Расчет пеней за просрочку исполнения госконтракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет пеней за просрочку исполнения госконтракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Срок приемки товара при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом... срок поставки товара необходимо отличать от срока приемки товара, который является самостоятельным юридически значимым действием и может быть установлен в договоре поставки, государственном контракте.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом... срок поставки товара необходимо отличать от срока приемки товара, который является самостоятельным юридически значимым действием и может быть установлен в договоре поставки, государственном контракте.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2025 N 18АП-9104/2025 по делу N А47-9662/2023
Требование: О взыскании штрафных санкций по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Из разъяснений, содержащихся в пункте 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) следует, что при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд применяет размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Требование: О взыскании штрафных санкций по государственному контракту.
Решение: Требование удовлетворено.Из разъяснений, содержащихся в пункте 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) следует, что при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд применяет размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)2. Если в целях исполнения государственного контракта исполнитель заключил договор поставки, предусмотрев при этом поставку товара партиями и то, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пеней), рассчитываемой от цены договора (этапа), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных поставщиком, то необходимо учитывать, что исчисление неустойки от суммы всего договора при просрочке поставки лишь одной партии недопустимо. Такой подход не учитывает положения ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также принцип юридического равенства, так как позволяет начислять неустойку как за не исполненное в срок обязательство по поставке товара, так и за обязательства, сроки исполнения которых по предъявленным исковым требованиям не наступили.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 12)2. Если в целях исполнения государственного контракта исполнитель заключил договор поставки, предусмотрев при этом поставку товара партиями и то, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пеней), рассчитываемой от цены договора (этапа), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных договором и фактически исполненных поставщиком, то необходимо учитывать, что исчисление неустойки от суммы всего договора при просрочке поставки лишь одной партии недопустимо. Такой подход не учитывает положения ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также принцип юридического равенства, так как позволяет начислять неустойку как за не исполненное в срок обязательство по поставке товара, так и за обязательства, сроки исполнения которых по предъявленным исковым требованиям не наступили.
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать с подрядчика неустойку по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Также суд отметил, что приемка осуществляется в отношении выполненной работы, то есть по ее завершении, и проводится по общему правилу заказчиком с участием подрядчика (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Право заказчика осуществлять приемку в течение установленного договором срока не отменяет право подрядчика выполнить работу в течение предусмотренного срока и предъявить ее результат к сдаче в последний день срока без учета времени на приемку работ. При расчете заказчиком пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, в период просрочки не включаются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов приемки.
(КонсультантПлюс, 2025)Также суд отметил, что приемка осуществляется в отношении выполненной работы, то есть по ее завершении, и проводится по общему правилу заказчиком с участием подрядчика (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Право заказчика осуществлять приемку в течение установленного договором срока не отменяет право подрядчика выполнить работу в течение предусмотренного срока и предъявить ее результат к сдаче в последний день срока без учета времени на приемку работ. При расчете заказчиком пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, в период просрочки не включаются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов приемки.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По иному делу суд пришел к выводу о законности условия государственного контракта, предусматривающего расчет пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком своего обязательства, от общей цены контракта, поскольку данная неустойка является законной и Закон о контрактной системе не содержит запрета ее увеличения (пункт 2 статьи 332 ГК РФ). Вместе с тем, оценив соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, уменьшил ее размер на основании статьи 333 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По иному делу суд пришел к выводу о законности условия государственного контракта, предусматривающего расчет пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком своего обязательства, от общей цены контракта, поскольку данная неустойка является законной и Закон о контрактной системе не содержит запрета ее увеличения (пункт 2 статьи 332 ГК РФ). Вместе с тем, оценив соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, уменьшил ее размер на основании статьи 333 ГК РФ.
Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 161
(ред. от 13.10.2025)
"О контрактной службе Министерства экономического развития Российской Федерации" Сумма аванса, перечисленная по государственному контракту, составила
(ред. от 13.10.2025)
"О контрактной службе Министерства экономического развития Российской Федерации" Сумма аванса, перечисленная по государственному контракту, составила
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<61> Так, в случае просрочки оплаты подрядчик вправе потребовать от государственного (муниципального) заказчика уплаты законной неустойки в виде пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от неуплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе). В том же размере и с соблюдением того же порядка предусмотрено взыскание государственным (муниципальным) заказчиком пени в случае просрочки исполнения обязательства подрядчиком (исчисляемой от цены контракты или ее части) - ч. 7, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)<61> Так, в случае просрочки оплаты подрядчик вправе потребовать от государственного (муниципального) заказчика уплаты законной неустойки в виде пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ключевой ставки Банка России от неуплаченной в срок суммы (ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе). В том же размере и с соблюдением того же порядка предусмотрено взыскание государственным (муниципальным) заказчиком пени в случае просрочки исполнения обязательства подрядчиком (исчисляемой от цены контракты или ее части) - ч. 7, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Позиция суда. При принятии решения суд исходил из следующего. По результатам проверки контрольного органа установлено, что проверяемым учреждением заключен государственный контракт на оказание услуг по сертификации службы авиационной и транспортной безопасности, по результатам исполнения которого исполнителем нарушены как сроки оказания услуг, так и обязательства по данному государственному контракту, в связи с чем в соответствии с разд. 5 указанного контракта рассчитаны пени и штраф.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Позиция суда. При принятии решения суд исходил из следующего. По результатам проверки контрольного органа установлено, что проверяемым учреждением заключен государственный контракт на оказание услуг по сертификации службы авиационной и транспортной безопасности, по результатам исполнения которого исполнителем нарушены как сроки оказания услуг, так и обязательства по данному государственному контракту, в связи с чем в соответствии с разд. 5 указанного контракта рассчитаны пени и штраф.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)- при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами <8>;
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)- при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами <8>;
Статья: Об ошибках, допускаемых при начислении неустоек по госконтрактам
(Совина Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Заказчик ссылался на то, что генподрядчик допустил просрочку по каждому этапу исполнения контракта. Сумма начисленной заказчиком неустойки составила почти 26 млн руб.
(Совина Т.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Заказчик ссылался на то, что генподрядчик допустил просрочку по каждому этапу исполнения контракта. Сумма начисленной заказчиком неустойки составила почти 26 млн руб.
Статья: Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Кроме того, в нарушение ч. 8 ст. 34, ч. 6 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 3 Правил определения размера пени и штрафа <8> имеются случаи неверного расчета размера штрафов по государственным контрактам, в результате которого штраф был занижен либо завышен (п. 4.2.7 Обзора Федерального казначейства).
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Кроме того, в нарушение ч. 8 ст. 34, ч. 6 ст. 34, п. 3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 3 Правил определения размера пени и штрафа <8> имеются случаи неверного расчета размера штрафов по государственным контрактам, в результате которого штраф был занижен либо завышен (п. 4.2.7 Обзора Федерального казначейства).