Различия договора транспортной экспедиции и перевозки



Подборка наиболее важных документов по запросу Различия договора транспортной экспедиции и перевозки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2014 N 305-КГ14-4881 по делу N А40-164197/13
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку представленные обществом в целях подтверждения права на применение ставки 0 процентов по НДС документы не соответствуют требованиям НК РФ.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Кроме того, подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации разделяет понятия "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки" в связи с различиями хозяйственно-правовых отношений, и факт пересечения границы Российской Федерации имеет значение в целях применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для непосредственного перевозчика, тогда как по настоящему делу установлено, что общество оказывало услуги, связанные с перевозкой товара.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Когда экспедиция, а когда и перевозка
(Фомичева Л.П.)
("Учет. Налоги. Право", 2003, N 44)
Если организация-экспедитор выступает в роли посредника (и обязуется за вознаграждение и за счет клиента организовать перевозку груза), то налоговая база по НДС у нее должна определяться в соответствии с п.1 ст.156 НК РФ. То есть как и по договорам поручения, комиссии или агентским договорам в виде суммы дохода, полученного в качестве вознаграждения. Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговики (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 20.11.2002 N 24-11/56384). Однако хотим предупредить, что зачастую налоговые органы на местах не делают различий между договорами перевозки и договорами транспортной экспедиции, заставляя экспедитора включать в облагаемый оборот по НДС не только сумму своего вознаграждения, но и все суммы, полученные от клиента для выполнения посреднических функций. Эти требования неправомерны. В данном случае организация оказывает лишь посреднические услуги и сама не перевозит товар. Поэтому и сумма оплаты за перевозку, которую она фактически перечисляет перевозчику, не должна включаться у нее в налоговую базу по НДС.
Статья: О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам
(Пархомов М.С.)
("НДС: проблемы и решения", 2014, N 5)
Прежде всего, в том же пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ присутствует разделение понятий "международная перевозка" и "транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при организации международной перевозки": первому посвящен абз. 2 указанного подпункта, второму - абз. 5. Связано это разделение, надо понимать, с различиями хозяйственно-правовых отношений, регулируемых договорами перевозки груза (гл. 40 ГК РФ) и транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). Таким образом, для непосредственного перевозчика факт пересечения границы РФ имеет решающее значение в целях применения нулевой ставки НДС. Экспедитор же оказывает клиенту комплекс услуг, связанных с перевозкой его товара. Перечень данных услуг, облагаемых по нулевой ставке, действительно приведен в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и действительно в нем не поименована такая услуга, как организация перевозки товара между двумя пунктами, расположенными на территории РФ, а для применения экспедитором нулевой ставки НДС по перечисленным услугам определяющим является факт пересечения доставляемым товаром границы, но... Если предметом (целью) договора транспортной экспедиции является организация доставки груза клиента из точки А в точку Б, одна из которых расположена за пределами РФ, этот договор может и должен быть признан договором, связанным с организацией международной перевозки. А пунктами отправления и назначения в целях применения нулевой ставки по НДС Минфин России признает именно пункты, указанные в договоре, как сказано, например, в его Письмах от 09.06.2011 N 03-07-08/172, от 14.02.2011 N 03-07-08/41 и от 01.07.2011 N 03-07-08/201. Однако стоит отметить, что в двух последних финансисты противоречат сами себе, заявляя, что при перемещении товара от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ, транспортно-экспедиционные услуги подлежат обложению НДС по ставке 18%. По всей видимости, смириться с мыслью, что в договоре может быть указан пункт на территории РФ, отличный от таможенного поста, чиновники не хотят.
показать больше документов