Размещение НТО на придомовой территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение НТО на придомовой территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗОрган местного самоуправления при утверждении правил благоустройства не может безусловно запрещать размещение нестационарных торговых объектов на придомовых территориях >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Особенности размещения нестационарных торговых объектов" Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации""То обстоятельство, что спорный нестационарный торговый объект принадлежит третьему лицу, не исключает правомочий управляющей компании в отношении допустимых пределов благоустройства на этом земельном участке, учитывая, что в силу буквального указания части 7 статьи 10 Закона N 381-ФЗ порядок размещения и использования НТО на придомовой территории относится к полномочиям управляющей компании."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В 2021 году высший орган конституционного правосудия <33> пришел к важному выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственниками этих участков выражено согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством РФ. Установление органами местного самоуправления регулятивных мер в отношении размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, не основанным на законе и не отвечающим требованию соразмерности, должно предусматривать разумную дифференциацию, опирающуюся на сбалансированное сочетание интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом.
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В 2021 году высший орган конституционного правосудия <33> пришел к важному выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочием устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственниками этих участков выражено согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством РФ. Установление органами местного самоуправления регулятивных мер в отношении размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, не основанным на законе и не отвечающим требованию соразмерности, должно предусматривать разумную дифференциацию, опирающуюся на сбалансированное сочетание интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2021 года"Указанные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, наделяют органы местного самоуправления полномочием путем принятия либо изменения правил благоустройства территории городского округа регулировать вопросы размещения таких элементов благоустройства, как нестационарные торговые объекты, на придомовой территории многоквартирного дома, в котором находятся жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года"Как отметил Конституционный Суд, оспоренные положения не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, при условии, что собственниками этих участков выражено их согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством Российской Федерации.
Статья: Позиции судов по вопросам актуальной судебной практики
(Шайхеев Т.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Регулирование органами местного самоуправления размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, должно отвечать требованиям соразмерности, разумной дифференциации, баланса интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом. Такое регулирование не должно лишать размещение нестационарных торговых объектов экономического смысла и порождать условия для недобросовестной конкуренции и оказания неправомерных предпочтений отдельным субъектам хозяйствования (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П).
(Шайхеев Т.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Регулирование органами местного самоуправления размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории многоквартирного дома не может быть произвольным, должно отвечать требованиям соразмерности, разумной дифференциации, баланса интересов собственников помещений в этом доме, предпринимателей и местного сообщества в целом. Такое регулирование не должно лишать размещение нестационарных торговых объектов экономического смысла и порождать условия для недобросовестной конкуренции и оказания неправомерных предпочтений отдельным субъектам хозяйствования (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Итак, соблюдение обязательных требований, содержащихся в муниципальных правилах благоустройства территории, а также в федеральном и региональном законодательстве, является предметом муниципального контроля. Вместе с тем не все пункты ст. 45.1 Закона N 131-ФЗ, касающиеся содержания правил благоустройства, толкуются однозначно, что вызывает судебные споры, в том числе в части осуществления муниципального контроля. Например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2021 г. <1> относительно размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и киосков на придомовой территории многоквартирных домов) разъясняется, что муниципалитетам недопустимо в правилах благоустройства устанавливать абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов на образованных в надлежащем порядке и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если это не нарушает обязательные требования, предусмотренные законодательством РФ; не должны устанавливаться такие требования, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Вместе с тем в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. При осуществлении муниципального контроля следует учитывать данную позицию Конституционного Суда РФ. Помимо этого, следует обратить внимание на позицию Суда, сформулированную в Определении от 10 марта 2022 г., о необходимости "при строгом учете правовых позиций, изложенных Конституционным Судом, - проверить соответствие требований, содержащихся в правилах благоустройства территории, актам, обладающим более высокой юридической силой" <2>.
Статья: Структура основных прав и их правомерное ограничение: российская конституционная модель
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Указанная позиция представляется теоретически верной, хотя и не всегда легко реализуемой на практике, которая показала, что грань между установлением условий размещения НТО на придомовой территории, с одной стороны, и ограничений данной деятельности - с другой, при должной изобретательности местных властей легко стирается <55>. Например, если орган местного самоуправления предписывает предпринимателям набор возможных цветовых решений, согласующихся с архитектурным обликом жилого квартала, это можно считать условием (требованием); однако если правила благоустройства предусмотрят такое минимально допустимое расстояние от НТО до жилого дома, которое превышает радиус придомовой территории, то это будет фактически означать именно ограничение.
(Блохин П.Д.)
("Закон", 2022, N 12)Указанная позиция представляется теоретически верной, хотя и не всегда легко реализуемой на практике, которая показала, что грань между установлением условий размещения НТО на придомовой территории, с одной стороны, и ограничений данной деятельности - с другой, при должной изобретательности местных властей легко стирается <55>. Например, если орган местного самоуправления предписывает предпринимателям набор возможных цветовых решений, согласующихся с архитектурным обликом жилого квартала, это можно считать условием (требованием); однако если правила благоустройства предусмотрят такое минимально допустимое расстояние от НТО до жилого дома, которое превышает радиус придомовой территории, то это будет фактически означать именно ограничение.
Статья: Нестационарные торговые объекты на земельном участке многоквартирного дома: анализ практики
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Суд кассационной инстанции посчитал, что действующее законодательство не исключает возможности размещения нестационарного торгового объекта на придомовой территории многоквартирного дома при условии, что собственниками этих участков выражено их согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, в том числе градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
(Лисицына М.)
("Жилищное право", 2024, N 2)Суд кассационной инстанции посчитал, что действующее законодательство не исключает возможности размещения нестационарного торгового объекта на придомовой территории многоквартирного дома при условии, что собственниками этих участков выражено их согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, в том числе градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.