Расчет за тепловую энергию без счетчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет за тепловую энергию без счетчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Судебная экономическая экспертиза и ее виды в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...при разрешении спора судом апелляционной инстанции правомерно принят во внимание приказ Управления государственного регулирования тарифов... области... которым... утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, применяемые для расчета размера платы потребителям... области при отсутствии приборов учета тепловой энергии... что и было принято за основу экспертом при проведении экспертизы и апелляционной инстанцией при постановке обжалуемого судебного постановления.
(КонсультантПлюс, 2025)...при разрешении спора судом апелляционной инстанции правомерно принят во внимание приказ Управления государственного регулирования тарифов... области... которым... утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, применяемые для расчета размера платы потребителям... области при отсутствии приборов учета тепловой энергии... что и было принято за основу экспертом при проведении экспертизы и апелляционной инстанцией при постановке обжалуемого судебного постановления.
Перспективы и риски арбитражного спора: Теплоснабжение для государственных и муниципальных нужд: Потребитель хочет взыскать сумму, излишне уплаченную за тепловую энергию
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Потребителя тепловой энергии (государственного или муниципального заказчика, казенного, бюджетного учреждения, ГУП, МУП), он переплатил за тепловую энергию, поставленную для государственных и муниципальных нужд. Переплата возникла из-за того, что ТСО неправильно рассчитала объем и (или) стоимость поставленной тепловой энергии (рассчитала объем поставленного ресурса без показаний приборов учета, применила необоснованный тариф и т.д.)
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Потребителя тепловой энергии (государственного или муниципального заказчика, казенного, бюджетного учреждения, ГУП, МУП), он переплатил за тепловую энергию, поставленную для государственных и муниципальных нужд. Переплата возникла из-за того, что ТСО неправильно рассчитала объем и (или) стоимость поставленной тепловой энергии (рассчитала объем поставленного ресурса без показаний приборов учета, применила необоснованный тариф и т.д.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как рассчитывается плата за коммунальные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в многоквартирном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии и расчет размера платы производится в течение отопительного периода, применяется следующая формула (п. п. 42(1), 43 Правил; п. п. 2(3), 2(5) Приложения N 2 к Правилам; Письмо Минстроя России от 03.03.2020 N 7612-ОЛ/04):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если в многоквартирном доме отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии и расчет размера платы производится в течение отопительного периода, применяется следующая формула (п. п. 42(1), 43 Правил; п. п. 2(3), 2(5) Приложения N 2 к Правилам; Письмо Минстроя России от 03.03.2020 N 7612-ОЛ/04):
Ситуация: В каких случаях и в каком порядке производится перерасчет платы за отопление?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, при перерывах в предоставлении услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за услугу, рассчитываемый при отсутствии приборов учета, снижается на размер платы за объем непредоставленной услуги, который рассчитывается в случаях отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии или отсутствия в части помещений индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии (п. п. 99, 100 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, при перерывах в предоставлении услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за услугу, рассчитываемый при отсутствии приборов учета, снижается на размер платы за объем непредоставленной услуги, который рассчитывается в случаях отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии или отсутствия в части помещений индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии (п. п. 99, 100 Правил).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 1 июня 2013 г. размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
Приказ Росстата от 11.12.2024 N 632
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов"Расчет, применяемый для отопительных котельных при отсутствии в точках учета приборов учета, временно, до их установки, основывается на определении количества тепловой энергии (Qи), отпущенной в тепловые сети в соответствии с данными о фактическом расходе топлива и утвержденных в установленном порядке нормативах удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию.
(ред. от 24.02.2025)
"Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов"Расчет, применяемый для отопительных котельных при отсутствии в точках учета приборов учета, временно, до их установки, основывается на определении количества тепловой энергии (Qи), отпущенной в тепловые сети в соответствии с данными о фактическом расходе топлива и утвержденных в установленном порядке нормативах удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию.
Ситуация: Каков порядок оплаты жилья и коммунальных услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер платы за коммунальные услуги (в том числе за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 4 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ; п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер платы за коммунальные услуги (в том числе за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, газ) рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 4 ст. 154, ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ; п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Вопрос: В каких случаях объем потребленной тепловой энергии определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае оплаты отопления равномерно в течение календарного года при отсутствии (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме расчет размера платы за отопление для потребителей осуществляется исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности), равного отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, к количеству месяцев в календарном году.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае оплаты отопления равномерно в течение календарного года при отсутствии (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме расчет размера платы за отопление для потребителей осуществляется исходя из норматива потребления коммунальной услуги отопления с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (далее - коэффициент периодичности), равного отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, к количеству месяцев в календарном году.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Так, в силу прямого указания п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ. Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Из изложенного следует, что размер задолженности компании за коммунальный ресурс, поставленный в многоквартирном доме при отсутствии или неисправности общедомового прибора учета, необходимо рассчитывать по Правилам N 354; а расчет требований, основанный на Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, не соответствует закону <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Так, в силу прямого указания п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов РФ. Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. Из изложенного следует, что размер задолженности компании за коммунальный ресурс, поставленный в многоквартирном доме при отсутствии или неисправности общедомового прибора учета, необходимо рассчитывать по Правилам N 354; а расчет требований, основанный на Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1034, не соответствует закону <1>.