Распоряжение недвижимым имуществом унитарного предприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение недвижимым имуществом унитарного предприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 20 "Права собственника имущества унитарного предприятия" Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях""Исходя из нормы статьи 20 Закона N 161-ФЗ, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в ходе деятельности МУП г. Омска "Муниципальные рынки" определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия; дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Продажа имущества, находящегося в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельный участок... находится... на праве постоянного (бессрочного) пользования, казенное предприятие, осуществляя функции продавца, произвело отчуждение спорного объекта недвижимости с согласия собственника, суд... пришел к выводу, что спорная сделка купли-продажи недвижимого имущества совершена с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"..."
(КонсультантПлюс, 2025)...установив, что земельный участок... находится... на праве постоянного (бессрочного) пользования, казенное предприятие, осуществляя функции продавца, произвело отчуждение спорного объекта недвижимости с согласия собственника, суд... пришел к выводу, что спорная сделка купли-продажи недвижимого имущества совершена с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О формах собственности в Российской Федерации: методологический анализ
(Карпов Е.А.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Вместе с тем нельзя не отметить, что научный взгляд на способ осуществления права публичной собственности имеет определенную специфику. Так, например, ученый-юрист А.В. Винницкий полагает, что особенности содержания права публичной собственности в России раскрываются через внедрение в гражданско-правовые нормы категорий публичных интересов и, следовательно, регулирования общественных отношений в сфере публичной собственности нормами муниципального и административного права <21>, и в таком случае мы можем говорить об особом способе осуществления субъектами права публичной собственности в рамках публично-правовых отношений. Схожего мнения о способе осуществления публичной собственности придерживается и В.К. Андреев, говоря о распоряжении недвижимостью унитарным предприятием посредством государственного акта и, как следствие, нормативно-правовом регулировании распоряжения публичным имуществом особой отраслью права - административным правом <22>. Выделяются также и экономические отличия публичной собственности. Так, В.П. Мозолин отмечал некоторые специфические черты муниципальной собственности, как, например, назначение муниципальной собственности в виде непосредственного обслуживания населения на некоммерческих началах <23>.
(Карпов Е.А.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Вместе с тем нельзя не отметить, что научный взгляд на способ осуществления права публичной собственности имеет определенную специфику. Так, например, ученый-юрист А.В. Винницкий полагает, что особенности содержания права публичной собственности в России раскрываются через внедрение в гражданско-правовые нормы категорий публичных интересов и, следовательно, регулирования общественных отношений в сфере публичной собственности нормами муниципального и административного права <21>, и в таком случае мы можем говорить об особом способе осуществления субъектами права публичной собственности в рамках публично-правовых отношений. Схожего мнения о способе осуществления публичной собственности придерживается и В.К. Андреев, говоря о распоряжении недвижимостью унитарным предприятием посредством государственного акта и, как следствие, нормативно-правовом регулировании распоряжения публичным имуществом особой отраслью права - административным правом <22>. Выделяются также и экономические отличия публичной собственности. Так, В.П. Мозолин отмечал некоторые специфические черты муниципальной собственности, как, например, назначение муниципальной собственности в виде непосредственного обслуживания населения на некоммерческих началах <23>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Могут ли третьи лица требовать аннулировать запись о госрегистрации договора аренды, если решение суда о регистрации договора отменено
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно решению суда первой инстанции от 03.11.2004, вступившему в законную силу, Территориальным управлением Минимущества России по городу Сочи было издано распоряжение от 28.12.2004 N 04-04/3285 "О предоставлении Киколенко Наталье Юрьевне земельного участка в пользование на условиях аренды в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество и упорядочении землепользования федерального государственного унитарного предприятия "1-я судостроительная верфь" Министерства обороны Российской Федерации по ул. Ушакова, строение 2 в Лазаревском районе города Сочи".
Могут ли третьи лица требовать аннулировать запись о госрегистрации договора аренды, если решение суда о регистрации договора отменено
(КонсультантПлюс, 2025)"...Согласно решению суда первой инстанции от 03.11.2004, вступившему в законную силу, Территориальным управлением Минимущества России по городу Сочи было издано распоряжение от 28.12.2004 N 04-04/3285 "О предоставлении Киколенко Наталье Юрьевне земельного участка в пользование на условиях аренды в связи с приобретением права собственности на недвижимое имущество и упорядочении землепользования федерального государственного унитарного предприятия "1-я судостроительная верфь" Министерства обороны Российской Федерации по ул. Ушакова, строение 2 в Лазаревском районе города Сочи".
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2024 N 35-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в связи с жалобой администрации города Ростова-на-Дону"В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
(ред. от 23.05.2025)
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также Постановлением N 234 установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, за исключением:
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Также Постановлением N 234 установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, за исключением:
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<2> Исключением являются лишь федеральные государственные унитарные предприятия, перечисленные в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р. Данные унитарные предприятия могут применять Закон 223-ФЗ в отношении всех своих закупок, кроме закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории России капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности России и (или) на приобретение на территории России объектов недвижимого имущества в государственную собственность России.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<2> Исключением являются лишь федеральные государственные унитарные предприятия, перечисленные в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р. Данные унитарные предприятия могут применять Закон 223-ФЗ в отношении всех своих закупок, кроме закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории России капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности России и (или) на приобретение на территории России объектов недвижимого имущества в государственную собственность России.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 306.3. Правомочие распоряжения имуществом унитарного предприятия или учреждения
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Статья 306.3. Правомочие распоряжения имуществом унитарного предприятия или учреждения
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль имущества, полученного унитарным предприятием от собственника, а также об объекте налогообложения и налоговой базе по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса. Согласно статье 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
(Письмо Минфина России от 09.10.2023 N 07-01-09/95729)В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса. Согласно статье 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено данной статьей. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Определение унитарных юридических лиц через отсутствие признаков, которые присущи корпорациям, в значительной степени обедняет их понятие, поскольку фактически учредители и становятся участниками унитарного юридического лица. Именно так можно истолковать права собственника имущества унитарного предприятия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Собственник имущества предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия, утверждает его устав, принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает на должность руководителя предприятия, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, изымает у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и т.д. Собственник предприятия фактически является его участником, поскольку, будучи имущественно обособленным от предприятия, он распоряжается его имуществом и совершает действия по управлению предприятием. Выходит, что критерий, положенный в основу выделения унитарного юридического лица, недостаточно четкий. Подобное понимание унитарного юридического лица, когда у ряда из них (фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации) учредители не обладают вещными правами, делает этот тип юридического лица ущербным, а корпорации получают преимущественное положение и олицетворяют юридическое лицо в целом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)Определение унитарных юридических лиц через отсутствие признаков, которые присущи корпорациям, в значительной степени обедняет их понятие, поскольку фактически учредители и становятся участниками унитарного юридического лица. Именно так можно истолковать права собственника имущества унитарного предприятия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Собственник имущества предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия, утверждает его устав, принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает на должность руководителя предприятия, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, изымает у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и т.д. Собственник предприятия фактически является его участником, поскольку, будучи имущественно обособленным от предприятия, он распоряжается его имуществом и совершает действия по управлению предприятием. Выходит, что критерий, положенный в основу выделения унитарного юридического лица, недостаточно четкий. Подобное понимание унитарного юридического лица, когда у ряда из них (фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации) учредители не обладают вещными правами, делает этот тип юридического лица ущербным, а корпорации получают преимущественное положение и олицетворяют юридическое лицо в целом.
Статья: Имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Унитарное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения движимым и недвижимым имуществом в пределах полномочий, предоставленных ему собственником и законом. Однако в любом случае распоряжение как движимым, так и недвижимым имуществом не должно лишать предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия при его учреждении. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях, п. 2 ст. 295 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Унитарное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения движимым и недвижимым имуществом в пределах полномочий, предоставленных ему собственником и законом. Однако в любом случае распоряжение как движимым, так и недвижимым имуществом не должно лишать предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия при его учреждении. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях, п. 2 ст. 295 ГК РФ).
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.
Готовое решение: Государственное (муниципальное) унитарное предприятие: понятие, имущество, порядок совершения сделок и обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия;
(КонсультантПлюс, 2025)сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия;
Статья: КС РФ о правомерности предоставления МУП субсидий органами местного самоуправления
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
(Петрова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)В свою очередь, собственник имущества унитарного предприятия в отношении такого предприятия в силу п. 1 ст. 20 Федерального закона N 161-ФЗ принимает решения о его создании, реорганизации и ликвидации, определяет цели, предмет, виды деятельности, порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности, утверждает устав, вносит в него изменения, формирует уставный фонд, назначает на должность руководителя, согласовывает прием на работу главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность, отчеты и показатели экономической эффективности деятельности и контролирует их выполнение, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом и совершение иных сделок, контролирует использование по назначению и сохранность принадлежащего унитарному предприятию имущества и осуществляет иные права.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- в соответствии с законом назначает руководителя унитарного предприятия;
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- в соответствии с законом назначает руководителя унитарного предприятия;