Расселение аварийного дома
Подборка наиболее важных документов по запросу Расселение аварийного дома (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от сроков расселения ветхо-аварийного дома.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 37 "Требования к обеспечению безопасности зданий и сооружений при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа)" Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"В силу приведенных норм права на органы местного самоуправления муниципального образования возложены обязанности по принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер по сносу аварийных расселенных домов, поскольку непринятие своевременных мер по сносу аварийных расселенных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неравное положение собственников и нанимателей аварийного жилья. Конституционный Суд против!
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 4)"Расселение аварийного дома" - для жителей это звучит как праздник. В России тысячи семей живут в аварийных домах с большим количеством конструктивных недостатков. Согласно закону все семьи могут получить денежную компенсацию или квартиру. Но все ли так просто и радужно?
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 4)"Расселение аварийного дома" - для жителей это звучит как праздник. В России тысячи семей живут в аварийных домах с большим количеством конструктивных недостатков. Согласно закону все семьи могут получить денежную компенсацию или квартиру. Но все ли так просто и радужно?
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
(ред. от 04.11.2025)Статья 89. Предоставление гражданам другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
(ред. от 25.12.2023)
"О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При продаже на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка под жилищное строительство с обязанностью по компенсации затрат на расселение аварийного дома необходимо учитывать следующее.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При продаже на аукционе права на заключение договора аренды земельного участка под жилищное строительство с обязанностью по компенсации затрат на расселение аварийного дома необходимо учитывать следующее.
Ситуация: Каков порядок предоставления жилых помещений при сносе аварийных многоквартирных домов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выселяемым из аварийного дома гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения предоставляются также по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Выселяемым из аварийного дома гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие жилые помещения предоставляются также по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
Статья: Прекращение права собственности на жилые помещения аварийного многоквартирного дома и подлежащего сносу при изъятии земельного участка для муниципальных нужд
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Между тем исходя из анализа соответствующих законодательных актов расселение аварийных многоквартирных домов не ставится в зависимость от потребностей муниципальных образований в земельных участках и имеющихся муниципальных нужд.
(Прощалыгин Р.А., Тарасов Д.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 3)Между тем исходя из анализа соответствующих законодательных актов расселение аварийных многоквартирных домов не ставится в зависимость от потребностей муниципальных образований в земельных участках и имеющихся муниципальных нужд.
Статья: Развитие градостроительного законодательства России в части регулирования договорных отношений
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Поскольку комплексное развитие территорий и их освоение в большинстве случаев предполагало применение конкурентных способов выбора будущего застройщика, вся информация о проведенных торгах содержится на официальном сайте (https://torgi.gov.ru). Согласно имеющейся на этом сайте информации на конец марта 2021 года распространение получили только торги в рамках процедуры развития застроенной территории (немногим более 3 000 лотов). Это можно объяснить как тем, что такая процедура является более "старой" процедурой комплексного развития, так и тем, что для населенных пунктов злободневным является расселение аварийных домов и что на реализацию этой функции и выполнение своих публичных обязательств муниципальные образования готовы тратить бюджетные деньги. Остальные виды используются на практике крайне редко. На освоение территорий было проведено немногим более 50 торгов (при этом только один лот был для строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования (в Камчатском крае), остальные - для жилья экономического класса). Под комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса были отданы чуть более 20 площадок. В настоящее время земли под комплексное развитие по инициативе администрации являются предметом двух лотов (в Красноярском крае и Кемеровской области). При этом надо понимать, что определенная часть торгов не заканчивалась подписанием договора, поскольку торги признавались несостоявшимися в связи с отсутствием допущенных участников или их аннулированием.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)Поскольку комплексное развитие территорий и их освоение в большинстве случаев предполагало применение конкурентных способов выбора будущего застройщика, вся информация о проведенных торгах содержится на официальном сайте (https://torgi.gov.ru). Согласно имеющейся на этом сайте информации на конец марта 2021 года распространение получили только торги в рамках процедуры развития застроенной территории (немногим более 3 000 лотов). Это можно объяснить как тем, что такая процедура является более "старой" процедурой комплексного развития, так и тем, что для населенных пунктов злободневным является расселение аварийных домов и что на реализацию этой функции и выполнение своих публичных обязательств муниципальные образования готовы тратить бюджетные деньги. Остальные виды используются на практике крайне редко. На освоение территорий было проведено немногим более 50 торгов (при этом только один лот был для строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования (в Камчатском крае), остальные - для жилья экономического класса). Под комплексное освоение территории в целях строительства жилья экономического класса были отданы чуть более 20 площадок. В настоящее время земли под комплексное развитие по инициативе администрации являются предметом двух лотов (в Красноярском крае и Кемеровской области). При этом надо понимать, что определенная часть торгов не заканчивалась подписанием договора, поскольку торги признавались несостоявшимися в связи с отсутствием допущенных участников или их аннулированием.
Статья: Жилищные гарантии при реализации проектов комплексного развития территорий жилой застройки
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)С этой точки зрения предусмотренные сегодня ст. 32 ЖК РФ жилищные гарантии при расселении аварийных многоквартирных домов не вполне соответствуют целям программы, особенно с учетом реализации данной программы вне рамок КРТ за счет бюджетных средств, т.е. средств налогоплательщиков.
(Косарева Н.Б.)
("Закон", 2023, N 3)С этой точки зрения предусмотренные сегодня ст. 32 ЖК РФ жилищные гарантии при расселении аварийных многоквартирных домов не вполне соответствуют целям программы, особенно с учетом реализации данной программы вне рамок КРТ за счет бюджетных средств, т.е. средств налогоплательщиков.
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования недвижимости в связи с развитием жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Пилотные проекты в рамках Стратегии. Выше уже упоминалось о домокомплектах из древесины, внедрение которых было бы весьма полезным для нашей страны, имеющей немалые запасы ее и до сих пор все еще недостаточно использующей такой ценный ресурс. В настоящее время Правительством РФ прорабатывается запуск пилотных проектов по применению деревянных конструкций при расселении аварийных домов в Северо-Западном федеральном округе, а со следующего года застройщикам могут разрешить массовую деревянную застройку. Специалисты полагают, что развитию нового типа домостроения поспособствует специальная льготная ипотека, что позволит сделать такое жилье более доступным для граждан. На отбор пилотных проектов влияют уровень развития производственной базы деревянных изделий и логистика в плане обеспечения стройматериалами. Как известно, много леса в Республике Коми, Вологодской, Архангельской, Владимирской областях. Строить из местных материалов будет дешевле, быстрее и выгоднее <32>.
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)Пилотные проекты в рамках Стратегии. Выше уже упоминалось о домокомплектах из древесины, внедрение которых было бы весьма полезным для нашей страны, имеющей немалые запасы ее и до сих пор все еще недостаточно использующей такой ценный ресурс. В настоящее время Правительством РФ прорабатывается запуск пилотных проектов по применению деревянных конструкций при расселении аварийных домов в Северо-Западном федеральном округе, а со следующего года застройщикам могут разрешить массовую деревянную застройку. Специалисты полагают, что развитию нового типа домостроения поспособствует специальная льготная ипотека, что позволит сделать такое жилье более доступным для граждан. На отбор пилотных проектов влияют уровень развития производственной базы деревянных изделий и логистика в плане обеспечения стройматериалами. Как известно, много леса в Республике Коми, Вологодской, Архангельской, Владимирской областях. Строить из местных материалов будет дешевле, быстрее и выгоднее <32>.
Статья: Правовое противодействие фиктивным бракам в России: тенденции и перспективы
(Смиренская Е.В., Анисимов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)3. Учитывая тесную взаимообусловленность свободы брака и свободы развода, в СК РФ нужно добавить конструкцию фиктивного развода, например, когда граждане формально разводятся, сохраняя семью, рассчитывая получить при расселении аварийного дома не одну, а две квартиры. Аналогичным образом при фиктивном разводе новоявленная мать-одиночка может претендовать на государственные социальные пособия для такой категории лиц.
(Смиренская Е.В., Анисимов А.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 6)3. Учитывая тесную взаимообусловленность свободы брака и свободы развода, в СК РФ нужно добавить конструкцию фиктивного развода, например, когда граждане формально разводятся, сохраняя семью, рассчитывая получить при расселении аварийного дома не одну, а две квартиры. Аналогичным образом при фиктивном разводе новоявленная мать-одиночка может претендовать на государственные социальные пособия для такой категории лиц.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Оперативно-защитные меры - это способы (приемы) властного воздействия, состоящие в установлении компетентными административно-публичными субъектами прямых запретов на совершение тех или иных действий, осуществлении определенных видов деятельности, а также в возложении на физических лиц и организации специальных юридических обязанностей, направленные на обеспечение оперативной защиты населения, отдельных граждан, организаций, систем жизнеобеспечения на соответствующих территориях при возникновении реальной угрозы их безопасности (жизни, здоровью, имуществу). Соблюдение таких устанавливаемых запретов и исполнение специальных обязанностей физическими лицами и организациями позволяет обеспечить необходимый режим безопасности на соответствующей территории, сохранить жизнь, здоровье и имущество этих лиц, объекты их жизнеобеспечения. К числу оперативно-защитных мер можно, в частности, отнести закрытие сотрудниками полиции дорог или улиц для движения пешеходов и транспортных средств в связи с отсутствием условий для безопасного дорожного движения, запрещение въезда на определенную территорию или выезда с нее, установление карантина, установление запрета на проведение массовых публичных мероприятий, ограничений на посещение объектов с массовым пребыванием людей, введение комендантского часа с запретом нахождения на улицах в определенное время суток, выселение граждан из аварийных жилых домов, эвакуация населения из опасных районов в связи с техногенной катастрофой, аварией, масштабным лесным пожаром и т.п. Оперативно-защитные меры представляют собой оперативную реакцию компетентных административно-публичных субъектов на возникновение реальных угроз безопасности населения и соответствующих территорий. При этом вводимые на определенной территории, на определенном объекте оперативно-защитные меры должны быть адекватны, пропорциональны возникшим на данной территории или на данном объекте реальным угрозам безопасности.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)2. Оперативно-защитные меры - это способы (приемы) властного воздействия, состоящие в установлении компетентными административно-публичными субъектами прямых запретов на совершение тех или иных действий, осуществлении определенных видов деятельности, а также в возложении на физических лиц и организации специальных юридических обязанностей, направленные на обеспечение оперативной защиты населения, отдельных граждан, организаций, систем жизнеобеспечения на соответствующих территориях при возникновении реальной угрозы их безопасности (жизни, здоровью, имуществу). Соблюдение таких устанавливаемых запретов и исполнение специальных обязанностей физическими лицами и организациями позволяет обеспечить необходимый режим безопасности на соответствующей территории, сохранить жизнь, здоровье и имущество этих лиц, объекты их жизнеобеспечения. К числу оперативно-защитных мер можно, в частности, отнести закрытие сотрудниками полиции дорог или улиц для движения пешеходов и транспортных средств в связи с отсутствием условий для безопасного дорожного движения, запрещение въезда на определенную территорию или выезда с нее, установление карантина, установление запрета на проведение массовых публичных мероприятий, ограничений на посещение объектов с массовым пребыванием людей, введение комендантского часа с запретом нахождения на улицах в определенное время суток, выселение граждан из аварийных жилых домов, эвакуация населения из опасных районов в связи с техногенной катастрофой, аварией, масштабным лесным пожаром и т.п. Оперативно-защитные меры представляют собой оперативную реакцию компетентных административно-публичных субъектов на возникновение реальных угроз безопасности населения и соответствующих территорий. При этом вводимые на определенной территории, на определенном объекте оперативно-защитные меры должны быть адекватны, пропорциональны возникшим на данной территории или на данном объекте реальным угрозам безопасности.