Раздел товарного рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Раздел товарного рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией о заключении соглашения о разделе рынка или ограничении доступа на него
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды удовлетворяют требование, если устанавливают, что Организация не заключала соглашение, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции (разделу товарного рынка, ограничению доступа или выхода из него).
(КонсультантПлюс, 2025)На практике суды удовлетворяют требование, если устанавливают, что Организация не заключала соглашение, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции (разделу товарного рынка, ограничению доступа или выхода из него).
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией об антиконкурентной координации деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)Организация сообщала ограниченную информацию, что приводило (могло привести) к разделу товарного рынка по составу продавцов (исполнителей) и покупателей (заказчиков), незаключению договоров с определенными исполнителями
(КонсультантПлюс, 2025)Организация сообщала ограниченную информацию, что приводило (могло привести) к разделу товарного рынка по составу продавцов (исполнителей) и покупателей (заказчиков), незаключению договоров с определенными исполнителями
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 51. О разграничении картелей о разделе товарных рынков
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 51. О разграничении картелей о разделе товарных рынков
Статья: Зачем превращать картель в гражданско-правовую сделку?
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
(Султанов А.Р.)
("Российская юстиция", 2025, N 2)В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); сокращению или прекращению производства товаров; отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Подпунктом 3 пункта 3 статьи 76 Договора предусмотрено, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к разделу товарного рынка по
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Подпунктом 3 пункта 3 статьи 76 Договора предусмотрено, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к разделу товарного рынка по
Статья: Трансграничный дистрибьюторский договор в национальном законодательстве и международной коммерческой практике
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)Применение к трансграничному дистрибьюторскому договору сверхимперативных норм также обусловлено его юридической квалификацией. Например, установленный подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрет раздела товарного рынка <49> не распространяется на "вертикальные" соглашения, к которым относится дистрибьюторский договор. Однако если такой договор квалифицируется судом как смешанный, включающий элементы агентирования, к нему могут быть неприменимы нормы о "вертикальных" соглашениях, но применима сверхимперативная норма п. 3 ст. 1007 ГК РФ о ничтожности условий агентского договора о продаже агентом товаров исключительно определенной категории покупателей либо исключительно покупателям, чье место нахождения или жительства расположено на договорной территории.
(Власова Н.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 3)Применение к трансграничному дистрибьюторскому договору сверхимперативных норм также обусловлено его юридической квалификацией. Например, установленный подп. 3 п. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции запрет раздела товарного рынка <49> не распространяется на "вертикальные" соглашения, к которым относится дистрибьюторский договор. Однако если такой договор квалифицируется судом как смешанный, включающий элементы агентирования, к нему могут быть неприменимы нормы о "вертикальных" соглашениях, но применима сверхимперативная норма п. 3 ст. 1007 ГК РФ о ничтожности условий агентского договора о продаже агентом товаров исключительно определенной категории покупателей либо исключительно покупателям, чье место нахождения или жительства расположено на договорной территории.
Статья: Использование технологии блокчейн при осуществлении монополистической деятельности
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)в) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)в) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> В этой связи Н.А. Лопашенко, например, писала о том, что выделение "квалифицирующего признака - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору - лишено всякого смысла". - Прим. авт. (см.: Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 1997. С. 81). Позицию о том, что указанная редакция запрещала в том числе антиконкурентные соглашения (согласованные действия), разделяют и другие исследователи, так, О.Г. Карпович писал о том, что "установление или поддержание единых цен в качестве способа ограничения конкуренции предполагает: 1) согласованные действия субъектов экономической деятельности по выработке и введению в рыночный оборот единых цен на конкретные товары, работы или услуги... 2) либо незаконные согласованные действия субъектов экономической деятельности по сохранению установленных ими цен, несмотря на их несоответствие рыночным требованиям". - Прим. авт. (см.: Карпович О.Г. Уголовно-правовые вопросы посягательств, препятствующих предпринимательской деятельности // Юрист. 2003. N 4; СПС "КонсультантПлюс"); Т.О. Кошаева, в свою очередь, отмечала, что "ограничение конкуренции путем раздела рынка выражается в сговоре двух или более хозяйствующих субъектов, направленном на раздел товарного рынка либо по территориальному признаку, либо по объему продаж и закупок, закреплению "торговых точек" на рынке и т.д." - Прим. авт. (см.: Кошаева Т.О. Преступления в сфере экономической деятельности (краткий комментарий к статьям Уголовного кодекса Российской Федерации) // Право и экономика. 1998, 1999. N 5, 6, 7, 8, 9, 12; СПС "КонсультантПлюс").
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)<1> В этой связи Н.А. Лопашенко, например, писала о том, что выделение "квалифицирующего признака - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору - лишено всякого смысла". - Прим. авт. (см.: Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 1997. С. 81). Позицию о том, что указанная редакция запрещала в том числе антиконкурентные соглашения (согласованные действия), разделяют и другие исследователи, так, О.Г. Карпович писал о том, что "установление или поддержание единых цен в качестве способа ограничения конкуренции предполагает: 1) согласованные действия субъектов экономической деятельности по выработке и введению в рыночный оборот единых цен на конкретные товары, работы или услуги... 2) либо незаконные согласованные действия субъектов экономической деятельности по сохранению установленных ими цен, несмотря на их несоответствие рыночным требованиям". - Прим. авт. (см.: Карпович О.Г. Уголовно-правовые вопросы посягательств, препятствующих предпринимательской деятельности // Юрист. 2003. N 4; СПС "КонсультантПлюс"); Т.О. Кошаева, в свою очередь, отмечала, что "ограничение конкуренции путем раздела рынка выражается в сговоре двух или более хозяйствующих субъектов, направленном на раздел товарного рынка либо по территориальному признаку, либо по объему продаж и закупок, закреплению "торговых точек" на рынке и т.д." - Прим. авт. (см.: Кошаева Т.О. Преступления в сфере экономической деятельности (краткий комментарий к статьям Уголовного кодекса Российской Федерации) // Право и экономика. 1998, 1999. N 5, 6, 7, 8, 9, 12; СПС "КонсультантПлюс").
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, если обратиться к российскому законодательству и правоприменительной практике, то можно обнаружить довольно четкие ограничения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести: 1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Так, если обратиться к российскому законодательству и правоприменительной практике, то можно обнаружить довольно четкие ограничения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются ограничивающими конкуренцию и запрещаются соглашения (картели) между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести: 1) к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращению или прекращению производства товаров; 5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Статья: Перспективы применения критерия de minimis в делах о картелях
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
Статья: Законодательная регламентация оснований уголовной ответственности за антиконкурентные соглашения в государствах - членах ЕАЭС
(Тесленко А.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Наиболее широкий среди исследуемых уголовных законов перечень запрещенных действий содержится в Уголовном кодексе Республики Казахстан, ст. 221 которого на сегодняшний день запрещает: 1) установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких (низких) или согласованных цен; 2) установление ограничений на перепродажу купленных у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение, товаров (работ, услуг) по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, количеству либо цене; 3) раздел товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров (работ, услуг), объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей; 4) иные деяния, направленные на ограничение конкуренции.
(Тесленко А.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 2)Наиболее широкий среди исследуемых уголовных законов перечень запрещенных действий содержится в Уголовном кодексе Республики Казахстан, ст. 221 которого на сегодняшний день запрещает: 1) установление и (или) поддержание субъектами рынка монопольно высоких (низких) или согласованных цен; 2) установление ограничений на перепродажу купленных у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение, товаров (работ, услуг) по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, количеству либо цене; 3) раздел товарных рынков по территориальному признаку, ассортименту товаров (работ, услуг), объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей; 4) иные деяния, направленные на ограничение конкуренции.
Статья: Разъяснения ВС РФ о надлежащей процедуре рассмотрения дел в антимонопольных органах и их применение судами
(Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Так, в Законе о защите конкуренции понятие "принципы" используется в двух значениях: "принципы определения цены товара" (в ст. 10) и в отношении раздела товарного рынка по территориальному принципу (ст. ст. 11, 11.1, 16). Соответственно, в гл. 9, регламентирующей рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, ничего о принципах рассмотрения дел также не сказано.
(Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Так, в Законе о защите конкуренции понятие "принципы" используется в двух значениях: "принципы определения цены товара" (в ст. 10) и в отношении раздела товарного рынка по территориальному принципу (ст. ст. 11, 11.1, 16). Соответственно, в гл. 9, регламентирующей рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, ничего о принципах рассмотрения дел также не сказано.
Статья: Проблемы противодействия антиконкурентным соглашениям в условиях цифровой экономики: некоторые экономико-правовые императивы в сравнительно-правовом ключе
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Принятыми правовыми средствами исключалась сама возможность договорных отношений о цене, параметрах раздела товарного рынка, манипуляциях, связанных с производством товара, который повлечет рост цены, дискриминационной договорной политики.
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Принятыми правовыми средствами исключалась сама возможность договорных отношений о цене, параметрах раздела товарного рынка, манипуляциях, связанных с производством товара, который повлечет рост цены, дискриминационной договорной политики.
Статья: Судебная практика по делам, связанным с применением статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции"
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что антимонопольным органом приведены достаточные доказательства, подтверждающие нарушение антимонопольного запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ. Нарушение выразилось в заключении и реализации обществами соглашения, направленного на раздел товарного рынка по территориальному принципу и объему продаж, при участии в электронных аукционах.
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что антимонопольным органом приведены достаточные доказательства, подтверждающие нарушение антимонопольного запрета, установленного пунктом 3 части 1 статьи 11 Закона N 135-ФЗ. Нарушение выразилось в заключении и реализации обществами соглашения, направленного на раздел товарного рынка по территориальному принципу и объему продаж, при участии в электронных аукционах.
Статья: Проблемы соблюдения антимонопольного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Реализуя представительскую функцию, региональные операторы сами могут выступить в роли координатора экономической деятельности в результате необоснованного вмешательства в гражданско-правовые отношения собственников жилых помещений. Зачастую между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональными операторами заключаются соглашения, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках в сфере обращения с отходами, в том числе к устранению с рынка оказания услуг по транспортированию отходов отдельных хозяйствующих субъектов, а также к созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, а также к разделу товарного рынка по обработке и утилизации отходов по территориальному принципу. Подтверждение указанных обстоятельств свидетельствует о нарушении п. 3 ст. 16 Закона о защите конкуренции <5>.
(Челышева Н.Ю., Парунина П.О.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 6)Реализуя представительскую функцию, региональные операторы сами могут выступить в роли координатора экономической деятельности в результате необоснованного вмешательства в гражданско-правовые отношения собственников жилых помещений. Зачастую между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональными операторами заключаются соглашения, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции на товарных рынках в сфере обращения с отходами, в том числе к устранению с рынка оказания услуг по транспортированию отходов отдельных хозяйствующих субъектов, а также к созданию преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, а также к разделу товарного рынка по обработке и утилизации отходов по территориальному принципу. Подтверждение указанных обстоятельств свидетельствует о нарушении п. 3 ст. 16 Закона о защите конкуренции <5>.