Развитие финансового рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Развитие финансового рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие общего финансового рынка ЕАЭС: правовые аспекты
(Реут А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)"Финансовое право", 2024, N 10
(Реут А.В.)
("Финансовое право", 2024, N 10)"Финансовое право", 2024, N 10
Статья: Роль неэкономических факторов в формировании и развитии структуры финансовых рынков
(Фиапшев А.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4
(Фиапшев А.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава VII.1. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава VII.1. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<1> См.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка до 2030 года" // СЗ РФ. 2023. N 1 (часть III). Ст. 476; Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710 "О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах" // СЗ РФ. 2019. N 23. Ст. 2963.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)<1> См.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р "Об утверждении Стратегии развития финансового рынка до 2030 года" // СЗ РФ. 2023. N 1 (часть III). Ст. 476; Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710 "О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах" // СЗ РФ. 2019. N 23. Ст. 2963.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с ч. 3 указанной ст. 76.1 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 299-ФЗ <75>) целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка России, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по договорам долгосрочных сбережений, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с ч. 3 указанной ст. 76.1 Закона о Банке России (в ред. Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 299-ФЗ <75>) целями регулирования, контроля и надзора за НФО являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка России, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению и по договорам долгосрочных сбережений, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Ситуация: Что предусматривает программа долгосрочных сбережений граждан и как стать ее участником?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Долгосрочные сбережения включены в систему гарантирования прав участников. Например, в случае признания НПФ банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства участнику по ДДС при определенных условиях гарантируется выплата возмещения в пределах 2,8 млн руб., а также суммы единовременного взноса, взносов государства и средств от их инвестирования (ст. ст. 5, 10 Закона от 28.12.2022 N 555-ФЗ; Основные направления развития финансового рынка РФ на 2025 г. и период 2026 и 2027 гг., разработанные Банком России).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Долгосрочные сбережения включены в систему гарантирования прав участников. Например, в случае признания НПФ банкротом и открытия в отношении него конкурсного производства участнику по ДДС при определенных условиях гарантируется выплата возмещения в пределах 2,8 млн руб., а также суммы единовременного взноса, взносов государства и средств от их инвестирования (ст. ст. 5, 10 Закона от 28.12.2022 N 555-ФЗ; Основные направления развития финансового рынка РФ на 2025 г. и период 2026 и 2027 гг., разработанные Банком России).
Статья: Особенности подготовки и проведения первичного публичного размещения акций (IPO) на современном этапе развития российского финансового рынка
(Бархота А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4
(Бархота А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)"Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4
Информация: Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Банка России", 2024)Микрофинансирование сегодня - это динамично развивающийся сектор финансового рынка. Микрофинансовые организации (МФО) предоставляют займы миллионам граждан, которые, как правило, не имеют доступа к банковским продуктам из-за отсутствия кредитной истории, невозможности официально подтвердить доход или территориальной удаленности от офисов кредитных организаций. Микрофинансовыми услугами активно пользуются предприниматели и небольшие компании, МФО встраиваются в современные механизмы ведения бизнеса, предоставляют финансирование клиентам и поставщикам крупнейших маркетплейсов.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Микрофинансирование сегодня - это динамично развивающийся сектор финансового рынка. Микрофинансовые организации (МФО) предоставляют займы миллионам граждан, которые, как правило, не имеют доступа к банковским продуктам из-за отсутствия кредитной истории, невозможности официально подтвердить доход или территориальной удаленности от офисов кредитных организаций. Микрофинансовыми услугами активно пользуются предприниматели и небольшие компании, МФО встраиваются в современные механизмы ведения бизнеса, предоставляют финансирование клиентам и поставщикам крупнейших маркетплейсов.
Статья: Цифровые финансовые активы на современном финансовом рынке РФ
(Хмыз О.В.)
("Финансы", 2024, N 5)Российский рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) в токенизированной форме, являющийся частью современного финансового рынка РФ, стремительно развивается. Будучи созданным всего лишь около 2 лет назад, он все еще проходит стадию формирования, причем при активном вовлечении в этот процесс самих участников российского рынка ЦФА, оказывающих влияние на этот инновационный процесс и осуществляющих на нем "тонкую настройку". В связи с вышесказанным цель данной статьи - провести анализ текущего состояния российского рынка ЦФА с учетом появившихся экстерналий и проявившихся на нем интерналий, систематизировать его преимущества и недостатки и оценить перспективы.
(Хмыз О.В.)
("Финансы", 2024, N 5)Российский рынок цифровых финансовых активов (ЦФА) в токенизированной форме, являющийся частью современного финансового рынка РФ, стремительно развивается. Будучи созданным всего лишь около 2 лет назад, он все еще проходит стадию формирования, причем при активном вовлечении в этот процесс самих участников российского рынка ЦФА, оказывающих влияние на этот инновационный процесс и осуществляющих на нем "тонкую настройку". В связи с вышесказанным цель данной статьи - провести анализ текущего состояния российского рынка ЦФА с учетом появившихся экстерналий и проявившихся на нем интерналий, систематизировать его преимущества и недостатки и оценить перспективы.
Статья: Правоотношения в сфере банковской деятельности как объект комплексного криминологического исследования и обеспечения криминологической безопасности в условиях шестого технологического уклада
(Бурчук А.Г.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Глобализация, неограниченный рост финансовых рынков, всеобщая компьютеризация и развитие информационных технологий привели к появлению в нашем обществе огромного количества новых институтов, финансовых инструментов и новых форм взаимодействия между людьми. В таких условиях защита участников правоотношений в сфере банковской деятельности является более чем актуальным предметом исследования в рамках правовой науки. С этой целью автором статьи рассматриваются дальнейшие направления международного взаимодействия в обозначенной сфере, а также определяются меры воздействия, которые необходимо применять к недобросовестным участникам таких правоотношений.
(Бурчук А.Г.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Глобализация, неограниченный рост финансовых рынков, всеобщая компьютеризация и развитие информационных технологий привели к появлению в нашем обществе огромного количества новых институтов, финансовых инструментов и новых форм взаимодействия между людьми. В таких условиях защита участников правоотношений в сфере банковской деятельности является более чем актуальным предметом исследования в рамках правовой науки. С этой целью автором статьи рассматриваются дальнейшие направления международного взаимодействия в обозначенной сфере, а также определяются меры воздействия, которые необходимо применять к недобросовестным участникам таких правоотношений.
Статья: Положение Банка России N 850-П: анализируем изменение требований к обеспечению операционной надежности
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 2)Регулятор придает реализации этого требования очень большое значение. Так, в докладе Банка России "Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов" отдельно сделан акцент на важности этой задачи: "В целях обеспечения технологического суверенитета в сфере наличного денежного обращения совместно с производителями оборудования будет продолжена работа по импортозамещению оборудования, используемого подразделениями Банка России, кредитными организациями и торгово-сервисными предприятиями при обработке наличных денег".
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 2)Регулятор придает реализации этого требования очень большое значение. Так, в докладе Банка России "Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов" отдельно сделан акцент на важности этой задачи: "В целях обеспечения технологического суверенитета в сфере наличного денежного обращения совместно с производителями оборудования будет продолжена работа по импортозамещению оборудования, используемого подразделениями Банка России, кредитными организациями и торгово-сервисными предприятиями при обработке наличных денег".
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В ключевом документе по вопросам развития отечественного финансового рынка - Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 - 2025 гг. <538> - Центральный банк РФ прямо указывает на необходимость сбалансированного подхода к вопросам либерализации валютного законодательства. Так, Банк России считает, что при определении конфигурации валютного регулирования целесообразно исходить из дифференциации подходов в зависимости от резидентства и валют. Требования к резидентам могут быть максимально либерализованы, в то время как жесткость требований к нерезидентам должна различаться в зависимости от их юрисдикции. При этом подходы валютного регулирования и контроля должны стимулировать переход на расчеты в российских рублях, а также в валютах государств, с которыми установлены наиболее тесные внешнеэкономические и торговые связи. Кроме того, задачи по либерализации валютных ограничений должны соотноситься с иными стратегическими целями развития финансового рынка, такими как, например, снижение избыточной валютизации активов и пассивов российских нефинансовых организаций.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В ключевом документе по вопросам развития отечественного финансового рынка - Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 - 2025 гг. <538> - Центральный банк РФ прямо указывает на необходимость сбалансированного подхода к вопросам либерализации валютного законодательства. Так, Банк России считает, что при определении конфигурации валютного регулирования целесообразно исходить из дифференциации подходов в зависимости от резидентства и валют. Требования к резидентам могут быть максимально либерализованы, в то время как жесткость требований к нерезидентам должна различаться в зависимости от их юрисдикции. При этом подходы валютного регулирования и контроля должны стимулировать переход на расчеты в российских рублях, а также в валютах государств, с которыми установлены наиболее тесные внешнеэкономические и торговые связи. Кроме того, задачи по либерализации валютных ограничений должны соотноситься с иными стратегическими целями развития финансового рынка, такими как, например, снижение избыточной валютизации активов и пассивов российских нефинансовых организаций.