Расчет пенсии по старости
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет пенсии по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 18 "Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий" Федерального закона "О страховых пенсиях""Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, установив, что размер пенсии истице начислен в соответствии с положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а индексация пенсионным органом проведена верно, пришел к выводу о том, что произведенный ответчиком в отношении истицы расчет страховой пенсии по старости соответствует действующему пенсионному законодательству и права истицы не нарушает. Суд указал, что основания для перерасчета пенсии, предусмотренные ст. 18 Закона N 400-ФЗ отсутствуют."
Позиция ВС РФ: К требованию, предъявленному пенсионному органу в связи с отказом в назначении трудовой пенсии, общий срок исковой давности не применяется
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2010 N 71-В10-5
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФПримечание. Акт принят до внесения изменений в ст. 196 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ, а также до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ. С 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, которые регулируют исчисление размера трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2010 N 71-В10-5
Применимые нормы: п. 1 ст. 196 ГК РФПримечание. Акт принят до внесения изменений в ст. 196 ГК РФ в соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ, а также до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ. С 01.01.2015 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, которые регулируют исчисление размера трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
Справочная информация: "Расчет размера страховой пенсии по старости"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)РАСЧЕТ РАЗМЕРА СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)РАСЧЕТ РАЗМЕРА СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении (Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 8 марта 2022 г.) "О страховых пенсиях").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении (Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий со дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 8 марта 2022 г.) "О страховых пенсиях").
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Немного позднее - 1 января 2010 г. - ст. 16 "Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца" Закона N 173-ФЗ была изложена в редакции, содержащей вариативные правила исчисления размера страхового обеспечения детям, потерявшим обоих родителей. Законодатель ввел дифференцированный порядок определения размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца в следующих ситуациях: 1) оба умерших родителя не являлись пенсионерами; 2) один из умерших родителей на день смерти был получателем трудовой пенсии; 3) оба умерших родителя на день смерти были пенсионерами <13>. Новые правила, таким образом, сделали возможным исчисление указанного вида трудовой пенсии, назначаемой сироте, посредством учета в полном объеме пенсионных прав, сформированных обоими родителями в системе обязательного пенсионного страхования. Говоря иначе, правила исчисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца для ребенка, потерявшего обоих родителей, позволяли фактически предоставить ему страховое обеспечение за каждого из кормильцев при формально-юридическом запрете на получение двух трудовых пенсий одновременно. Для ребенка умершей одинокой матери размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определялся исходя из удвоенного расчетного пенсионного капитала матери (или двойного размера назначенной ей трудовой пенсии).
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Немного позднее - 1 января 2010 г. - ст. 16 "Размеры трудовых пенсий по случаю потери кормильца" Закона N 173-ФЗ была изложена в редакции, содержащей вариативные правила исчисления размера страхового обеспечения детям, потерявшим обоих родителей. Законодатель ввел дифференцированный порядок определения размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца в следующих ситуациях: 1) оба умерших родителя не являлись пенсионерами; 2) один из умерших родителей на день смерти был получателем трудовой пенсии; 3) оба умерших родителя на день смерти были пенсионерами <13>. Новые правила, таким образом, сделали возможным исчисление указанного вида трудовой пенсии, назначаемой сироте, посредством учета в полном объеме пенсионных прав, сформированных обоими родителями в системе обязательного пенсионного страхования. Говоря иначе, правила исчисления трудовой пенсии по случаю потери кормильца для ребенка, потерявшего обоих родителей, позволяли фактически предоставить ему страховое обеспечение за каждого из кормильцев при формально-юридическом запрете на получение двух трудовых пенсий одновременно. Для ребенка умершей одинокой матери размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определялся исходя из удвоенного расчетного пенсионного капитала матери (или двойного размера назначенной ей трудовой пенсии).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с этим комментируемой статьей прежде всего вносятся дополнения в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, согласно которым в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, для расчета трудовой пенсии входит в том числе период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с этим комментируемой статьей прежде всего вносятся дополнения в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, согласно которым в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, для расчета трудовой пенсии входит в том числе период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам1.2. Исчисляются ли по доптарифам пенсионные взносы на выплаты (в том числе премии) работнику, занятому на вредных, тяжелых, опасных работах, если они начислены в месяце, в котором он не был занят на таких работах и который не включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости?
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Определении от 4 апреля 2017 г. N 696-О Конституционный Суд РФ не выявил никакой неопределенности по данному делу, указав, что установленный порядок исчисления пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав, предполагающий определение размера среднемесячного заработка застрахованного лица, является одинаковым для всех лиц, имеющих право на назначение пенсии после 1 января 2002 г. Тем самым обеспечивается индивидуализация размера пенсии, исключается возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и по существу воспроизводится действовавший ранее порядок исчисления размера пенсий по старости.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В Определении от 4 апреля 2017 г. N 696-О Конституционный Суд РФ не выявил никакой неопределенности по данному делу, указав, что установленный порядок исчисления пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав, предполагающий определение размера среднемесячного заработка застрахованного лица, является одинаковым для всех лиц, имеющих право на назначение пенсии после 1 января 2002 г. Тем самым обеспечивается индивидуализация размера пенсии, исключается возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и по существу воспроизводится действовавший ранее порядок исчисления размера пенсий по старости.
Вопрос: О применении порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей.
(Письмо Минтруда России от 10.03.2025 N 21-1/10/В-4071)Вопрос: О применении порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей.
(Письмо Минтруда России от 10.03.2025 N 21-1/10/В-4071)Вопрос: О применении порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Кроме того, рассматривался, но не был принят законопроект, закрепляющий формулу индексации индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее - ИПК), участвующих в расчете размера назначаемой пенсии по старости пенсионерам в рамках системы пенсионного страхования.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Кроме того, рассматривался, но не был принят законопроект, закрепляющий формулу индексации индивидуальных пенсионных коэффициентов (далее - ИПК), участвующих в расчете размера назначаемой пенсии по старости пенсионерам в рамках системы пенсионного страхования.
Ситуация: Возможно ли установить размер пенсии или произвести ее перерасчет на основании сведений в партийном билете?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Действовавшее до 01.01.2002 законодательство предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии по старости исходя из заработной платы.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Действовавшее до 01.01.2002 законодательство предусматривало в качестве общего правила исчисление размера трудовой пенсии по старости исходя из заработной платы.
Ситуация: Что понимается под валоризацией трудовых пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.01.2002 расчет трудовых пенсий по старости производился исходя из среднемесячного заработка и общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии стаж. При этом среднемесячный заработок определялся (по желанию обратившегося за пенсией) либо за 24 последних месяца работы, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. ст. 3, 16, 99, 102 Закона от 20.11.1990 N 340-1; п. п. 1, 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.01.2002 расчет трудовых пенсий по старости производился исходя из среднемесячного заработка и общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии стаж. При этом среднемесячный заработок определялся (по желанию обратившегося за пенсией) либо за 24 последних месяца работы, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. ст. 3, 16, 99, 102 Закона от 20.11.1990 N 340-1; п. п. 1, 2 ст. 31 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).