Размер индексации пенсии в 2016 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер индексации пенсии в 2016 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2023 по делу N 88-4136/2023, 2-108/2022 (УИД 16RS0039-01-2021-003526-35)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: По мнению истца, при расчете размера его пенсии пенсионным органом необоснованно не учтены спорные периоды трудовой деятельности.
Решение: Отказано.В части, касающейся доводов истца о неверном расчете фиксированной выплаты и неверном определении стоимости ИПК, суд также исходил из того, что с 2016 года выплата пенсии работающим пенсионерам (состоящим в трудовых отношениях) производится без ежегодной индексации, поэтому размер фиксированной выплаты и стоимость ИПК были верно определен ответчиком.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: По мнению истца, при расчете размера его пенсии пенсионным органом необоснованно не учтены спорные периоды трудовой деятельности.
Решение: Отказано.В части, касающейся доводов истца о неверном расчете фиксированной выплаты и неверном определении стоимости ИПК, суд также исходил из того, что с 2016 года выплата пенсии работающим пенсионерам (состоящим в трудовых отношениях) производится без ежегодной индексации, поэтому размер фиксированной выплаты и стоимость ИПК были верно определен ответчиком.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: В Госдуму внесли законопроект о поддержке работающих пенсионеров
(Дученко О.)
("Трудовое право", 2022, N 8)Как следует из пояснительной записки к законопроекту, многие пенсионеры вынуждены работать в связи с низкими размерами их страховых пенсий. При этом с 2016 года им была отменена индексация размера фиксированной выплаты к пенсии. Кроме того, ежегодный перерасчет страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости работающим пенсионерам дает увеличение размера страховой пенсии максимум на 3 балла за год, тогда как при обычном исчислении индивидуального пенсионного коэффициента максимум составляет 10 баллов. Однако тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работающих застрахованных лиц, одинаков как для работающих пенсионеров, так и для застрахованных лиц, не являющихся пенсионерами.
(Дученко О.)
("Трудовое право", 2022, N 8)Как следует из пояснительной записки к законопроекту, многие пенсионеры вынуждены работать в связи с низкими размерами их страховых пенсий. При этом с 2016 года им была отменена индексация размера фиксированной выплаты к пенсии. Кроме того, ежегодный перерасчет страховой пенсии и доли страховой пенсии по старости работающим пенсионерам дает увеличение размера страховой пенсии максимум на 3 балла за год, тогда как при обычном исчислении индивидуального пенсионного коэффициента максимум составляет 10 баллов. Однако тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями за работающих застрахованных лиц, одинаков как для работающих пенсионеров, так и для застрахованных лиц, не являющихся пенсионерами.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Следует особо отметить, что абсолютное большинство пенсионеров продолжают работать, невзирая на все меры, направленные на секвестирование их пенсионных прав, хотя значительная часть из них вынужденно перешла в теневой сектор занятости. Причина трудовой активности пенсионеров обусловлена объективными факторами бедности. Так, анализ динамики размера пенсий работающих пенсионеров после ограничения их прав на индексацию назначенных размеров пенсии показывает значительное сокращение доли занятости получателей относительно высоких размеров пенсии: если в 2016 г. продолжили работать более половины получателей пенсий выше среднестатистического уровня, то к 2022 г. их доля сократилась более чем вдвое. Это наглядно свидетельствует, что продолжение работы после назначения страховой пенсии является вынужденной в основном для низкодоходных категорий пенсионеров (табл. 4).
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Следует особо отметить, что абсолютное большинство пенсионеров продолжают работать, невзирая на все меры, направленные на секвестирование их пенсионных прав, хотя значительная часть из них вынужденно перешла в теневой сектор занятости. Причина трудовой активности пенсионеров обусловлена объективными факторами бедности. Так, анализ динамики размера пенсий работающих пенсионеров после ограничения их прав на индексацию назначенных размеров пенсии показывает значительное сокращение доли занятости получателей относительно высоких размеров пенсии: если в 2016 г. продолжили работать более половины получателей пенсий выше среднестатистического уровня, то к 2022 г. их доля сократилась более чем вдвое. Это наглядно свидетельствует, что продолжение работы после назначения страховой пенсии является вынужденной в основном для низкодоходных категорий пенсионеров (табл. 4).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ
(ред. от 22.11.2016)
"О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий"1. С 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", индексируются на коэффициент, равный 1,04.
(ред. от 22.11.2016)
"О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий"1. С 1 апреля 2016 года размеры социальных пенсий, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", индексируются на коэффициент, равный 1,04.
Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"6. Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с частями 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, не индексируется.
(ред. от 13.12.2024)
"Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"6. Сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с частями 4, 4.1 и 5 настоящей статьи, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, не индексируется.
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Размер пенсии за выслугу лет подлежит индексации в размерах и сроки, которые установлены для индексации окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми. Однако если учесть, что с 2014 г. эти оклады индексировались шесть раз и всего в целом в 1,35 раза, то несложно сделать вывод о том, что размер пенсии за выслугу лет существенно не вырос, несмотря на то что до 2019 г. было необходимо завершить мероприятия по развитию и системы материального стимулирования, и структуры денежного содержания гражданских служащих <13>.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Размер пенсии за выслугу лет подлежит индексации в размерах и сроки, которые установлены для индексации окладов месячного денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Коми. Однако если учесть, что с 2014 г. эти оклады индексировались шесть раз и всего в целом в 1,35 раза, то несложно сделать вывод о том, что размер пенсии за выслугу лет существенно не вырос, несмотря на то что до 2019 г. было необходимо завершить мероприятия по развитию и системы материального стимулирования, и структуры денежного содержания гражданских служащих <13>.
Статья: Изменения и судебная практика за июль 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Федеральный закон от 8 июля 2024 г. N 173-ФЗ. 8 июля 2024 года Президент РФ подписал Закон о возобновлении индексации пенсий работающих пенсионеров. Ее не производили с 2016 года.
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Федеральный закон от 8 июля 2024 г. N 173-ФЗ. 8 июля 2024 года Президент РФ подписал Закон о возобновлении индексации пенсий работающих пенсионеров. Ее не производили с 2016 года.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Важно также отметить, что действующий механизм индексации страховых пенсий по старости имеет исключения в виде работающих пенсионеров, с 1 января 2016 г. им страховые пенсии по старости выплачиваются без учета индексации <7>. Повышение пенсионных выплат работающим пенсионерам обеспечивается только за счет роста социальных отчислений работодателя и дополнительных накопленных ИПК (до 3,0 баллов и до 1,875 для лиц, формирующих пенсионные накопления), а инфляционные издержки должны компенсироваться ростом их заработной платы. Таким образом, по мнению экспертного сообщества, действующее законодательство содержит механизм двойного ограничения размера страховой пенсии в отношении работающих пенсионеров, что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости <8>. Возможно, именно отмена индексации пенсий работающим пенсионерам повлияла на сокращение их численности с 2016 г. почти в 2 раза: с 15 259 тыс. человек в 2016 г. до 7 912 тыс. человек в 2023 г. (рис. 1). Кроме того, нельзя исключать и влияние неформального сектора экономики на занятость граждан пенсионного возраста. Ведь для них при достижении пенсионного возраста и накоплении необходимого страхового стажа становится более не принципиальным официальный характер занятости, а выгоды от регулярной индексации пенсионных выплат являются более очевидными.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Важно также отметить, что действующий механизм индексации страховых пенсий по старости имеет исключения в виде работающих пенсионеров, с 1 января 2016 г. им страховые пенсии по старости выплачиваются без учета индексации <7>. Повышение пенсионных выплат работающим пенсионерам обеспечивается только за счет роста социальных отчислений работодателя и дополнительных накопленных ИПК (до 3,0 баллов и до 1,875 для лиц, формирующих пенсионные накопления), а инфляционные издержки должны компенсироваться ростом их заработной платы. Таким образом, по мнению экспертного сообщества, действующее законодательство содержит механизм двойного ограничения размера страховой пенсии в отношении работающих пенсионеров, что не соответствует понятию и нормам социальной справедливости <8>. Возможно, именно отмена индексации пенсий работающим пенсионерам повлияла на сокращение их численности с 2016 г. почти в 2 раза: с 15 259 тыс. человек в 2016 г. до 7 912 тыс. человек в 2023 г. (рис. 1). Кроме того, нельзя исключать и влияние неформального сектора экономики на занятость граждан пенсионного возраста. Ведь для них при достижении пенсионного возраста и накоплении необходимого страхового стажа становится более не принципиальным официальный характер занятости, а выгоды от регулярной индексации пенсионных выплат являются более очевидными.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом законодатель, устанавливая для пенсионеров, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, новый порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 г., предусмотрел правило о том, что в случае прекращения пенсионером работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения), корректировки их размера, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ, ст. 26.1 комментируемого Закона).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)При этом законодатель, устанавливая для пенсионеров, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, новый порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 г., предусмотрел правило о том, что в случае прекращения пенсионером работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения), корректировки их размера, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ, ст. 26.1 комментируемого Закона).
Статья: Основные параметры бюджетного планирования пенсионного страхования как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Справедливости ради следует отметить, что последующие федеральные правительства ФРГ, начиная от сменившего кабинет Аденауэра правительства Людвига Эрхарда и заканчивая правительством Герхарда Шредера, всячески пытались изменить эту так называемую формулу "динамических пенсий", стремясь именно к сокращению размера государственного трансферта в адрес пенсионной системы. Например, при Эрхарде был увеличен период наблюдения за ростом заработной платы в экономике, относительно которой индексировались пенсии, - с одного года до трех. А правительство Шредера добилось снижения законодательно зафиксированного коэффициента замещения <6>.
(Угодников К.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Справедливости ради следует отметить, что последующие федеральные правительства ФРГ, начиная от сменившего кабинет Аденауэра правительства Людвига Эрхарда и заканчивая правительством Герхарда Шредера, всячески пытались изменить эту так называемую формулу "динамических пенсий", стремясь именно к сокращению размера государственного трансферта в адрес пенсионной системы. Например, при Эрхарде был увеличен период наблюдения за ростом заработной платы в экономике, относительно которой индексировались пенсии, - с одного года до трех. А правительство Шредера добилось снижения законодательно зафиксированного коэффициента замещения <6>.