Разъяснение законодательства прокурором
Подборка наиболее важных документов по запросу Разъяснение законодательства прокурором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Обязательность исполнения требований прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Из анализа положений статей 6, 21, 23, 28 Федерального закона следует, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства, при этом законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта данному лицу в силу требований части 2 статьи 23 Федерального закона о прокуратуре необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 21 "Предмет надзора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Анализ положения статей 6, 21, 23, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), позволяет сделать вывод о том, что протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства, при законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта: данному лицу в силу требований части 2 статьи 23 Закона о прокуратуре необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Действия прокурорского работника при коррупционных ситуациях
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Генеральный прокурор РФ в Приказе от 10 октября 2022 г. N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции" требует своевременно принимать необходимые меры к пресечению незаконного воздействия на прокурорских работников с целью повлиять на законность и обоснованность принимаемых решений. Как незаконное воздействие следует рассматривать и предложения от юридических лиц. Первой реакцией прокурора в таких случаях должно стать разъяснение законодательства об уголовной ответственности физических лиц за дачу взятки и об административной ответственности юридических лиц.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Генеральный прокурор РФ в Приказе от 10 октября 2022 г. N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции" требует своевременно принимать необходимые меры к пресечению незаконного воздействия на прокурорских работников с целью повлиять на законность и обоснованность принимаемых решений. Как незаконное воздействие следует рассматривать и предложения от юридических лиц. Первой реакцией прокурора в таких случаях должно стать разъяснение законодательства об уголовной ответственности физических лиц за дачу взятки и об административной ответственности юридических лиц.
Статья: О некоторых проблемах правового обеспечения участия прокурора в административном судопроизводстве
(Афанасьева Т.И.)
("Российский судья", 2021, N 8)Таким образом, вне описанной в разъяснениях Верховного Суда РФ ситуации оспаривание прокурором нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, должно осуществляться вне связи с защитой каких-либо субъективных прав, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля.
(Афанасьева Т.И.)
("Российский судья", 2021, N 8)Таким образом, вне описанной в разъяснениях Верховного Суда РФ ситуации оспаривание прокурором нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, должно осуществляться вне связи с защитой каких-либо субъективных прав, то есть в порядке абстрактного нормоконтроля.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 28 "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству" разъяснено, что к нарушениям, позволяющим возвратить уголовное дело прокурору, относятся случаи, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительное заключение не подписано следователем либо не согласовано с руководителем следственного органа или не утверждено прокурором; в обвинительном заключении отсутствуют указание на прошлые неснятые и непогашенные судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 28 "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству" разъяснено, что к нарушениям, позволяющим возвратить уголовное дело прокурору, относятся случаи, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого; обвинительное заключение не подписано следователем либо не согласовано с руководителем следственного органа или не утверждено прокурором; в обвинительном заключении отсутствуют указание на прошлые неснятые и непогашенные судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу.
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума N 21) разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - постановление Пленума N 21) разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
Статья: К вопросу об оспаривании прокурором сделок в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Серобаба И.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Вместе с тем вышеуказанными разъяснениями за прокурором оставлено право на обращение в арбитражный суд с исками по общим основаниям недействительности сделок, предусмотренным гражданским законодательством. Такие заявления рассматриваются в общеисковом порядке, вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).
(Серобаба И.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Вместе с тем вышеуказанными разъяснениями за прокурором оставлено право на обращение в арбитражный суд с исками по общим основаниям недействительности сделок, предусмотренным гражданским законодательством. Такие заявления рассматриваются в общеисковом порядке, вне рамок дела о несостоятельности (банкротстве).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо административного истца, в административных делах могут принимать участие прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц. На указанных лиц также возлагается обязанность по доказыванию. В то же время на указанных лиц не возлагается обязанность доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия). Вместе с тем они обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие). Например, по делам, связанным с надлежащим соблюдением условий содержания лишенных свободы лиц административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) <1>; 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Помимо административного истца, в административных делах могут принимать участие прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц. На указанных лиц также возлагается обязанность по доказыванию. В то же время на указанных лиц не возлагается обязанность доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия). Вместе с тем они обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие). Например, по делам, связанным с надлежащим соблюдением условий содержания лишенных свободы лиц административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) <1>; 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Статья: Обращения в прокуратуру и гласность прокурорской деятельности: анализ взаимного влияния качественных характеристик
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Весьма живуч также миф о том, что защита публичных интересов - всегда безоговорочная забота прокурора, которая только его и должна интересовать, а потому, например, именно ему лучше передоверить оспаривание незаконных нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - НПА). Такой посыл представляется закономерным, поскольку в судебной практике <14> по отдельным категориям дел (например, применительно к сделкам) под публичными интересами понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обеспечение обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Возможно, сказывается и специфика дел о нормоконтроле, которая, по мнению некоторых исследователей <15>, проявляется в отсутствии спора о субъективных правах и обязанностях, а также потребности в установлении фактических обстоятельств, не связанных с законностью проверяемого акта.
(Маматов М.В.)
("Законность", 2025, N 6)Весьма живуч также миф о том, что защита публичных интересов - всегда безоговорочная забота прокурора, которая только его и должна интересовать, а потому, например, именно ему лучше передоверить оспаривание незаконных нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - НПА). Такой посыл представляется закономерным, поскольку в судебной практике <14> по отдельным категориям дел (например, применительно к сделкам) под публичными интересами понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обеспечение обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Возможно, сказывается и специфика дел о нормоконтроле, которая, по мнению некоторых исследователей <15>, проявляется в отсутствии спора о субъективных правах и обязанностях, а также потребности в установлении фактических обстоятельств, не связанных с законностью проверяемого акта.
Статья: Взаимодействие органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере правотворчества
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Прокуроры в этом вопросе руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2021, N 4)Прокуроры в этом вопросе руководствуются Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Статья: Локальные акты - суды признают их нарушающими права сотрудников
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2021, N 10)Ознакомившись с документом, прокурор согласился, что такие сроки противоречат положениям трудового законодательства в целом и разъяснениям Службы по труду и занятости Минтруда Российской Федерации в частности. Суд согласился с выводами прокуратуры: пункт локального нормативного акта ухудшал положение сотрудников.
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2021, N 10)Ознакомившись с документом, прокурор согласился, что такие сроки противоречат положениям трудового законодательства в целом и разъяснениям Службы по труду и занятости Минтруда Российской Федерации в частности. Суд согласился с выводами прокуратуры: пункт локального нормативного акта ухудшал положение сотрудников.
Статья: Доказывание, осуществляемое прокурором в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 1 ст. 65 АПК РФ и ч. 2 ст. 62 КАС РФ). По таким делам прокурор и иные лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), хотя и не освобождены от необходимости подтверждать отдельные факты, на которые ссылаются как на основания своих требований.
(Маслов И.А., Мирошниченко В.С.)
("Законность", 2022, N 10)Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 1 ст. 65 АПК РФ и ч. 2 ст. 62 КАС РФ). По таким делам прокурор и иные лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), хотя и не освобождены от необходимости подтверждать отдельные факты, на которые ссылаются как на основания своих требований.
Статья: Контроль за соответствием расходов государственных служащих их доходам: вопросы совершенствования законодательного механизма и практики применения
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)Очевидно, что это разъяснение исходит из буквального толкования законодательства и не является обязательным для прокуроров при подготовке соответствующих исков. На наш взгляд, необходимо учитывать и оценивать любые расходы лица и членов его семьи. Прокурор не может безмотивно отклонить и оставить без внимания доводы лица о произведенных им в отчетный период расходах, например, на других членов семьи, на детей и т.д. Если у государственного служащего есть на иждивении неработающие члены семьи, не имеющие официального дохода, то правомерно будет включение в расходы указанного лица величины прожиточного минимума на каждого такого человека. Нельзя не учитывать и исполнение государственным служащим алиментных и иных обязательств, установленных законом.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2023, N 6)Очевидно, что это разъяснение исходит из буквального толкования законодательства и не является обязательным для прокуроров при подготовке соответствующих исков. На наш взгляд, необходимо учитывать и оценивать любые расходы лица и членов его семьи. Прокурор не может безмотивно отклонить и оставить без внимания доводы лица о произведенных им в отчетный период расходах, например, на других членов семьи, на детей и т.д. Если у государственного служащего есть на иждивении неработающие члены семьи, не имеющие официального дохода, то правомерно будет включение в расходы указанного лица величины прожиточного минимума на каждого такого человека. Нельзя не учитывать и исполнение государственным служащим алиментных и иных обязательств, установленных законом.
Статья: Формы взаимодействия прокуратуры с органами местного самоуправления
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Необходимо также отметить, что органы прокуратуры в соответствии с Законом о прокуратуре имеют право участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов. Более того, вправе выступать на заседаниях и при необходимости давать оценку правонарушениям и обстоятельствам, способствовавшим их совершению, разъяснять действующее законодательство и приводить судебную практику. Зачастую участие прокурора позволяет оперативно реагировать на допускаемые нарушения, а также содействует повышению качества принимаемых решений. Мнение прокурора может оказаться решающим, исключительно важным при рассмотрении соответствующих вопросов.
(Семьянова Л.В.)
("Законность", 2022, N 6)Необходимо также отметить, что органы прокуратуры в соответствии с Законом о прокуратуре имеют право участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов. Более того, вправе выступать на заседаниях и при необходимости давать оценку правонарушениям и обстоятельствам, способствовавшим их совершению, разъяснять действующее законодательство и приводить судебную практику. Зачастую участие прокурора позволяет оперативно реагировать на допускаемые нарушения, а также содействует повышению качества принимаемых решений. Мнение прокурора может оказаться решающим, исключительно важным при рассмотрении соответствующих вопросов.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законодательства в экологической сфере
(Яковлев Н.М., Иванова И.А.)
("Российский судья", 2024, N 10)Целесообразным представляется предложение по улучшению информационных ресурсов по части взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества по вопросам охраны окружающей среды и законодательства в экологической сфере. Положительным эффектом обладают выступления работников прокуратуры с лекциями и научными статьями в электронных и печатных СМИ, размещение в популярных социальных сетях обращений, где разъясняются основы норм российского законодательства в области экологии, проведение конкурсов рисунка для детей и подростков на тему сохранения экологии и окружающей среды и мн. др. <8>. Прокуроры должны активно привлекать общественных экологических инспекторов к защите природы, а также к разработке и внедрению в практику мер по повышению уровня эффективности института общественного экологического контроля и способствовать повышению мотивации общественных экоинспекторов и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности <9>.
(Яковлев Н.М., Иванова И.А.)
("Российский судья", 2024, N 10)Целесообразным представляется предложение по улучшению информационных ресурсов по части взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества по вопросам охраны окружающей среды и законодательства в экологической сфере. Положительным эффектом обладают выступления работников прокуратуры с лекциями и научными статьями в электронных и печатных СМИ, размещение в популярных социальных сетях обращений, где разъясняются основы норм российского законодательства в области экологии, проведение конкурсов рисунка для детей и подростков на тему сохранения экологии и окружающей среды и мн. др. <8>. Прокуроры должны активно привлекать общественных экологических инспекторов к защите природы, а также к разработке и внедрению в практику мер по повышению уровня эффективности института общественного экологического контроля и способствовать повышению мотивации общественных экоинспекторов и заинтересованности в осуществлении природоохранной деятельности <9>.
"Право на исполнение судебных актов в Российской Федерации: монография"
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)При этом складывается ситуация, когда прокурор, имеющий право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц, равно как и иные уполномоченные субъекты, не может, по смыслу процессуального законодательства (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ), получить исполнительный лист и, следовательно, обратиться за реализацией права на исполнение судебного акта. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" не содержится разъяснений относительно прав прокурора на получение исполнительного листа и предъявление его к исполнению, поскольку ими обладает только взыскатель. С учетом неопределенности взыскателя получается, что право на исполнение по таким делам не может быть реализовано. Однако судебная практика, несмотря на подобные пробелы в правовом регулировании, допускает лиц, обращавшихся в суд для защиты неопределенного круга лиц, до участия в соответствующем исполнительном производстве <111>.
(Кузнецов Е.Н.)
("Статут", 2022)При этом складывается ситуация, когда прокурор, имеющий право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц, равно как и иные уполномоченные субъекты, не может, по смыслу процессуального законодательства (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ), получить исполнительный лист и, следовательно, обратиться за реализацией права на исполнение судебного акта. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" не содержится разъяснений относительно прав прокурора на получение исполнительного листа и предъявление его к исполнению, поскольку ими обладает только взыскатель. С учетом неопределенности взыскателя получается, что право на исполнение по таким делам не может быть реализовано. Однако судебная практика, несмотря на подобные пробелы в правовом регулировании, допускает лиц, обращавшихся в суд для защиты неопределенного круга лиц, до участия в соответствующем исполнительном производстве <111>.