различия подходов к конструкции юридического лица в публичном и частном праве
(Пархоменко А.Д.)
("Российский судья", 2021, N 7)<13> Парадокс в том, что такая ситуация не отрефлексирована ни в НК РФ, ни в судебной практике, ни в разъясняющих письмах исполнительных органов власти.
(Пархоменко А.Д.)
("Российский судья", 2021, N 7)<13> Парадокс в том, что такая ситуация не отрефлексирована ни в НК РФ, ни в судебной практике, ни в разъясняющих письмах исполнительных органов власти.