Расчет пени по налогам в 2017 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет пени по налогам в 2017 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил заявление о включении в реестр требований кредиторов задолженности, в том числе пеней, начисленных по результатам выездной налоговой проверки. Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили требования, отказав во включении в реестр пеней из-за неверного применения порядка их расчета. Налоговый орган обжаловал отказ, указывая, что перерасчет произведен по правилам п. 4 ст. 75 НК РФ, действовавшим в период, за который начислены пени (с 2017 по 2023 год), а не по нормам п. 5.1 ст. 75 НК РФ, касающимся уже 2025 года. Суд кассационной инстанции включил требования налогового органа в реестр, указав, что нижестоящие суды ошибочно применили нормы материального права.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил заявление о включении в реестр требований кредиторов задолженности, в том числе пеней, начисленных по результатам выездной налоговой проверки. Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили требования, отказав во включении в реестр пеней из-за неверного применения порядка их расчета. Налоговый орган обжаловал отказ, указывая, что перерасчет произведен по правилам п. 4 ст. 75 НК РФ, действовавшим в период, за который начислены пени (с 2017 по 2023 год), а не по нормам п. 5.1 ст. 75 НК РФ, касающимся уже 2025 года. Суд кассационной инстанции включил требования налогового органа в реестр, указав, что нижестоящие суды ошибочно применили нормы материального права.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Гранты в форме субсидий
(КонсультантПлюс, 2025)...[некоммерческая организация направила - ред.] в адрес Министерства заявку на получение гранта с приложением документов для участия в конкурсе. Однако в нарушение... [НПА субъекта РФ - ред.] справка N 16554 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам предоставлена на 22.12.2017, N 16210 о состоянии расчетов на 26.10.2017 с отсутствием неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
(КонсультантПлюс, 2025)...[некоммерческая организация направила - ред.] в адрес Министерства заявку на получение гранта с приложением документов для участия в конкурсе. Однако в нарушение... [НПА субъекта РФ - ред.] справка N 16554 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам предоставлена на 22.12.2017, N 16210 о состоянии расчетов на 26.10.2017 с отсутствием неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Учет арендной платы, которую арендодатель не может получить
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)При проведении проверки за 2016 - 2018 гг. налоговики посчитали, что компания должна была начислять арендную плату каждый месяц на основании условий договора, поскольку ее размер и порядок расчета известны. Тот факт, что арендатор не мог платить арендную плату денежными средствами и фактически не собирался этого делать, по мнению налогового органа, не имеет значения для налогоплательщика, применяющего при исчислении налога на прибыль метод начисления. В результате компании была доначислена арендная плата помесячно за 2016 и 2017 гг., что повлекло начисление пеней.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)При проведении проверки за 2016 - 2018 гг. налоговики посчитали, что компания должна была начислять арендную плату каждый месяц на основании условий договора, поскольку ее размер и порядок расчета известны. Тот факт, что арендатор не мог платить арендную плату денежными средствами и фактически не собирался этого делать, по мнению налогового органа, не имеет значения для налогоплательщика, применяющего при исчислении налога на прибыль метод начисления. В результате компании была доначислена арендная плата помесячно за 2016 и 2017 гг., что повлекло начисление пеней.
Статья: Перерасчет налога в случае ошибочного применения налоговой льготы
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Так как П. в 2016, 2017 годы являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговый орган соблюдал установленный порядок взыскания (направлял налоговые уведомления о перерасчете в соответствии с п. 3 ст. 409 НК РФ не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления, подавал заявления о взыскании мировому судье и в районный суд с соблюдением шестимесячных сроков, определенных ст. 48 НК РФ), расчет налога и пени произведен верно, судебная коллегия пришла к выводу о том, что имеются основания для взыскания недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в названных в административном иске размерах.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Так как П. в 2016, 2017 годы являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговый орган соблюдал установленный порядок взыскания (направлял налоговые уведомления о перерасчете в соответствии с п. 3 ст. 409 НК РФ не более чем за три налоговых периода, предшествующие календарному году его направления, подавал заявления о взыскании мировому судье и в районный суд с соблюдением шестимесячных сроков, определенных ст. 48 НК РФ), расчет налога и пени произведен верно, судебная коллегия пришла к выводу о том, что имеются основания для взыскания недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в названных в административном иске размерах.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Налоговая инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. и пени. Оплата предпринимателем страховых взносов, рассчитанных исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов, признана налоговым органом неполной.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Налоговая инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. и пени. Оплата предпринимателем страховых взносов, рассчитанных исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов, признана налоговым органом неполной.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Ф. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г., по итогам которой составлен акт. Решением налогового органа отказано в привлечении Ф. к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2016 - 2017 гг. и начисленные на указанную сумму недоимки пени за период с 29 июня 2016 г. по 6 ноября 2020 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Ф. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г., по итогам которой составлен акт. Решением налогового органа отказано в привлечении Ф. к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2016 - 2017 гг. и начисленные на указанную сумму недоимки пени за период с 29 июня 2016 г. по 6 ноября 2020 г.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)6.3. Размер этого штрафа может превышать 200% суммы недоимки исходя из 100% "налога", 20 - 40% "штрафа", а также "пени" из расчета действующей ставки за несколько лет, прошедших до проверки (с октября 2017 г. - удвоенной) (Приложение N 5).
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)6.3. Размер этого штрафа может превышать 200% суммы недоимки исходя из 100% "налога", 20 - 40% "штрафа", а также "пени" из расчета действующей ставки за несколько лет, прошедших до проверки (с октября 2017 г. - удвоенной) (Приложение N 5).
Вопрос: Как отразить в налоговом учете возврат авиабилета при отмене командировки?
(Консультация эксперта, 2025)Такие суммы можно учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль (см. также Письма Минфина России от 08.09.2017 N 03-03-06/1/57890, от 03.07.2020 N 03-03-06/1/57735). Учет расходов на невозвратный билет также, по нашему мнению, возможен при соблюдении условий, установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 10.10.2016 N 03-03-06/1/58742).
(Консультация эксперта, 2025)Такие суммы можно учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль (см. также Письма Минфина России от 08.09.2017 N 03-03-06/1/57890, от 03.07.2020 N 03-03-06/1/57735). Учет расходов на невозвратный билет также, по нашему мнению, возможен при соблюдении условий, установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 10.10.2016 N 03-03-06/1/58742).
Вопрос: СНТ в соответствии со своим уставом в случае несвоевременной уплаты взносов взыскивает с членов СНТ пени. Следует ли СНТ включать сумму полученных пеней в доходы при определении налоговой базы при применении УСН?
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Доходы в виде пеней за несвоевременную уплату взносов членами СНТ подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы. СНТ при исчислении налоговой базы следует включать сумму пеней в доходы на дату поступления их на счет в банке или в кассу.
(Консультация эксперта, 2023)Ответ: Доходы в виде пеней за несвоевременную уплату взносов членами СНТ подлежат налогообложению налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, как внереализационные доходы. СНТ при исчислении налоговой базы следует включать сумму пеней в доходы на дату поступления их на счет в банке или в кассу.
Ситуация: Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует иметь в виду, что если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но исчисленный на основании этой декларации налог не уплачен, то привлечение к уголовной ответственности недопустимо. В таком случае взыскиваются только пени (п. п. 1 - 4 ст. 75 НК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57; Письмо Минфина России от 18.10.2017 N 03-11-09/68364).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Следует иметь в виду, что если налоговая декларация подана в налоговый орган и содержит полную и достоверную информацию, но исчисленный на основании этой декларации налог не уплачен, то привлечение к уголовной ответственности недопустимо. В таком случае взыскиваются только пени (п. п. 1 - 4 ст. 75 НК РФ; п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57; Письмо Минфина России от 18.10.2017 N 03-11-09/68364).
Статья: Когда пропуск налоговиками сроков и иные их нарушения помогут налогоплательщику
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- а сроки на принудительное взыскание налога (пеней, штрафа) и порядок их исчисления установлены ст. 46 и 70 НК РФ.
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 8)- а сроки на принудительное взыскание налога (пеней, штрафа) и порядок их исчисления установлены ст. 46 и 70 НК РФ.
Статья: Об эквивалентности в деликтных правоотношениях
(Летута Т.В.)
("Современное право", 2024, N 4)На практике имеют место правовые позиции судов, демонстрирующие наглядное различие эквивалентности и полного возмещения вреда в конкретных делах. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 N 39-П (пункты 3.1, 3.5, 4.1) указано, что возмещение вреда в виде взыскания налоговой недоимки и пени с юридического лица должно производиться с учетом того, кто является ответчиком в деликтном иске: физическое или юридическое лицо. Расчет размера взыскиваемого вреда в полной сумме, имеющей отношение к юридическому лицу, приведет к возложению на физическое лицо "непропорциональной совершенному деянию ответственности" <5>. Это означает, что полное возмещение вреда допустимо в тех случаях, когда не ущемляются права причинителя вреда на эквивалентность суммы возмещения содеянному нарушению и эквивалентность возмещения его правовому статусу. В таком свете эквивалентность как правовая категория обеспечивает справедливость компенсации и охватывает принцип баланса прав и обязанностей потерпевшего и причинителя вреда, а также гарантирует соблюдение прав не только потерпевшего, но и причинителя вреда.
(Летута Т.В.)
("Современное право", 2024, N 4)На практике имеют место правовые позиции судов, демонстрирующие наглядное различие эквивалентности и полного возмещения вреда в конкретных делах. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 N 39-П (пункты 3.1, 3.5, 4.1) указано, что возмещение вреда в виде взыскания налоговой недоимки и пени с юридического лица должно производиться с учетом того, кто является ответчиком в деликтном иске: физическое или юридическое лицо. Расчет размера взыскиваемого вреда в полной сумме, имеющей отношение к юридическому лицу, приведет к возложению на физическое лицо "непропорциональной совершенному деянию ответственности" <5>. Это означает, что полное возмещение вреда допустимо в тех случаях, когда не ущемляются права причинителя вреда на эквивалентность суммы возмещения содеянному нарушению и эквивалентность возмещения его правовому статусу. В таком свете эквивалентность как правовая категория обеспечивает справедливость компенсации и охватывает принцип баланса прав и обязанностей потерпевшего и причинителя вреда, а также гарантирует соблюдение прав не только потерпевшего, но и причинителя вреда.
Статья: Инвестиционные налоговые вычеты, применяемые с 2022 и 2023 годов
(Казанцева Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) - это установленная законом субъекта РФ возможность уменьшения исчисленного к уплате по итогам отчетного (налогового) периода регионального налога на прибыль (исчисляемого по ставке 17% в 2017 - 2024 годах) на стоимость приобретенных ОС, затраты на их модернизацию и некоторые другие расходы. По сути, указанные затраты частично компенсируются за счет бюджета. Основные средства, по которым применили данный вычет, нельзя амортизировать, а при выбытии объекта до истечения срока полезного использования придется вернуть налог, не уплаченный за счет вычета, и заплатить пени. Порядок применения инвестиционного вычета предусмотрен положениями ст. 286.1 НК РФ.
(Казанцева Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2022, N 12)Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) - это установленная законом субъекта РФ возможность уменьшения исчисленного к уплате по итогам отчетного (налогового) периода регионального налога на прибыль (исчисляемого по ставке 17% в 2017 - 2024 годах) на стоимость приобретенных ОС, затраты на их модернизацию и некоторые другие расходы. По сути, указанные затраты частично компенсируются за счет бюджета. Основные средства, по которым применили данный вычет, нельзя амортизировать, а при выбытии объекта до истечения срока полезного использования придется вернуть налог, не уплаченный за счет вычета, и заплатить пени. Порядок применения инвестиционного вычета предусмотрен положениями ст. 286.1 НК РФ.
Статья: Принцип равенства налогообложения и его реализация в условиях цифровизации
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.
(Журавлева О.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)В другом Определении Конституционного Суда Российской Федерации того же года (Определение N 1697-О) можно обнаружить проблематику реализации принципа равенства налогообложения в связи с существованием законодательных ограничений на выбор способов представления документов в налоговые органы. Арбитражные суды отказали гражданину в признании незаконными требований об уплате налога и соответствующих сумм пеней, направленных ему налоговым органом. Основанием для выставления требований послужило неисполнение обязанности по уплате земельного налога за период 2015 - 2017 годов. В направленном ранее налогоплательщику налоговом уведомлении была исчислена сумма названного налога. Заявитель оспаривал конституционность целого ряда норм НК РФ, среди которых было и положение восьмого абзаца пункта 2 статьи 11.2 НК РФ об особенностях использования личного кабинета налогоплательщика отдельными категориями налогоплательщиков (индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой). НК РФ не допускается использование этого сервиса указанной категорией лиц для передачи в налоговые органы документов (информации) и сведений, связанных с осуществлением ими деятельности. По мнению заявителя, оспаривавшиеся нормы противоречили Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, частям 2 и 3 статьи 15, частям 1 и 2 статьи 19, статьям 34 - 36, 45, 46, 53 и 57), поскольку позволяли налоговому органу произвольно определять налоговую ставку по земельному налогу, не предполагали придания обратной силы норме, предусматривающей дополнительную гарантию защиты прав налогоплательщиков, а также ограничивали индивидуальных предпринимателей в использовании указанного способа передачи сведений. Суд не усмотрел нарушений принципа равенства в аспекте видения заявителя. Отказывая в принятии к рассмотрению заявления, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что полноту и своевременность взимания налогов с обязанных лиц и одновременно правомерность связанной с изъятием средств налогообложения деятельности уполномоченных органов и должностных лиц призван обеспечивать механизм налогообложения. Как уже неоднократно подчеркивал суд, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией при выборе не только направлений налоговой политики, но и методов ее правового регулирования.
Статья: Возможно ли принудительное взыскание налогов при нарушении сроков налоговой инспекцией: ВС РФ уточнил свою позицию
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)На основании решения управления от 26.11.2018 в отношении общества-налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017. По итогам проверки принято решение от 25.05.2022 о привлечении общества к ответственности за налоговое правонарушение, обществу доначислены налоги, пени, штраф. Вышестоящий налоговый орган решением от 09.09.2022 отменил решение от 25.05.2022 в части, но оставил решение в остальной части без изменения. На основании вступившего в силу решения от 25.05.2022 налоговый орган направил обществу требование от 23.09.2022 со сроком исполнения до 18.10.2022. В связи с неуплатой налога в установленный в требовании срок налоговый орган вынес решение от 24.10.2022 о взыскании за счет денежных средств на счетах заявителя в банках, а также электронных денежных средств и выставил инкассовые поручения от 24.10.2022 к расчетному счету налогоплательщика.
(Иванова Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 7)На основании решения управления от 26.11.2018 в отношении общества-налогоплательщика проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017. По итогам проверки принято решение от 25.05.2022 о привлечении общества к ответственности за налоговое правонарушение, обществу доначислены налоги, пени, штраф. Вышестоящий налоговый орган решением от 09.09.2022 отменил решение от 25.05.2022 в части, но оставил решение в остальной части без изменения. На основании вступившего в силу решения от 25.05.2022 налоговый орган направил обществу требование от 23.09.2022 со сроком исполнения до 18.10.2022. В связи с неуплатой налога в установленный в требовании срок налоговый орган вынес решение от 24.10.2022 о взыскании за счет денежных средств на счетах заявителя в банках, а также электронных денежных средств и выставил инкассовые поручения от 24.10.2022 к расчетному счету налогоплательщика.