Ратификация россией договоров с другими государствами об избежании двойного налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Ратификация россией договоров с другими государствами об избежании двойного налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Как исполнить обязанности налогового агента при выплате доходов иностранной компании
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Список международных договоров России об избежании двойного налогообложения опубликован Минфином <3>. Ознакомиться с ним можно также на сайте ведомства: https://minfin.gov.ru/ -> Деятельность -> Налоговая политика -> Международные налоговые отношения -> Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2023, N 15)Список международных договоров России об избежании двойного налогообложения опубликован Минфином <3>. Ознакомиться с ним можно также на сайте ведомства: https://minfin.gov.ru/ -> Деятельность -> Налоговая политика -> Международные налоговые отношения -> Список международных договоров об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и другими государствами.
Статья: К вопросу о двухсторонних и многосторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
(Еремин С.Г.)
("Российская юстиция", 2010, N 6)По мнению диссертанта, позитивным моментом в ратификации международных договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения будет также и изучение зарубежного опыта в этой области. Примером тому может служить Министерство финансов Российской Федерации, которое, проанализировав процесс ратификации ряда договоров (соглашений), заключаемых США, Францией и некоторыми другими государствами через парламенты этих государств, пришло к следующим выводам <5>.
(Еремин С.Г.)
("Российская юстиция", 2010, N 6)По мнению диссертанта, позитивным моментом в ратификации международных договоров (соглашений) об избежании двойного налогообложения будет также и изучение зарубежного опыта в этой области. Примером тому может служить Министерство финансов Российской Федерации, которое, проанализировав процесс ратификации ряда договоров (соглашений), заключаемых США, Францией и некоторыми другими государствами через парламенты этих государств, пришло к следующим выводам <5>.
Нормативные акты
Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ
(ред. от 16.07.2025)
"О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"система налогов и сборов в Российской Федерации;
(ред. от 16.07.2025)
"О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"система налогов и сборов в Российской Федерации;
Письмо ГНИ по г. Москве от 09.06.1997 N 11-13/12730
"О проведении проверки предприятий и организаций, являющихся источниками выплаты доходов иностранным юридическим лицам, не связанным с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство"Согласно разъяснениям Министерства иностранных дел Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость иностранных юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, производится без учета ратифицированных международных договоров СССР или Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, так как они не затрагивают вопросы, связанные с налогом на добавленную стоимость и другими косвенными налогами.
"О проведении проверки предприятий и организаций, являющихся источниками выплаты доходов иностранным юридическим лицам, не связанным с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство"Согласно разъяснениям Министерства иностранных дел Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость иностранных юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации, производится без учета ратифицированных международных договоров СССР или Российской Федерации с иностранными государствами об избежании двойного налогообложения, так как они не затрагивают вопросы, связанные с налогом на добавленную стоимость и другими косвенными налогами.
Статья: Защита прав иностранных инвесторов по законодательству Российской Федерации
(Губин Е.П.)
("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2013, N 1)Нельзя не отметить наличие множества двусторонних договоров и конвенций между Российской Федерацией и другими государствами. Так, например, существует Договор от 17 июня 1992 г. между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Между Российской Федерацией и Королевством Норвегия существует Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, заключенная в Осло 26 марта 1996 г., ратифицированная Российской Федерацией 26 ноября 2002 г.
(Губин Е.П.)
("Предпринимательское право". Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом", 2013, N 1)Нельзя не отметить наличие множества двусторонних договоров и конвенций между Российской Федерацией и другими государствами. Так, например, существует Договор от 17 июня 1992 г. между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал. Между Российской Федерацией и Королевством Норвегия существует Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, заключенная в Осло 26 марта 1996 г., ратифицированная Российской Федерацией 26 ноября 2002 г.
Статья: Обзор арбитражной практики по НДФЛ
(Соболева Е.А.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4)<1> Федеральный закон от 17.05.2007 N 81-ФЗ "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество".
(Соболева Е.А.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 4)<1> Федеральный закон от 17.05.2007 N 81-ФЗ "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество".
Вопрос: В 2010 г. ИП получил доход в иностранном государстве (Республика Эстония). Организация, которая перечислила ИП доход, удержала подоходный налог по ставке данного государства - 21%. Подтверждающие документы из налогового органа Эстонии имеются. Должен ли ИП с полученного дохода уплатить НДФЛ по ставке 13% в РФ?
(Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 N 03-04-05/8-852)В соответствии с п. 1 ст. 232 Кодекса фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
(Письмо Минфина РФ от 02.11.2011 N 03-04-05/8-852)В соответствии с п. 1 ст. 232 Кодекса фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Статья: О переквалификации процентов в дивиденды, уплачиваемые аффилированной иностранной организации: соотношение норм международного и национального налоговых законодательств
(Гаджиев Р.Г., Крюков В.В.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 6)"Если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим получателем процентов или между ними обоими и какими-либо третьими лицами сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим получателем процентов при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося государства и с учетом других положений настоящей Конвенции".
(Гаджиев Р.Г., Крюков В.В.)
("Ваш налоговый адвокат", 2009, N 6)"Если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим получателем процентов или между ними обоими и какими-либо третьими лицами сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим получателем процентов при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося государства и с учетом других положений настоящей Конвенции".
Вопрос: ...Российская организация получила заем от учредителя - резидента Израиля (нет представительства в РФ). Обязана ли она при выплате процентов удерживать налог на прибыль и в каком размере?
(Консультация эксперта, 2016)Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
(Консультация эксперта, 2016)Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Вопрос: ...Налогоплательщику-лизингополучателю доначислен налог на имущество: в налогооблагаемую базу не была включена стоимость предмета договоров лизинга. По мнению организации, имущество не облагается налогом согласно Конвенции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанной между Правительством РФ и Правительством Австрийской Республики от 13.04.2000. Правомерно ли доначисление налога на имущество?
(Консультация эксперта, 2009)Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
(Консультация эксперта, 2009)Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Вопрос: Об апостилировании сертификатов о подтверждении налогового статуса налогоплательщика для применения Конвенции между Правительством РФ и Правительством Казахстана.
(Письмо ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16591)В этой связи в последние годы в проекты протоколов к международным договорам Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, как правило, включается пункт о том, что сертификат о резидентстве, выданный компетентным органом Договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует проставления апостиля для целей применения в другом Договаривающемся государстве.
(Письмо ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16591)В этой связи в последние годы в проекты протоколов к международным договорам Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, как правило, включается пункт о том, что сертификат о резидентстве, выданный компетентным органом Договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует проставления апостиля для целей применения в другом Договаривающемся государстве.
Статья: Обзор постановлений, вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации: май - июнь 2015
(Виноградов Т., Гребенщикова Я., Подоплелова О., Храмова Т.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2015, N 4)Суд отметил также, что при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола к Соглашению, но и положения Договора о ЕАЭС, в рамках которого была достигнута договоренность о распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах - членах ЕАЭС.
(Виноградов Т., Гребенщикова Я., Подоплелова О., Храмова Т.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2015, N 4)Суд отметил также, что при выборе нормы международного договора необходимо учитывать не только положения Протокола к Соглашению, но и положения Договора о ЕАЭС, в рамках которого была достигнута договоренность о распространении на физических лиц, являющихся налоговыми резидентами государств - членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах - членах ЕАЭС.
"Налоговые споры: соотношение гражданского и налогового законодательства"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Нагорная Э.Н.)
("Юстицинформ", 2004)В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", заключенным 24 июня 1994 г. и ратифицированным Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 41-ФЗ, прибыль от предпринимательской деятельности, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению только в этом Государстве, если такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Нагорная Э.Н.)
("Юстицинформ", 2004)В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", заключенным 24 июня 1994 г. и ратифицированным Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 41-ФЗ, прибыль от предпринимательской деятельности, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению только в этом Государстве, если такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство.
Вопрос: ...Иностранная организация (Ирландия), не осуществляющая деятельность на территории РФ через постоянное представительство, приобрела в собственность квартиру, находящуюся на территории РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В мае 2010 г. иностранная организация встала на учет в налоговом органе в связи с владением недвижимым имуществом на территории РФ. В июле 2011 г. иностранная организация продала данную квартиру гражданину РФ. У иностранной организации отсутствуют открытые счета на территории РФ. Подлежит ли налогообложению налогом на прибыль доход данной иностранной организации, полученный от продажи квартиры, находящейся на территории РФ?
(Письмо Минфина РФ от 29.09.2011 N 03-03-06/1/602)В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
(Письмо Минфина РФ от 29.09.2011 N 03-03-06/1/602)В соответствии со ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.