Различия договора транспортной экспедиции и перевозки
Подборка наиболее важных документов по запросу Различия договора транспортной экспедиции и перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2014 N 305-КГ14-4881 по делу N А40-164197/13
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку представленные обществом в целях подтверждения права на применение ставки 0 процентов по НДС документы не соответствуют требованиям НК РФ.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Кроме того, подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации разделяет понятия "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки" в связи с различиями хозяйственно-правовых отношений, и факт пересечения границы Российской Федерации имеет значение в целях применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для непосредственного перевозчика, тогда как по настоящему делу установлено, что общество оказывало услуги, связанные с перевозкой товара.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку представленные обществом в целях подтверждения права на применение ставки 0 процентов по НДС документы не соответствуют требованиям НК РФ.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Кроме того, подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации разделяет понятия "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки" в связи с различиями хозяйственно-правовых отношений, и факт пересечения границы Российской Федерации имеет значение в целях применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для непосредственного перевозчика, тогда как по настоящему делу установлено, что общество оказывало услуги, связанные с перевозкой товара.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Когда экспедиция, а когда и перевозка
(Фомичева Л.П.)
("Учет. Налоги. Право", 2003, N 44)Если организация-экспедитор выступает в роли посредника (и обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку груза), то налоговая база по НДС у нее должна определяться в соответствии с п.1 ст.156 НК РФ. То есть как и по договорам поручения, комиссии или агентским договорам в виде суммы дохода, полученного в качестве вознаграждения. Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговики (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 20.11.2002 N 24-11/56384). Однако хотим предупредить, что зачастую налоговые органы на местах не делают различий между договорами перевозки и договорами транспортной экспедиции, заставляя экспедитора включать в облагаемый оборот по НДС не только сумму своего вознаграждения, но и все суммы, полученные от клиента для выполнения посреднических функций. Эти требования неправомерны. В данном случае организация оказывает лишь посреднические услуги и сама не перевозит товар. Поэтому и сумма оплаты за перевозку, которую она фактически перечисляет перевозчику, не должна включаться у нее в налоговую базу по НДС.
(Фомичева Л.П.)
("Учет. Налоги. Право", 2003, N 44)Если организация-экспедитор выступает в роли посредника (и обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку груза), то налоговая база по НДС у нее должна определяться в соответствии с п.1 ст.156 НК РФ. То есть как и по договорам поручения, комиссии или агентским договорам в виде суммы дохода, полученного в качестве вознаграждения. Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговики (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 20.11.2002 N 24-11/56384). Однако хотим предупредить, что зачастую налоговые органы на местах не делают различий между договорами перевозки и договорами транспортной экспедиции, заставляя экспедитора включать в облагаемый оборот по НДС не только сумму своего вознаграждения, но и все суммы, полученные от клиента для выполнения посреднических функций. Эти требования неправомерны. В данном случае организация оказывает лишь посреднические услуги и сама не перевозит товар. Поэтому и сумма оплаты за перевозку, которую она фактически перечисляет перевозчику, не должна включаться у нее в налоговую базу по НДС.
Статья: О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам
(Пархомов М.С.)
("НДС: проблемы и решения", 2014, N 5)Прежде всего, в том же пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ присутствует разделение понятий "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки": первому посвящен абз. 2 указанного подпункта, второму - абз. 5. Связано это разделение, надо понимать, с различиями хозяйственно-правовых отношений, регулируемых договорами перевозки груза (гл. 40 ГК РФ) и транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). Таким образом, для непосредственного перевозчика факт пересечения границы РФ имеет решающее значение в целях применения нулевой ставки НДС. Экспедитор же оказывает клиенту комплекс услуг, связанных с перевозкой его товара. Перечень данных услуг, облагаемых по нулевой ставке, действительно приведен в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и действительно в нем не поименована такая услуга, как организация перевозки товара между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, а для применения экспедитором нулевой ставки НДС по перечисленным услугам определяющим является факт пересечения доставляемым товаром границы, но... Если предметом (целью) договора транспортной экспедиции является организация доставки груза клиента из точки А в точку Б, одна из которых расположена за пределами РФ, этот договор может и должен быть признан договором, связанным с организацией международной перевозки. А пунктами отправления и назначения в целях применения нулевой ставки по НДС Минфин России признает именно пункты, указанные в договоре, как сказано, например, в его Письмах от 09.06.2011 N 03-07-08/172, от 14.02.2011 N 03-07-08/41 и от 01.07.2011 N 03-07-08/201. Однако стоит отметить, что в двух последних финансисты противоречат сами себе, заявляя, что при перемещении товара от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ, транспортно-экспедиционные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18%. По всей видимости, смириться с мыслью, что в договоре может быть указан пункт на территории РФ, отличный от таможенного поста, чиновники не хотят.
(Пархомов М.С.)
("НДС: проблемы и решения", 2014, N 5)Прежде всего, в том же пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ присутствует разделение понятий "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки": первому посвящен абз. 2 указанного подпункта, второму - абз. 5. Связано это разделение, надо понимать, с различиями хозяйственно-правовых отношений, регулируемых договорами перевозки груза (гл. 40 ГК РФ) и транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). Таким образом, для непосредственного перевозчика факт пересечения границы РФ имеет решающее значение в целях применения нулевой ставки НДС. Экспедитор же оказывает клиенту комплекс услуг, связанных с перевозкой его товара. Перечень данных услуг, облагаемых по нулевой ставке, действительно приведен в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и действительно в нем не поименована такая услуга, как организация перевозки товара между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, а для применения экспедитором нулевой ставки НДС по перечисленным услугам определяющим является факт пересечения доставляемым товаром границы, но... Если предметом (целью) договора транспортной экспедиции является организация доставки груза клиента из точки А в точку Б, одна из которых расположена за пределами РФ, этот договор может и должен быть признан договором, связанным с организацией международной перевозки. А пунктами отправления и назначения в целях применения нулевой ставки по НДС Минфин России признает именно пункты, указанные в договоре, как сказано, например, в его Письмах от 09.06.2011 N 03-07-08/172, от 14.02.2011 N 03-07-08/41 и от 01.07.2011 N 03-07-08/201. Однако стоит отметить, что в двух последних финансисты противоречат сами себе, заявляя, что при перемещении товара от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ, транспортно-экспедиционные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18%. По всей видимости, смириться с мыслью, что в договоре может быть указан пункт на территории РФ, отличный от таможенного поста, чиновники не хотят.
"Предпринимательская деятельность без образования юридического лица"
(Демиева А.Г.)
("Статут", 2016)Следует отметить, что не все договоры, заключаемые предпринимателями, непосредственно направлены на получение прибыли. В процессе осуществления предпринимательской деятельности ее субъекты заключают соглашения, которые призваны содействовать бизнесу, например перевозка и транспортная экспедиция, заем и кредит, банковские сделки, страхование, доверительное управление имуществом, хранение, маркетинг и многие другие. Следовательно, не все предпринимательские договоры являются правовым средством осуществления предпринимательской деятельности.
(Демиева А.Г.)
("Статут", 2016)Следует отметить, что не все договоры, заключаемые предпринимателями, непосредственно направлены на получение прибыли. В процессе осуществления предпринимательской деятельности ее субъекты заключают соглашения, которые призваны содействовать бизнесу, например перевозка и транспортная экспедиция, заем и кредит, банковские сделки, страхование, доверительное управление имуществом, хранение, маркетинг и многие другие. Следовательно, не все предпринимательские договоры являются правовым средством осуществления предпринимательской деятельности.
Статья: Развитие законодательства, регулирующего отношения по транспортировке нефти в системе магистральных нефтепроводов, и его влияние на теоретические представления об их правовой сущности
(Шевченко Л.И.)
("Юридический мир", 2013, N 5)Дискуссия об отнесении договора транспортировки нефти к категории смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК) связана также с различием в определении элементов, составляющих его содержание. Д.Д. Логофет считает, что данный договор включает в себя элементы договора перевозки, иррегулярного хранения и мены <14>. По мнению С.Л. Ситникова, договор транспортировки состоит из элементов договора мены и договора об оказания услуг <15>. В.А. Егиазаров видит в данном договоре элементы договора транспортной экспедиции <16>.
(Шевченко Л.И.)
("Юридический мир", 2013, N 5)Дискуссия об отнесении договора транспортировки нефти к категории смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК) связана также с различием в определении элементов, составляющих его содержание. Д.Д. Логофет считает, что данный договор включает в себя элементы договора перевозки, иррегулярного хранения и мены <14>. По мнению С.Л. Ситникова, договор транспортировки состоит из элементов договора мены и договора об оказания услуг <15>. В.А. Егиазаров видит в данном договоре элементы договора транспортной экспедиции <16>.
Статья: Ответственность по договору транспортной экспедиции
(Каменков В.С.)
("Транспортное право", 2008, N 2)<12> Морозова Н.В. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции // Законодательство и экономика. 2005. N 4.
(Каменков В.С.)
("Транспортное право", 2008, N 2)<12> Морозова Н.В. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции // Законодательство и экономика. 2005. N 4.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2014 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2015, N 4)Кроме того, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ разделяет понятия "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки" в связи с различиями хозяйственно-правовых отношений, и факт пересечения границы Российской Федерации имеет значение в целях применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для непосредственного перевозчика, тогда как по настоящему делу установлено, что общество оказывало услуги, связанные с перевозкой товара.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2015, N 4)Кроме того, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ разделяет понятия "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки" в связи с различиями хозяйственно-правовых отношений, и факт пересечения границы Российской Федерации имеет значение в целях применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для непосредственного перевозчика, тогда как по настоящему делу установлено, что общество оказывало услуги, связанные с перевозкой товара.
Статья: Юридическая природа договора транспортной экспедиции и проблемы его правоприменения
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2015, N 6)Агентирование и транспортная экспедиция
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2015, N 6)Агентирование и транспортная экспедиция
Статья: Тонкости договора экспедиции
(Васильев Д.)
("Расчет", 2013, N 9)Есть также немаловажное различие, касающееся обязательности применения претензионного порядка в спорах по внутренним и международным грузоперевозкам. В отличие от законодательства России, направление таких бумаг, согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, не является обязательным. Статья 32 Конвенции не устанавливает обязательности предъявления претензии к экспедитору.
(Васильев Д.)
("Расчет", 2013, N 9)Есть также немаловажное различие, касающееся обязательности применения претензионного порядка в спорах по внутренним и международным грузоперевозкам. В отличие от законодательства России, направление таких бумаг, согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, не является обязательным. Статья 32 Конвенции не устанавливает обязательности предъявления претензии к экспедитору.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации"
(Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)2. Однако в отличие от ст. 313 ГК в ст. 805 нет указаний о том, что обязанность личного исполнения договора экспедитором может вытекать из закона, иных правовых актов или существа обязательства. Это различие в тексте ст. 313 ГК и ст. 805 дает основания считать, что в договоре транспортной экспедиции правомочия экспедитора на привлечение третьих лиц являются более широкими, нежели в других договорах, что отвечает особенностям договора экспедиции, часто исполняемого при дальних перевозках в отдаленных географических точках.
(Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)2. Однако в отличие от ст. 313 ГК в ст. 805 нет указаний о том, что обязанность личного исполнения договора экспедитором может вытекать из закона, иных правовых актов или существа обязательства. Это различие в тексте ст. 313 ГК и ст. 805 дает основания считать, что в договоре транспортной экспедиции правомочия экспедитора на привлечение третьих лиц являются более широкими, нежели в других договорах, что отвечает особенностям договора экспедиции, часто исполняемого при дальних перевозках в отдаленных географических точках.
Статья: Договор фрахтования вместимости воздушного судна (воздушный чартер)
(Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И.)
("Транспортное право", N 2, 2004)Различают также транспортную вспомогательную деятельность, которая опосредуется такими договорами, как фрахтование, буксировка и т.д., и нетранспортную вспомогательную деятельность, которая предполагает заключение таких договоров, как транспортная экспедиция, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, аренда транспортного средства, на организацию перевозок и др. <*>.
(Пиджаков А.Ю., Аксаментов О.И.)
("Транспортное право", N 2, 2004)Различают также транспортную вспомогательную деятельность, которая опосредуется такими договорами, как фрахтование, буксировка и т.д., и нетранспортную вспомогательную деятельность, которая предполагает заключение таких договоров, как транспортная экспедиция, на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, аренда транспортного средства, на организацию перевозок и др. <*>.
Статья: Клиент в транспортно-экспедиционных отношениях в связи с проблемами квалификации договора
(Кузьмичев А.С., Малыгин А.А.)
("Юрист", 2007, N 1)В литературе рассмотрению соотношения договора транспортной экспедиции с иными видами договоров уделено значительное внимание. Не подвергается сомнению отнесение договора транспортной экспедиции к сложным обязательствам, порождающим большое количество юридических связей. В этой связи интересно мнение Е.А. Суханова, отмечавшего, что "сложные обязательства подлежат юридической квалификации, исходя из всей совокупности взаимных прав и обязанностей, а не из отдельных, хотя и важных взаимосвязей. Так, в едином сложном обязательстве транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК) можно обнаружить элементы простых обязательств поручения и хранения, что не ведет к признанию его разновидностью или совокупностью данных обязательств" <27>. С.Ю. Морозов полагает, что "неверным шагом законодателя следует считать также закрепление возможности экспедитора совершать от имени клиента или от своего имени лишь одно юридическое действие - заключение договора перевозки. Эту возможность необходимо, - утверждает автор, - распространить на все юридические действия, совершаемые экспедитором" <28>. Н.В. Морозова делает существенное замечание в рамках сравнения договоров комиссии и транспортной экспедиции о том, что "в предмет комиссии не включается осуществление комиссионером фактических действий, фактические действия, выполняемые комиссионером, находятся "за рамками" договора комиссии, в договоре же транспортной экспедиции осуществление экспедитором фактических действий по своему значению сравнимо с выполнением юридических действий" <29>. Таким образом, характерной особенностью договора транспортной экспедиции является правовая возможность осуществления фактических действий экспедитором, в то время как конструкции договоров комиссии, а также поручения таких правовых возможностей не содержат, выводят их за рамки правового регулирования. Однако последнее, конечно, не может исключать осуществление поверенным или комиссионером фактических действий; речь должна идти лишь о невозможности (правовой) смешения предметов договоров транспортной экспедиции с договорами комиссии и поручения. Следует поэтому согласиться с автором в том, что "основным и достаточным различием между договором транспортной экспедиции и договором поручения является различная правовая природа этих договоров. Договор поручения имеет своим содержанием и целью представительство, тогда как договор транспортной экспедиции имеет своим содержанием и целью выполнение (организацию) услуг, связанных с перевозкой груза" <30>. Принципиальное отличие агентских отношений от транспортно-экспедиционных, по мнению Н.В. Морозовой, состоит в том, что экспедитор осуществляет в качестве основной деятельности не просто представительские функции, а организует перевозки грузов, обеспечивает их отправку и получение; договор транспортной экспедиции не является разновидностью договора поручения, комиссии, он - это самостоятельное гражданско-правовое соглашение, которое является наряду с договором поручения, комиссии и агентирования разновидностью договора об оказании услуг. С учетом приведенных соображений видится противоречивым следующее мнение Н.В. Морозовой: "При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, то есть при оказании услуг, связанных с организацией перевозки грузов, могут осуществляться технические действия, которые составляют предмет договора подряда, например упаковка (тарирование) груза. Однако выполняемые работы носят факультативный, необязательный характер и, превращая договор транспортной экспедиции в СМЕШАННЫЙ (выделено мной. - А.М.), тем не менее не меняют его правовую природу" <31>.
(Кузьмичев А.С., Малыгин А.А.)
("Юрист", 2007, N 1)В литературе рассмотрению соотношения договора транспортной экспедиции с иными видами договоров уделено значительное внимание. Не подвергается сомнению отнесение договора транспортной экспедиции к сложным обязательствам, порождающим большое количество юридических связей. В этой связи интересно мнение Е.А. Суханова, отмечавшего, что "сложные обязательства подлежат юридической квалификации, исходя из всей совокупности взаимных прав и обязанностей, а не из отдельных, хотя и важных взаимосвязей. Так, в едином сложном обязательстве транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК) можно обнаружить элементы простых обязательств поручения и хранения, что не ведет к признанию его разновидностью или совокупностью данных обязательств" <27>. С.Ю. Морозов полагает, что "неверным шагом законодателя следует считать также закрепление возможности экспедитора совершать от имени клиента или от своего имени лишь одно юридическое действие - заключение договора перевозки. Эту возможность необходимо, - утверждает автор, - распространить на все юридические действия, совершаемые экспедитором" <28>. Н.В. Морозова делает существенное замечание в рамках сравнения договоров комиссии и транспортной экспедиции о том, что "в предмет комиссии не включается осуществление комиссионером фактических действий, фактические действия, выполняемые комиссионером, находятся "за рамками" договора комиссии, в договоре же транспортной экспедиции осуществление экспедитором фактических действий по своему значению сравнимо с выполнением юридических действий" <29>. Таким образом, характерной особенностью договора транспортной экспедиции является правовая возможность осуществления фактических действий экспедитором, в то время как конструкции договоров комиссии, а также поручения таких правовых возможностей не содержат, выводят их за рамки правового регулирования. Однако последнее, конечно, не может исключать осуществление поверенным или комиссионером фактических действий; речь должна идти лишь о невозможности (правовой) смешения предметов договоров транспортной экспедиции с договорами комиссии и поручения. Следует поэтому согласиться с автором в том, что "основным и достаточным различием между договором транспортной экспедиции и договором поручения является различная правовая природа этих договоров. Договор поручения имеет своим содержанием и целью представительство, тогда как договор транспортной экспедиции имеет своим содержанием и целью выполнение (организацию) услуг, связанных с перевозкой груза" <30>. Принципиальное отличие агентских отношений от транспортно-экспедиционных, по мнению Н.В. Морозовой, состоит в том, что экспедитор осуществляет в качестве основной деятельности не просто представительские функции, а организует перевозки грузов, обеспечивает их отправку и получение; договор транспортной экспедиции не является разновидностью договора поручения, комиссии, он - это самостоятельное гражданско-правовое соглашение, которое является наряду с договором поручения, комиссии и агентирования разновидностью договора об оказании услуг. С учетом приведенных соображений видится противоречивым следующее мнение Н.В. Морозовой: "При осуществлении транспортно-экспедиционной деятельности, то есть при оказании услуг, связанных с организацией перевозки грузов, могут осуществляться технические действия, которые составляют предмет договора подряда, например упаковка (тарирование) груза. Однако выполняемые работы носят факультативный, необязательный характер и, превращая договор транспортной экспедиции в СМЕШАННЫЙ (выделено мной. - А.М.), тем не менее не меняют его правовую природу" <31>.
Статья: Проблемы развития транспортной деятельности государств в доктрине международного частного права
(Алиев Э.А.)
("Международное публичное и частное право", 2006, N 4)Время и развитие транспортной деятельности государств показали, что такой порядок регулирования международных перевозок способствовал и созданию определенных сложностей. Особенно это имело место в условиях развития и роста объема перевозок грузов и пассажиров, тем более следующих по территории нескольких стран, когда возникали трудности, связанные с существенным различием коллизионных норм и транспортного права соответствующих государств. Поэтому в целях избежания этих сложностей и трудностей государства стали активно заключать международные соглашения <*>, преимущественно в виде транспортных конвенций, в которых закреплялись единообразные, определяющие условия для международных перевозок. Не случайно, что согласно ст. 9 Закона Азербайджанской Республики "О транспорте" (1999) "осуществление перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты и транспортно-экспедиционного обслуживания проводится на основании соответствующих договоров, заключенных в соответствии с законодательством" (п. 1).
(Алиев Э.А.)
("Международное публичное и частное право", 2006, N 4)Время и развитие транспортной деятельности государств показали, что такой порядок регулирования международных перевозок способствовал и созданию определенных сложностей. Особенно это имело место в условиях развития и роста объема перевозок грузов и пассажиров, тем более следующих по территории нескольких стран, когда возникали трудности, связанные с существенным различием коллизионных норм и транспортного права соответствующих государств. Поэтому в целях избежания этих сложностей и трудностей государства стали активно заключать международные соглашения <*>, преимущественно в виде транспортных конвенций, в которых закреплялись единообразные, определяющие условия для международных перевозок. Не случайно, что согласно ст. 9 Закона Азербайджанской Республики "О транспорте" (1999) "осуществление перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты и транспортно-экспедиционного обслуживания проводится на основании соответствующих договоров, заключенных в соответствии с законодательством" (п. 1).