Размер водоохранной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер водоохранной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение цены договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)...до подписания сторонами акта приемки выполненных работ исполнитель письмом... уведомлял государственного заказчика о том, что часть водных объектов, по которым планировалось проведение работ по определению береговой линии, целиком расположены в Тульской области, ввиду чего невозможно внесение сведений о водоохранных зонах этих объектов в государственный кадастр в рамках выполнения государственного контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)...до подписания сторонами акта приемки выполненных работ исполнитель письмом... уведомлял государственного заказчика о том, что часть водных объектов, по которым планировалось проведение работ по определению береговой линии, целиком расположены в Тульской области, ввиду чего невозможно внесение сведений о водоохранных зонах этих объектов в государственный кадастр в рамках выполнения государственного контракта.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Уменьшение объема работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)...до подписания сторонами акта приемки выполненных работ исполнитель письмом... уведомлял государственного заказчика о том, что часть водных объектов, по которым планировалось проведение работ по определению береговой линии, целиком расположены в Тульской области, ввиду чего невозможно внесение сведений о водоохранных зонах этих объектов в государственный кадастр в рамках выполнения государственного контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)...до подписания сторонами акта приемки выполненных работ исполнитель письмом... уведомлял государственного заказчика о том, что часть водных объектов, по которым планировалось проведение работ по определению береговой линии, целиком расположены в Тульской области, ввиду чего невозможно внесение сведений о водоохранных зонах этих объектов в государственный кадастр в рамках выполнения государственного контракта.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О соотношении правовых режимов Байкальской природной территории и других территорий и зон, созданных в ее границах
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Уникальность экологического зонирования, предусмотренного в ст. 2 ФЗ об охране озера Байкал, заключается в сочетании традиционных видов зон и территорий, направленных на охрану окружающей среды и природных объектов (водоохранной зоны, рыбохозяйственной заповедной зоны, ООПТ), и в создании БПТ с выделением трех экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния) с различным объемом запретов и ограничений (ст. 10, 11) в зависимости от влияния конкретной зоны на сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и территорий, имеющих ключевое значения для него. При этом размеры водоохранной <3> и рыбохозяйственной заповедных зон <4> установлены специальными актами. Таким образом, имеющиеся средства охраны окружающей среды были адаптированы и скорректированы, и вместе с этим был выработан новый подход к охране природной среды озера Байкал в виде создания Байкальской природной территории с уникальным правовым режимом.
(Багаутдинова С.Р.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Уникальность экологического зонирования, предусмотренного в ст. 2 ФЗ об охране озера Байкал, заключается в сочетании традиционных видов зон и территорий, направленных на охрану окружающей среды и природных объектов (водоохранной зоны, рыбохозяйственной заповедной зоны, ООПТ), и в создании БПТ с выделением трех экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния) с различным объемом запретов и ограничений (ст. 10, 11) в зависимости от влияния конкретной зоны на сохранение уникальной экосистемы озера Байкал и территорий, имеющих ключевое значения для него. При этом размеры водоохранной <3> и рыбохозяйственной заповедных зон <4> установлены специальными актами. Таким образом, имеющиеся средства охраны окружающей среды были адаптированы и скорректированы, и вместе с этим был выработан новый подход к охране природной среды озера Байкал в виде создания Байкальской природной территории с уникальным правовым режимом.
Статья: Эколого-правовые проблемы формирования и функционирования водоохранных зон
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Для определения на местности границ водоохранных зон до того, как был утвержден их проект, использовались минимально допустимые размеры таких зон. Положение о водоохранных зонах (полосах) допускало возможность их дальнейшей корректировки, определяло режим их использования, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, составленного для каждого из них, на основании разработанных проектов указанных зон.
(Цаплина А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Для определения на местности границ водоохранных зон до того, как был утвержден их проект, использовались минимально допустимые размеры таких зон. Положение о водоохранных зонах (полосах) допускало возможность их дальнейшей корректировки, определяло режим их использования, исходя из физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, составленного для каждого из них, на основании разработанных проектов указанных зон.
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
(ред. от 31.07.2025)6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации"6. Решение об установлении или изменении зоны охраны, объединенной зоны охраны готовится на основании проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, которым определяются состав, размер, границы зоны охраны, объединенной зоны охраны, ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны. В проект зоны охраны, объединенной зоны охраны включаются следующие материалы в текстовой и графической форме:
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации"6. Решение об установлении или изменении зоны охраны, объединенной зоны охраны готовится на основании проекта зоны охраны, объединенной зоны охраны, которым определяются состав, размер, границы зоны охраны, объединенной зоны охраны, ограничения использования земельных участков, водных объектов и их частей в границах зоны охраны, объединенной зоны охраны. В проект зоны охраны, объединенной зоны охраны включаются следующие материалы в текстовой и графической форме:
Вопрос: Какие требования предъявляются к расстоянию построек от уреза воды рек?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 5 ст. 65 Водного кодекса РФ для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки устанавливается в размере пятидесяти метров.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 5 ст. 65 Водного кодекса РФ для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки устанавливается в размере пятидесяти метров.
Статья: Видовые и непосредственные объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)В действующем законодательстве имеются положения, допускающие образование зон общего пользования. Зонирование выступает способом установления правового режима в различных сферах, в том числе в области общего пользования, в отношении которого применяется как зонирование, связанное с установлением ЗОУТ, так и территориальное зонирование. Необходимость выделения ЗОУТ в сфере общего пользования объясняется спецификой функций и характеристик определенных объектов. К их числу относится береговая полоса, представляющая собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), размер которой имеет расчетное значение в зависимости от вида и протяженности водного объекта. Береговая полоса входит в состав водоохранной зоны <4>, и на нее распространяется режим ЗОУТ <5>, следовательно, береговую полосу можно определить как зону с особыми условиями использования территорий общего пользования. Режим общего пользования также распространяется на водоохранную зону, поскольку она входит в состав водного объекта общего пользования <6>. Вместе с тем режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но более подробное рассмотрение данного вопроса выходит за пределы предмета настоящего исследования.
(Мельников Н.Н.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)В действующем законодательстве имеются положения, допускающие образование зон общего пользования. Зонирование выступает способом установления правового режима в различных сферах, в том числе в области общего пользования, в отношении которого применяется как зонирование, связанное с установлением ЗОУТ, так и территориальное зонирование. Необходимость выделения ЗОУТ в сфере общего пользования объясняется спецификой функций и характеристик определенных объектов. К их числу относится береговая полоса, представляющая собой полосу земли вдоль береговой линии (границы водного объекта), размер которой имеет расчетное значение в зависимости от вида и протяженности водного объекта. Береговая полоса входит в состав водоохранной зоны <4>, и на нее распространяется режим ЗОУТ <5>, следовательно, береговую полосу можно определить как зону с особыми условиями использования территорий общего пользования. Режим общего пользования также распространяется на водоохранную зону, поскольку она входит в состав водного объекта общего пользования <6>. Вместе с тем режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но более подробное рассмотрение данного вопроса выходит за пределы предмета настоящего исследования.
Статья: Судебная неустойка как способ повышения эффективности исполнения судебных постановлений, принятых по требованиям прокурора
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Например, решением суда в сентябре 2020 г. удовлетворены требования прокурора к Б. о признании объектов капитального строительства самовольными постройками, об обязании их снести и освободить самовольно занятый земельный участок. В ноябре 2022 г. в связи с неисполнением судебного акта истец обратился в суд с требованием о взыскании астрента в размере 2 млн единовременно и 300 000 руб. ежемесячно. В обоснование истребуемого размера неустойки указано, что постройки расположены в границах водоохранной зоны озера Байкал и особо охраняемой природной территории федерального значения, возведены с нарушением разрешенного вида использования земельного участка, строительных норм и требований, фактически используются для гостиничного обслуживания. Кроме того, приняты во внимание неоднократное привлечение должника к административной ответственности за неисполнение требований исполнительного документа, предпринимаемые им попытки отменить обеспечительные меры и реализовать участок с расположенными на нем самовольными постройками. Вместе с тем суд, ограничиваясь ссылкой на недопустимость создания на стороне истца необоснованного извлечения выгоды, снизил размер неустойки до 200 руб. в день. Судом апелляционной инстанции размер неустойки повышен до 1 000 руб. за каждый календарный день. Думается, неустойка в таком размере, учитывая высокую стоимость работ по сносу построек и приведению участка в первоначальное состояние, предпринимательский характер деятельности ответчика, а также неисполнение им акта в течение трех лет, не способна оказать необходимое стимулирующее воздействие.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным представляется обратить внимание на то, что режим общего пользования присущ отдельным видам зон. К их числу относятся водоохранная зона - зона с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУТ) и входящая в ее состав береговая полоса, представляющая собой части суши вдоль границы водного объекта, размер которой определяется законом, исходя из вида и протяженности водного объекта <1>. Режим общего пользования распространяется на водоохранную зону в связи с тем, что она располагается в границах водного объекта общего пользования <2>. Режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но подробное рассмотрение данного вопроса выходит за рамки настоящего исследования.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Актуальным представляется обратить внимание на то, что режим общего пользования присущ отдельным видам зон. К их числу относятся водоохранная зона - зона с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУТ) и входящая в ее состав береговая полоса, представляющая собой части суши вдоль границы водного объекта, размер которой определяется законом, исходя из вида и протяженности водного объекта <1>. Режим общего пользования распространяется на водоохранную зону в связи с тем, что она располагается в границах водного объекта общего пользования <2>. Режим зоны общего пользования - береговой полосы и режим водоохранной зоны общего пользования имеют определенные различия, но подробное рассмотрение данного вопроса выходит за рамки настоящего исследования.
Ситуация: Какова ответственность за стоянку у водоемов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В границах водоохранных зон, в частности, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 4 ч. 15, ч. 16.2 ст. 65 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В границах водоохранных зон, в частности, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 4 ч. 15, ч. 16.2 ст. 65 ВК РФ).
Статья: Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2.2.2.1 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" при определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2.2.2.1 СанПиН "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения" при определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят:
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)До 1 января 2025 г. действуют Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. N 884 <1>. В соответствии с указанными Правилами охранные зоны гидроэнергетических объектов предусматриваются в отношении эксплуатируемых и строящихся гидроэнергетических объектов вдоль плотины гидроэнергетического объекта на водном пространстве и вдоль береговой линии водного объекта в верхнем и нижнем бьефе гидроузла в виде земельной полосы. Размеры таких зон на водном пространстве дифференцированы в зависимости от класса опасности гидроэнергетического объекта и варьируются от 200 до 500 м.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)До 1 января 2025 г. действуют Правила установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2012 г. N 884 <1>. В соответствии с указанными Правилами охранные зоны гидроэнергетических объектов предусматриваются в отношении эксплуатируемых и строящихся гидроэнергетических объектов вдоль плотины гидроэнергетического объекта на водном пространстве и вдоль береговой линии водного объекта в верхнем и нижнем бьефе гидроузла в виде земельной полосы. Размеры таких зон на водном пространстве дифференцированы в зависимости от класса опасности гидроэнергетического объекта и варьируются от 200 до 500 м.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Можно ли в договоре возмездного оказания услуг установить условие о невозврате неотработанного аванса при отказе заказчика от исполнения договора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.09.2014 между ООО "Буковина" (исполнитель) и ООО "Завод ТехноНиколь Хабаровск" (заказчик) заключен договор N 05-09/2014-3 на оказание услуг, по условиям которого исполнитель обязался изготовить проектную документацию (технический паспорт скважины, анализы воды, проект зоны санитарной охраны для подземного водозабора, программы мониторинга подземных вод, постановка скважины на учет, санитарно-эпидемиологическое заключение на воду) и получить лицензию на водопользование, а заказчик - оплатить стоимость данных работ в размере 826 000 руб.
Можно ли в договоре возмездного оказания услуг установить условие о невозврате неотработанного аванса при отказе заказчика от исполнения договора
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.09.2014 между ООО "Буковина" (исполнитель) и ООО "Завод ТехноНиколь Хабаровск" (заказчик) заключен договор N 05-09/2014-3 на оказание услуг, по условиям которого исполнитель обязался изготовить проектную документацию (технический паспорт скважины, анализы воды, проект зоны санитарной охраны для подземного водозабора, программы мониторинга подземных вод, постановка скважины на учет, санитарно-эпидемиологическое заключение на воду) и получить лицензию на водопользование, а заказчик - оплатить стоимость данных работ в размере 826 000 руб.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.
Статья: Совершенствование процессуального законодательства и проблема формирования единообразной судебной практики как основы повышения эффективности рассмотрения земельных споров
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Эксперт сделал вывод, что экспертное заключение, выполненное ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", является недостоверным, так как в основу приняты непроверенные и недостоверные данные о размерах загрязненных участков, объемах отходов по неустановленной методике, которые легли в основу расчета массы отхода, а также отсутствуют исследования объекта в соответствии с установленными требованиями к данному объекту - почве в водоохранной зоне, не установлены факты негативного воздействия на почву технологии отсыпки береговой линии. Исследовав и оценив представленные в дело документы в соответствии со ст. 71 АПК РФ, анализ и выводы судебной экспертизы (заключение эксперта ООО "НТЦ "Экос"), установив, что указанное заключение оформлено в соответствии с требованиями ст. 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении заявленных исковых требований <12>. Кассационная инстанция Постановление 12-го ААС от 20 февраля 2018 г. по делу N А12-39162/2016 оставила без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения <13>.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Эксперт сделал вывод, что экспертное заключение, выполненное ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО", является недостоверным, так как в основу приняты непроверенные и недостоверные данные о размерах загрязненных участков, объемах отходов по неустановленной методике, которые легли в основу расчета массы отхода, а также отсутствуют исследования объекта в соответствии с установленными требованиями к данному объекту - почве в водоохранной зоне, не установлены факты негативного воздействия на почву технологии отсыпки береговой линии. Исследовав и оценив представленные в дело документы в соответствии со ст. 71 АПК РФ, анализ и выводы судебной экспертизы (заключение эксперта ООО "НТЦ "Экос"), установив, что указанное заключение оформлено в соответствии с требованиями ст. 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные ч. 2 ст. 86 АПК РФ сведения, экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отмене решения суда первой инстанции и отказе в удовлетворении заявленных исковых требований <12>. Кассационная инстанция Постановление 12-го ААС от 20 февраля 2018 г. по делу N А12-39162/2016 оставила без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения <13>.