Расформирование избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Расформирование избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- расширение перечня дел, рассматриваемых судами коллегиально (в составе трех профессиональных судей в первой инстанции): административные дела о расформировании избирательных комиссий, об оспаривании решений и уклонении от принятия решений ЦИК России, об оспаривании результатов федеральных выборов и референдумов (п. 3 ч. 2 ст. 29 КАС РФ). Ранее по ГПК РФ коллегией из трех судей рассматривались лишь дела о расформировании избирательных комиссий;
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)- расширение перечня дел, рассматриваемых судами коллегиально (в составе трех профессиональных судей в первой инстанции): административные дела о расформировании избирательных комиссий, об оспаривании решений и уклонении от принятия решений ЦИК России, об оспаривании результатов федеральных выборов и референдумов (п. 3 ч. 2 ст. 29 КАС РФ). Ранее по ГПК РФ коллегией из трех судей рассматривались лишь дела о расформировании избирательных комиссий;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комментируемая статья в определенных случаях прямо закрепляет содержание исковых требований, будь то требование о расформировании избирательной комиссии / комиссии референдума, требование об определении срока выборов или требование о назначении местного референдума. В большинстве же случае используется формулировка "оспаривание решений, действий (бездействия)". Положения гл. 22 КАС РФ о рассмотрении административных дел об оспаривании действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц не подлежат применению при обращении в суд за защитой нарушенных избирательных прав. В то же время нормативные правовые акты по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме могут быть оспорены по правилам гл. 21 КАС РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Комментируемая статья в определенных случаях прямо закрепляет содержание исковых требований, будь то требование о расформировании избирательной комиссии / комиссии референдума, требование об определении срока выборов или требование о назначении местного референдума. В большинстве же случае используется формулировка "оспаривание решений, действий (бездействия)". Положения гл. 22 КАС РФ о рассмотрении административных дел об оспаривании действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц не подлежат применению при обращении в суд за защитой нарушенных избирательных прав. В то же время нормативные правовые акты по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме могут быть оспорены по правилам гл. 21 КАС РФ.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)11) о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 настоящего Кодекса;
(ред. от 31.07.2025)11) о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 настоящего Кодекса;
Статья: Принцип независимости избирательных комиссий в актах Конституционного Суда Российской Федерации
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)- порядок формирования и расформирования избирательных комиссий;
(Воронин Д.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)- порядок формирования и расформирования избирательных комиссий;
Статья: Особенности конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий на современном этапе развития российского избирательного права
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<2> См.: Алиев З.Г., Смирнов П.В. Расформирование избирательной комиссии как мера конституционно-правовой ответственности в избирательном праве // Сборник научных трудов. Сургут, 2005. С. 4; Соболева Е.А., Цыцарева Л.В. Межвузовский круглый стол "Формирование института конституционно-правовой ответственности в российской правовой системе" // Правоведение. 2013. N 1 (306). С. 251.
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)<2> См.: Алиев З.Г., Смирнов П.В. Расформирование избирательной комиссии как мера конституционно-правовой ответственности в избирательном праве // Сборник научных трудов. Сургут, 2005. С. 4; Соболева Е.А., Цыцарева Л.В. Межвузовский круглый стол "Формирование института конституционно-правовой ответственности в российской правовой системе" // Правоведение. 2013. N 1 (306). С. 251.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В настоящее время в соответствии со ст. 7 ГПК РФ коллегиально рассматриваются дела в суде апелляционной, кассационной (за некоторыми исключениями) и надзорной инстанций. Суд общей юрисдикции первой инстанции в коллегиальном составе рассматривает только одну категорию дел - о расформировании избирательных комиссий (п. 6 ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). В арбитражных судах первой инстанции согласно ст. 17 АПК РФ коллегиально рассматриваются гражданские дела, отнесенные к компетенции Суда по интеллектуальным правам (в том числе об оспаривании нормативных актов); дела, о рассмотрении которых в коллегиальном составе специально определено председателем судебного состава в связи с их особой сложностью; дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Кроме того, дело может быть рассмотрено с привлечением арбитражных заседателей. Арбитражные суды апелляционной, кассационной инстанций (за некоторыми изъятиями), надзорной инстанции рассматривают дела в коллегиальном составе.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> В настоящее время в соответствии со ст. 7 ГПК РФ коллегиально рассматриваются дела в суде апелляционной, кассационной (за некоторыми исключениями) и надзорной инстанций. Суд общей юрисдикции первой инстанции в коллегиальном составе рассматривает только одну категорию дел - о расформировании избирательных комиссий (п. 6 ст. 31 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). В арбитражных судах первой инстанции согласно ст. 17 АПК РФ коллегиально рассматриваются гражданские дела, отнесенные к компетенции Суда по интеллектуальным правам (в том числе об оспаривании нормативных актов); дела, о рассмотрении которых в коллегиальном составе специально определено председателем судебного состава в связи с их особой сложностью; дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение. Кроме того, дело может быть рассмотрено с привлечением арбитражных заседателей. Арбитражные суды апелляционной, кассационной инстанций (за некоторыми изъятиями), надзорной инстанции рассматривают дела в коллегиальном составе.
Статья: Органы публичной власти как участники избирательного процесса
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<6> В связи с этим показательно дело о расформировании в 2002 г. избирательной комиссии Красноярского края по инициативе Центральной избирательной комиссии. Оценивая принятые решения избирательных комиссий и судов, Л.Г. Алехичева отмечала, что через акцию расформирования избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется фактическая корректировка федеративных отношений в части построения "единой вертикали избирательных комиссий" (Алехичева Л.Г. Мы рискуем играть без правил. Незатихающее эхо красноярских выборов // Красноярский рабочий. 2003. 22 янв.).
(Постников А.Е.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<6> В связи с этим показательно дело о расформировании в 2002 г. избирательной комиссии Красноярского края по инициативе Центральной избирательной комиссии. Оценивая принятые решения избирательных комиссий и судов, Л.Г. Алехичева отмечала, что через акцию расформирования избирательной комиссии субъекта РФ осуществляется фактическая корректировка федеративных отношений в части построения "единой вертикали избирательных комиссий" (Алехичева Л.Г. Мы рискуем играть без правил. Незатихающее эхо красноярских выборов // Красноярский рабочий. 2003. 22 янв.).