Размер социальной пенсии в 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер социальной пенсии в 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1148 "Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя" ГК РФ"Истцом в материалы дела представлена справка о пенсии за период с 2021 по 2023 годы с указанием размера пенсии по инвалидности. Пенсия и социальные выплаты не является единственным доказательств материального положения лица. Сам по себе размер получаемой Ф. пенсии не свидетельствует о нахождении заявителя на иждивении фио Представление нерегулярной, эпизодической или незначительной материальной помощи со стороны наследодателя иждивения не означает. Совместное же проживание с наследодателем не является безусловным подтверждением факта нахождения истца на иждивении.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.09.2024 N 33-41099/2024 по делу N 2-1187/2024 (УИД 77RS0007-02-2023-015214-44)
Категория: 1) Наследственные споры; 2) Особое производство.
Требования наследников: 1) О включении в число наследников; 2) Об установлении факта нахождения на иждивении.
Обстоятельства: Истица указала, что фактически находилась на иждивении умершего, проживала совместно с ним по адресу регистрации умершего, брак зарегистрирован не был, истица не работала, единственным источником средств к существованию являлись периодические выплаты умершего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Истцом в материалы дела представлена справка о пенсии за период с 2021 по 2023 годы с указанием размера пенсии по инвалидности. Пенсия и социальные выплаты не является единственным доказательств материального положения лица. Сам по себе размер получаемой Ф. пенсии не свидетельствует о нахождении заявителя на иждивении фио Представление нерегулярной, эпизодической или незначительной материальной помощи со стороны наследодателя иждивения не означает. Совместное же проживание с наследодателем не является безусловным подтверждением факта нахождения истца на иждивении.
Категория: 1) Наследственные споры; 2) Особое производство.
Требования наследников: 1) О включении в число наследников; 2) Об установлении факта нахождения на иждивении.
Обстоятельства: Истица указала, что фактически находилась на иждивении умершего, проживала совместно с ним по адресу регистрации умершего, брак зарегистрирован не был, истица не работала, единственным источником средств к существованию являлись периодические выплаты умершего.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Истцом в материалы дела представлена справка о пенсии за период с 2021 по 2023 годы с указанием размера пенсии по инвалидности. Пенсия и социальные выплаты не является единственным доказательств материального положения лица. Сам по себе размер получаемой Ф. пенсии не свидетельствует о нахождении заявителя на иждивении фио Представление нерегулярной, эпизодической или незначительной материальной помощи со стороны наследодателя иждивения не означает. Совместное же проживание с наследодателем не является безусловным подтверждением факта нахождения истца на иждивении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные аспекты анализа государственного бюджета Российской Федерации
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Таким образом, сумма выделенных в 2021 г. средств только на нужды федеральных гражданских служащих составила 185 286 820,1 тыс. руб., что равно 20,92% от общего размера бюджетных ассигнований. Более того, интересен пункт "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации": в 2022 г. предполагается потратить примерно на 5 млн руб. меньше, чем в 2021 г., что вполне объяснимо (например, большая часть служащих прошла переподготовку годом ранее), но на 2023 г. запланировано увеличение расходов по этой статье более чем в 2 раза - с 92 млн руб. до почти 235 млн руб. Какой может быть причина такого завышения запланированных трат, причем в течение года? Кратное увеличение численности федеральных гражданских служащих? Удвоение профессиональных обязанностей на основе новых компетенций? Уровень инфляции в стране будет не на уровне запланированных 4%, а значительно выше? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как законодатель не дает никаких пояснений на этот счет. В любом случае на фоне минимальной индексации других видов расходов или отсутствия таковой указанный объем финансирования видится нецелесообразным и завышенным (для сравнения, величина прожиточного минимума для пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2021 г. составила 10 022 руб.) <6>.
(Алпаткина Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)Таким образом, сумма выделенных в 2021 г. средств только на нужды федеральных гражданских служащих составила 185 286 820,1 тыс. руб., что равно 20,92% от общего размера бюджетных ассигнований. Более того, интересен пункт "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации": в 2022 г. предполагается потратить примерно на 5 млн руб. меньше, чем в 2021 г., что вполне объяснимо (например, большая часть служащих прошла переподготовку годом ранее), но на 2023 г. запланировано увеличение расходов по этой статье более чем в 2 раза - с 92 млн руб. до почти 235 млн руб. Какой может быть причина такого завышения запланированных трат, причем в течение года? Кратное увеличение численности федеральных гражданских служащих? Удвоение профессиональных обязанностей на основе новых компетенций? Уровень инфляции в стране будет не на уровне запланированных 4%, а значительно выше? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно, так как законодатель не дает никаких пояснений на этот счет. В любом случае на фоне минимальной индексации других видов расходов или отсутствия таковой указанный объем финансирования видится нецелесообразным и завышенным (для сравнения, величина прожиточного минимума для пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2021 г. составила 10 022 руб.) <6>.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты по тем основаниям, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, с этого же числа ответчику установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. В сентябре 2021 года выплачена единовременная выплата в размере 10 000 руб. Согласно ответу Агентства социального обслуживания Грузии от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на июль 2021 года ФИО1 состоит на учете в данном Агентстве получателем социального пакета (пенсия) с ДД.ММ.ГГГГ, что ответчиком было скрыто. Таким образом, ФИО1 права на установление с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по инвалидности не имеет. В результате была установлена сумма переплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 62 820 руб. 57 коп. и сумма переплаты ФСД в сумме 2 212 руб. 38 коп., а также единовременной выплаты в сумме 10 000 руб. Истцом ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о возврате переплаты, однако сумма долга добровольно не возвращена. Просит взыскать общую сумму переплат в размере 75 032 рубля 95 копеек.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной пенсии и федеральной социальной доплаты по тем основаниям, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, с этого же числа ответчику установлена федеральная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации. В сентябре 2021 года выплачена единовременная выплата в размере 10 000 руб. Согласно ответу Агентства социального обслуживания Грузии от ДД.ММ.ГГГГ N по состоянию на июль 2021 года ФИО1 состоит на учете в данном Агентстве получателем социального пакета (пенсия) с ДД.ММ.ГГГГ, что ответчиком было скрыто. Таким образом, ФИО1 права на установление с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по инвалидности не имеет. В результате была установлена сумма переплаты пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 62 820 руб. 57 коп. и сумма переплаты ФСД в сумме 2 212 руб. 38 коп., а также единовременной выплаты в сумме 10 000 руб. Истцом ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о возврате переплаты, однако сумма долга добровольно не возвращена. Просит взыскать общую сумму переплат в размере 75 032 рубля 95 копеек.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)С. 21 января 2022 г. обратилась в суд с иском к пенсионному органу, администрации района г. Санкт-Петербурга (далее - администрация района, администрация) о взыскании с ответчиков в ее пользу неполученной ежемесячной региональной социальной выплаты за период с февраля 2014 по апрель 2021 года включительно в размере 196 150,20 руб.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)С. 21 января 2022 г. обратилась в суд с иском к пенсионному органу, администрации района г. Санкт-Петербурга (далее - администрация района, администрация) о взыскании с ответчиков в ее пользу неполученной ежемесячной региональной социальной выплаты за период с февраля 2014 по апрель 2021 года включительно в размере 196 150,20 руб.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 20.1. Информирование застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"Статья 20.1. Информирование застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости
Последние изменения: Гарантии работникам с детьми
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, с 1 июня 2022 г. на 10% увеличена величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии), установленная Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ на 2022 г. Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ должны с 1 июня 2022 г. на 10% увеличить величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленную в субъекте РФ на 2022 г. (п. п. 1, 5 Постановления Правительства РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, с 1 июня 2022 г. на 10% увеличена величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии), установленная Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ на 2022 г. Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ должны с 1 июня 2022 г. на 10% увеличить величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленную в субъекте РФ на 2022 г. (п. п. 1, 5 Постановления Правительства РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С актуальными размерами социальной пенсии нетрудоспособных граждан можно ознакомиться на официальном сайте ПФР <26>. По состоянию на 1 мая 2021 года это:
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С актуальными размерами социальной пенсии нетрудоспособных граждан можно ознакомиться на официальном сайте ПФР <26>. По состоянию на 1 мая 2021 года это:
Ситуация: Что делать при получении отказа в назначении пенсии по потере кормильца?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако детям, не достигшим 18 лет (за исключением объявленных полностью дееспособными), страховая или социальная пенсии по случаю потери кормильца могут быть назначены в беззаявительном порядке. Если ребенок в связи с потерей кормильца имеет право одновременно на страховую и на социальную пенсии, назначается пенсия, размер которой (по данным СФР) выше (ч. 4.1 ст. 21, ч. 1 ст. 25.2 Закона 400-ФЗ; пп. 3 п. 1 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Однако детям, не достигшим 18 лет (за исключением объявленных полностью дееспособными), страховая или социальная пенсии по случаю потери кормильца могут быть назначены в беззаявительном порядке. Если ребенок в связи с потерей кормильца имеет право одновременно на страховую и на социальную пенсии, назначается пенсия, размер которой (по данным СФР) выше (ч. 4.1 ст. 21, ч. 1 ст. 25.2 Закона 400-ФЗ; пп. 3 п. 1 ст. 24.1 Закона N 166-ФЗ).
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Численность и размер социальных пенсий по старости
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)Численность и размер социальных пенсий по старости
Статья: Участие самозанятых в пенсионных правоотношениях: проблемы и перспективы
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Важный штрих: страховые взносы по ставке 30% (из которых 22% перечисляется в ПФР) за работников уплачивает работодатель, а не работник. Соответственно, для бизнеса это всегда дополнительное финансовое бремя. У самозанятых работодателя быть не может, следовательно, вся финансовая нагрузка в части формирования пенсионных прав ложится только на них, это позволяет говорить о прекаризации его статуса <13>. Какой должна быть эта нагрузка, чтобы отвечать основным финансовым критериям пенсионной системы (экономическая доступность размеров страховых взносов для работающих, индивидуальная справедливость в установлении связи между вкладом работника в систему и размером пенсии и социальная эффективность пенсионной системы в целом) с точки зрения уровня и надежности пенсионной защиты <14>? Отвечает ли этим критериям механизм добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
(Васильева Ю.В., Шуралева С.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Важный штрих: страховые взносы по ставке 30% (из которых 22% перечисляется в ПФР) за работников уплачивает работодатель, а не работник. Соответственно, для бизнеса это всегда дополнительное финансовое бремя. У самозанятых работодателя быть не может, следовательно, вся финансовая нагрузка в части формирования пенсионных прав ложится только на них, это позволяет говорить о прекаризации его статуса <13>. Какой должна быть эта нагрузка, чтобы отвечать основным финансовым критериям пенсионной системы (экономическая доступность размеров страховых взносов для работающих, индивидуальная справедливость в установлении связи между вкладом работника в систему и размером пенсии и социальная эффективность пенсионной системы в целом) с точки зрения уровня и надежности пенсионной защиты <14>? Отвечает ли этим критериям механизм добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<44> Так, о низких размерах пенсии, не достигающих прожиточного минимума, свидетельствует наличие ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающей социальную доплату к пенсии.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)<44> Так, о низких размерах пенсии, не достигающих прожиточного минимума, свидетельствует наличие ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", предусматривающей социальную доплату к пенсии.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Российской Федерации.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья: О правовой природе внутриведомственных нормативных документов
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Безусловно, и Пенсионный фонд РФ, и Фонд социального страхования РФ наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, затрагивающие права человека. Таковы, например, Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 13.09.2021 N 308п "Об утверждении Порядка извещения гражданина о назначении социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, порядке выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности, а также уведомления об условиях, необходимых для назначения пенсии по инвалидности" <47> и от 28.09.2021 N 324п "Об утверждении Порядка назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме" <48>. Законодательство обоснованно приравняло три фонда к федеральным органам исполнительной власти в части, касающейся регистрации их нормативных правовых актов <49>. В то же время из этого никоим образом не следует необходимость регистрации локальных нормативных актов фондов.
(Аленкин Н.Е.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)Безусловно, и Пенсионный фонд РФ, и Фонд социального страхования РФ наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, затрагивающие права человека. Таковы, например, Постановления Правления Пенсионного фонда РФ от 13.09.2021 N 308п "Об утверждении Порядка извещения гражданина о назначении социальной пенсии по старости, социальной пенсии по инвалидности, страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, порядке выплаты и доставки страховой пенсии по инвалидности, а также уведомления об условиях, необходимых для назначения пенсии по инвалидности" <47> и от 28.09.2021 N 324п "Об утверждении Порядка назначения страховой пенсии по старости в автоматическом режиме" <48>. Законодательство обоснованно приравняло три фонда к федеральным органам исполнительной власти в части, касающейся регистрации их нормативных правовых актов <49>. В то же время из этого никоим образом не следует необходимость регистрации локальных нормативных актов фондов.
Последние изменения: Зарплата и МРОТ
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, с 1 июня 2022 г. на 10% увеличена величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии), установленная Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ на 2022 г. Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ должны с 1 июня 2022 г. на 10% увеличить величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленную в субъекте РФ на 2022 г. (п. п. 1, 5 Постановления Правительства РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Помимо этого, с 1 июня 2022 г. на 10% увеличена величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения (в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии), установленная Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ на 2022 г. Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ должны с 1 июня 2022 г. на 10% увеличить величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, установленную в субъекте РФ на 2022 г. (п. п. 1, 5 Постановления Правительства РФ).