Распределение прибыли унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Распределение прибыли унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Госкорпорации и публично-правовые компании как субъекты финансового права
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Фактически в этой части структура финансов госкорпораций с правовой точки зрения сходна со структурой финансово-правового института государственных и муниципальных унитарных предприятий, который был выделен в системе финансового права в 1987 г. в учебнике финансового права под редакцией Л.К. Вороновой и Н.И. Химичевой <9>. Конкретно, институт финансов государственных предприятий (позже, после принятия Конституции РФ 1993 г. - институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий) рассматривался как комплексный финансово-правовой институт, регулирующий децентрализованные финансы и включающий в себя правовые нормы, одновременно входящие в бюджетное, налоговое право, институт публичного финансового контроля, но, что весьма значимо, - и специфические нормы, не входящие ни в какой другой финансово-правовой институт. Это нормы о порядке определения отчислений от прибыли унитарных предприятий и передаче ее в доход бюджета, а также нормы, регулирующие порядок распределения прибыли на каждом унитарном предприятии <10>. Нормы представляют полномочия органов публичной власти, министерств и ведомств, в ведении которых находятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, по определению нормы отчисления прибыли унитарных предприятий в доход бюджета, а также правомочия по созданию внутрихозяйственных финансовых фондов на этих предприятиях.
(Карасева (Сенцова) М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Фактически в этой части структура финансов госкорпораций с правовой точки зрения сходна со структурой финансово-правового института государственных и муниципальных унитарных предприятий, который был выделен в системе финансового права в 1987 г. в учебнике финансового права под редакцией Л.К. Вороновой и Н.И. Химичевой <9>. Конкретно, институт финансов государственных предприятий (позже, после принятия Конституции РФ 1993 г. - институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий) рассматривался как комплексный финансово-правовой институт, регулирующий децентрализованные финансы и включающий в себя правовые нормы, одновременно входящие в бюджетное, налоговое право, институт публичного финансового контроля, но, что весьма значимо, - и специфические нормы, не входящие ни в какой другой финансово-правовой институт. Это нормы о порядке определения отчислений от прибыли унитарных предприятий и передаче ее в доход бюджета, а также нормы, регулирующие порядок распределения прибыли на каждом унитарном предприятии <10>. Нормы представляют полномочия органов публичной власти, министерств и ведомств, в ведении которых находятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, по определению нормы отчисления прибыли унитарных предприятий в доход бюджета, а также правомочия по созданию внутрихозяйственных финансовых фондов на этих предприятиях.
Статья: О дивидендной политике компаний с государственным участием
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)<18> Отчет о результатах "Анализ практики формирования и реализации в 2017 - 2018 годах и истекшем периоде 2019 года дивидендной политики при осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных (складочных) капиталах которых находятся в федеральной собственности, и полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий при определении направлений распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий". URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/24d/24d8a89f66dca56b176d7040f2780a5d.pdf.
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)<18> Отчет о результатах "Анализ практики формирования и реализации в 2017 - 2018 годах и истекшем периоде 2019 года дивидендной политики при осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных (складочных) капиталах которых находятся в федеральной собственности, и полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий при определении направлений распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий". URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/24d/24d8a89f66dca56b176d7040f2780a5d.pdf.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)Создание публично-правовым образованием предприятия было вызвано необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Поддержка предприятия путем выдачи его контрагенту государственной гарантии направлена на создание Российской Федерацией условий для достижения указанной цели учреждения должника и обусловлена публичным интересом. Причиной действий публично-правового образования не являлось характерное для обычного контролирующего лица бенефициарное стремление участвовать в распределении всей возможной будущей прибыли должника.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.01.2020)Создание публично-правовым образованием предприятия было вызвано необходимостью осуществления им деятельности для решения общественно значимых задач (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Поддержка предприятия путем выдачи его контрагенту государственной гарантии направлена на создание Российской Федерацией условий для достижения указанной цели учреждения должника и обусловлена публичным интересом. Причиной действий публично-правового образования не являлось характерное для обычного контролирующего лица бенефициарное стремление участвовать в распределении всей возможной будущей прибыли должника.
Решение ВАС РФ от 24.01.2008 N 16720/07
<О признании недействующими Писем Минфина РФ от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124, направленных Письмом ФНС РФ от 21.05.2007 N ММ-6-02/406@>В силу положений статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
<О признании недействующими Писем Минфина РФ от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124, направленных Письмом ФНС РФ от 21.05.2007 N ММ-6-02/406@>В силу положений статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Вопрос: Каковы цели и задачи создания организации?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ);
Статья: Федеральное имущество в Москве. Рекомендации Счетной палаты
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)<1> Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики формирования и реализации в 2017 - 2018 годах и истекшем периоде 2019 года дивидендной политики при осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных (складочных) капиталах которых находятся в федеральной собственности, и полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий при определении направлений распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий", Бюллетень Счетной палаты РФ N 8 (273), 2020. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/e94/e94666d31ccff623b95757a1abd9d0a4.pdf.
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)<1> Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ практики формирования и реализации в 2017 - 2018 годах и истекшем периоде 2019 года дивидендной политики при осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставных (складочных) капиталах которых находятся в федеральной собственности, и полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий при определении направлений распределения прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий", Бюллетень Счетной палаты РФ N 8 (273), 2020. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/e94/e94666d31ccff623b95757a1abd9d0a4.pdf.
Готовое решение: Как учреждению отразить в учете расчеты по доходам от собственности (счет 0 205 20 000)
(КонсультантПлюс, 2025)доход в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий - учитывайте его на дату утверждения решения собственников (учредителей) о распределении таких доходов в той оценке, которая предусмотрена этим решением (п. 47 СГС "Доходы").
(КонсультантПлюс, 2025)доход в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий - учитывайте его на дату утверждения решения собственников (учредителей) о распределении таких доходов в той оценке, которая предусмотрена этим решением (п. 47 СГС "Доходы").
Статья: Современные тенденции укрупнения муниципальных образований в Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)На сегодняшний день доходная часть муниципальных бюджетов построена таким образом, что фактически они пополняются за счет двух местных налогов: земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также от неналоговых доходов - продажи или сдачи в аренду имущества, оказания услуг и части прибыли муниципальных унитарных предприятий. Важно отметить, что поступления в местный бюджет характеризуются неравномерностью распределения, особенно со значительным перевесом в пользу городских округов и муниципальных районов.
(Малявкина Н.В., Ястребов А.Е., Мосина Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)На сегодняшний день доходная часть муниципальных бюджетов построена таким образом, что фактически они пополняются за счет двух местных налогов: земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также от неналоговых доходов - продажи или сдачи в аренду имущества, оказания услуг и части прибыли муниципальных унитарных предприятий. Важно отметить, что поступления в местный бюджет характеризуются неравномерностью распределения, особенно со значительным перевесом в пользу городских округов и муниципальных районов.
Статья: Мораторий на банкротство и его последствия
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)4) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)4) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Действующим законодательством предусматриваются различные организационно-правовые формы коммерческих сельскохозяйственных организаций: хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью), хозяйственные товарищества (полное товарищество или товарищество на вере), производственные кооперативы, а также государственные унитарные предприятия.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Действующим законодательством предусматриваются различные организационно-правовые формы коммерческих сельскохозяйственных организаций: хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью), хозяйственные товарищества (полное товарищество или товарищество на вере), производственные кооперативы, а также государственные унитарные предприятия.
Статья: Перспективы создания совместных предприятий с участием инвесторов других государств - членов ЕАЭС
(Невский А.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В Беларуси термин "СП" также определен через понятия "юридическое лицо" и "коммерческая организация" (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками).
(Невский А.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В Беларуси термин "СП" также определен через понятия "юридическое лицо" и "коммерческая организация" (преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками).
Статья: Гражданская правосубъектность в системе местного самоуправления и муниципальной службы: природа, сущность, соотношения
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении вспомогательно-производных подынститутов, каковыми моделируется гражданская правосубъектность муниципальных образований, муниципальных служащих и муниципальных организаций, практически невозможно обойтись без ограничивающих или запретительных гражданско-правовых предписаний, обеспечивающих реализацию публично-правовых целей муниципальных образований. Что касается возможности перераспределения части прибыли, полученной от использования муниципального имущества на основе хозяйственного ведения, то возникает правомерный вопрос о том, почему учредители и участники коммерческих организаций различных организационно-правовых форм имеют право на участие в распределении и усвоении части прибыли коммерческих организаций, а муниципальное образование, будучи собственником имущества, - нет? Задачи и цели укрепления материально-технической и финансовой базы муниципальных образований как раз требуют эффективного использования муниципального имущества, находящегося в различных организационно-экономических формах - от уставных капиталов (или уставный фонд унитарного предприятия) до полученных прибылей и доходов от использования муниципального имущества. Хозяйственное использование частного и публичного имущества направлено на обеспечение соответствующей эффективности: если цели деятельности коммерческих организаций в основном состоят в получении и распределении прибыли между учредителями и участниками, то для муниципальных образований этого недостаточно, поскольку требуется еще использование любого муниципального имущества, в том числе и полученной прибыли, в целях развития местного самоуправления.
(Макаров О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)В отношении вспомогательно-производных подынститутов, каковыми моделируется гражданская правосубъектность муниципальных образований, муниципальных служащих и муниципальных организаций, практически невозможно обойтись без ограничивающих или запретительных гражданско-правовых предписаний, обеспечивающих реализацию публично-правовых целей муниципальных образований. Что касается возможности перераспределения части прибыли, полученной от использования муниципального имущества на основе хозяйственного ведения, то возникает правомерный вопрос о том, почему учредители и участники коммерческих организаций различных организационно-правовых форм имеют право на участие в распределении и усвоении части прибыли коммерческих организаций, а муниципальное образование, будучи собственником имущества, - нет? Задачи и цели укрепления материально-технической и финансовой базы муниципальных образований как раз требуют эффективного использования муниципального имущества, находящегося в различных организационно-экономических формах - от уставных капиталов (или уставный фонд унитарного предприятия) до полученных прибылей и доходов от использования муниципального имущества. Хозяйственное использование частного и публичного имущества направлено на обеспечение соответствующей эффективности: если цели деятельности коммерческих организаций в основном состоят в получении и распределении прибыли между учредителями и участниками, то для муниципальных образований этого недостаточно, поскольку требуется еще использование любого муниципального имущества, в том числе и полученной прибыли, в целях развития местного самоуправления.
Статья: Осуществление внешнего бюджетного контроля за хозяйственными товариществами и обществами с долей участия региона в субъектах Российской Федерации
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)И в-четвертых, как один из наиболее часто используемых аргументов фигурирует ссылка на нормы, защищающие права юридических лиц при осуществлении государственного контроля. Некоторые суды поддерживали эту позицию применительно к осуществлению государственного и муниципального внешнего финансового контроля относительно хозяйствующих субъектов (не только хозяйственных обществ, но и унитарных предприятий, учреждений) в части выплаты дивидендов или распределения прибыли. Но с течением времени подход изменился, и позиция суда в настоящее время направлена на защиту в первую очередь бюджета и интересов публично-правового образования <22>.
(Штерн С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)И в-четвертых, как один из наиболее часто используемых аргументов фигурирует ссылка на нормы, защищающие права юридических лиц при осуществлении государственного контроля. Некоторые суды поддерживали эту позицию применительно к осуществлению государственного и муниципального внешнего финансового контроля относительно хозяйствующих субъектов (не только хозяйственных обществ, но и унитарных предприятий, учреждений) в части выплаты дивидендов или распределения прибыли. Но с течением времени подход изменился, и позиция суда в настоящее время направлена на защиту в первую очередь бюджета и интересов публично-правового образования <22>.
Готовое решение: Государственное (муниципальное) унитарное предприятие: понятие, имущество, порядок совершения сделок и обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
(КонсультантПлюс, 2025)о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.