Разрешение на работу для граждан Белоруссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на работу для граждан Белоруссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)Привилегии, касающиеся трудовой деятельности граждан Белоруссии также предусмотрены Договором о ЕАЭС. Например, им не требуется получать разрешение на работу или патент для осуществления трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
(КонсультантПлюс, 2025)Привилегии, касающиеся трудовой деятельности граждан Белоруссии также предусмотрены Договором о ЕАЭС. Например, им не требуется получать разрешение на работу или патент для осуществления трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Типовая ситуация: Как принять на работу иностранца
(Издательство "Главная книга", 2025)Гражданам ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), а также любым иностранным IT-специалистам не нужны патент и разрешение на работу (ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Гражданам ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия), а также любым иностранным IT-специалистам не нужны патент и разрешение на работу (ст. 97 Договора о ЕАЭС, ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)1. Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу такие иностранные граждане для осуществления трудовой деятельности в России должны иметь, в частности, разрешение на работу либо патент, что следует из абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. В некоторых случаях предусмотрены исключения. Например, указанные документы не требуются лицам, имеющим временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, и гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, временно пребывающим в РФ (пп. 13 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, Информация МВД России). Кроме того, до 31 декабря 2025 г. включительно при соблюдении ряда условий они не нужны иностранным работникам и лицам без гражданства, которые трудятся на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (пп. "б" п. 15 Указа Президента РФ от 27.04.2023 N 307).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу такие иностранные граждане для осуществления трудовой деятельности в России должны иметь, в частности, разрешение на работу либо патент, что следует из абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ. В некоторых случаях предусмотрены исключения. Например, указанные документы не требуются лицам, имеющим временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, и гражданам Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии, временно пребывающим в РФ (пп. 13 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, Информация МВД России). Кроме того, до 31 декабря 2025 г. включительно при соблюдении ряда условий они не нужны иностранным работникам и лицам без гражданства, которые трудятся на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (пп. "б" п. 15 Указа Президента РФ от 27.04.2023 N 307).
Вопрос: Организация, находящаяся в г. Москве, является принимающей стороной для иностранного гражданина. Он увольняется с работы после 01.09.2025. Требуется ли подать уведомление о снятии с миграционного учета и убытии с места временного пребывания, или он самостоятельно должен подать об этом сведения через мобильное приложение?
(Консультация эксперта, 2025)Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, находящиеся в г. Москве и имеющие право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, за исключением граждан Республики Беларусь, являются участниками эксперимента (п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона N 121-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, находящиеся в г. Москве и имеющие право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу или патента в соответствии с федеральным законом или международными договорами Российской Федерации, за исключением граждан Республики Беларусь, являются участниками эксперимента (п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона N 121-ФЗ).
Ситуация: В каком порядке осуществляется постановка иностранных граждан на миграционный учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)прибыли в РФ в безвизовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности и имеют право на такую деятельность на основании патента, либо без разрешения на работу или патента (кроме граждан Республики Беларусь);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)прибыли в РФ в безвизовом порядке в целях осуществления трудовой деятельности и имеют право на такую деятельность на основании патента, либо без разрешения на работу или патента (кроме граждан Республики Беларусь);
Статья: Патент как основание трудовой деятельности иностранных граждан в России
(Курбатова О.В., Сакулина Л.Л.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Однако некоторые категории иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов. Среди них: постоянно или временно проживающие в России; являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей; сотрудники дипломатических представительств; иные категории иностранных граждан, предусмотренные законом или международным договором Российской Федерации. Так, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе при привлечении к труду граждан государств - членов этого Договора (республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызской Республики) ограничения по защите национального рынка труда не учитываются <7>.
(Курбатова О.В., Сакулина Л.Л.)
("Миграционное право", 2021, N 1)Однако некоторые категории иностранных граждан, перечисленных в п. 4 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешительных документов. Среди них: постоянно или временно проживающие в России; являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей; сотрудники дипломатических представительств; иные категории иностранных граждан, предусмотренные законом или международным договором Российской Федерации. Так, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе при привлечении к труду граждан государств - членов этого Договора (республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызской Республики) ограничения по защите национального рынка труда не учитываются <7>.
Статья: Нюансы пересчета НДФЛ по ставке 30% по работникам-иностранцам
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2023, N 22)- граждан из стран - членов ЕАЭС: Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия <2>;
(Шаронова Е.А.)
("Главная книга", 2023, N 22)- граждан из стран - членов ЕАЭС: Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия <2>;
Статья: Меры административного принуждения, применяемые в отношении иностранных граждан в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Таким образом, методы и способы удаления иностранных граждан, нарушающих миграционное законодательство, в Российской Федерации и Республике Беларусь весьма различны, и в случае создания единой правовой базы Союзного государства будут нуждаться в значительной переработке, гармонизации и унификации миграционного законодательства. Вместе с тем существуют и иные меры административного принуждения, которые применяются к рассматриваемой категории граждан в обоих государствах. Одной из таких мер является сокращение срока временного пребывания. Срок временного пребывания иностранца в России может быть сокращен в случае изменения условий или прекращения обстоятельств, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в страну. В соответствии с российским законодательством срок временного пребывания иностранцев может быть сокращен в случае превышения срока пребывания в России по правилу "90 из 180", в случае принятия решения о запрете въезда в страну, в случае решения о нежелательности его пребывания в России, в случае завершения (прекращения) обучения в образовательной организации, в случае аннулирования патента или разрешения на работу в России.
(Столярова З.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Таким образом, методы и способы удаления иностранных граждан, нарушающих миграционное законодательство, в Российской Федерации и Республике Беларусь весьма различны, и в случае создания единой правовой базы Союзного государства будут нуждаться в значительной переработке, гармонизации и унификации миграционного законодательства. Вместе с тем существуют и иные меры административного принуждения, которые применяются к рассматриваемой категории граждан в обоих государствах. Одной из таких мер является сокращение срока временного пребывания. Срок временного пребывания иностранца в России может быть сокращен в случае изменения условий или прекращения обстоятельств, в связи с которыми иностранцу был разрешен въезд в страну. В соответствии с российским законодательством срок временного пребывания иностранцев может быть сокращен в случае превышения срока пребывания в России по правилу "90 из 180", в случае принятия решения о запрете въезда в страну, в случае решения о нежелательности его пребывания в России, в случае завершения (прекращения) обучения в образовательной организации, в случае аннулирования патента или разрешения на работу в России.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Граждане Республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан вправе осуществлять работу в РФ без получения разрешения на работу или патента.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Граждане Республик Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан вправе осуществлять работу в РФ без получения разрешения на работу или патента.
Вопрос: Каковы особенности заключения гражданско-правового договора с иностранцем о выполнении работ (услуг)?
(Консультация эксперта, 2025)Патент не требуется, если заключается договор с гражданином страны, входящей в ЕАЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика) (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе).
(Консультация эксперта, 2025)Патент не требуется, если заключается договор с гражданином страны, входящей в ЕАЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика) (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе).
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работника-иностранца
(КонсультантПлюс, 2025)По этому основанию нельзя уволить ВКС, временно проживающего в РФ иностранца, работника-иностранца с видом на жительство в РФ, а также граждан Белоруссии, Армении, Казахстана, Кыргызстана, поскольку на них не распространяется ограничение о допустимой доле иностранных работников. Такие выводы следуют из п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 13.2, п. 5 ст. 18.1 Закона об иностранцах, положений международных договоров РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)По этому основанию нельзя уволить ВКС, временно проживающего в РФ иностранца, работника-иностранца с видом на жительство в РФ, а также граждан Белоруссии, Армении, Казахстана, Кыргызстана, поскольку на них не распространяется ограничение о допустимой доле иностранных работников. Такие выводы следуют из п. 9 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 13.2, п. 5 ст. 18.1 Закона об иностранцах, положений международных договоров РФ.
Вопрос: Какие документы необходимы для заключения договора гражданско-правового характера (подряд, услуги) с временно пребывающим гражданином Белоруссии?
(Консультация эксперта, 2025)Наличие патента или разрешения на работу при заключении договора гражданско-правового характера о выполнении работ, оказании услуг гражданам Белоруссии не требуется. Заказчику не требуется разрешение на привлечение иностранных работников (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России N 4, п. п. 4, 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Наличие патента или разрешения на работу при заключении договора гражданско-правового характера о выполнении работ, оказании услуг гражданам Белоруссии не требуется. Заказчику не требуется разрешение на привлечение иностранных работников (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России N 4, п. п. 4, 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).