Работа в колхозе
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа в колхозе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 687 "Расторжение договора найма жилого помещения" ГК РФ"Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 209, 218, 671, 683, 687 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что спорная квартира была предоставлена С.Н. и членам ее семьи на время ее работы в колхозе "Маяк" и при прекращении трудовых отношений с колхозом "Маяк" квартира должна была быть освобождена. Поскольку с разрешения СХА "Колхоз Маяк" С.Н. и члены ее семьи проживали в данном жилом помещении, С.Н. проживает в нем до настоящего времени, в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2005 г. условия найма жилого помещения, изложенные, в том числе в договоре найма N, суд признал срочными договорными отношениями коммерческого найма жилого помещения между нанимателем С.Н. и наймодателем СХА "Колхоз Маяк"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли в трудовую книжку колхозника вносить запись о приеме на работу или требуется оформить трудовую книжку нового образца?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Можно ли в трудовую книжку колхозника вносить запись о приеме на работу или требуется оформить трудовую книжку нового образца?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Можно ли в трудовую книжку колхозника вносить запись о приеме на работу или требуется оформить трудовую книжку нового образца?
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Детализацию финансирования вышеуказанных работ можно увидеть в документах комиссариатов. Так, совместная Инструкция Народного Комиссариата финансов Союза ССР (7 мая 1940 г. N 305) и Народного Комиссариата земледелия Союза ССР (7 мая 1940 г. N 320) "О порядке финансирования землеустроительных работ в колхозах" <25> предусматривала не только размеры финансирования со ссылкой на утвержденные правительством планы, но и финансирование штата управлений землеустройства, утвержденных НКФ СССР и НКЗ СССР 28 апреля 1940 г. N 285/102 и 320-322, а до принятия указанной Инструкции детализация содержалась в письмах различных ведомств <26>.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Детализацию финансирования вышеуказанных работ можно увидеть в документах комиссариатов. Так, совместная Инструкция Народного Комиссариата финансов Союза ССР (7 мая 1940 г. N 305) и Народного Комиссариата земледелия Союза ССР (7 мая 1940 г. N 320) "О порядке финансирования землеустроительных работ в колхозах" <25> предусматривала не только размеры финансирования со ссылкой на утвержденные правительством планы, но и финансирование штата управлений землеустройства, утвержденных НКФ СССР и НКЗ СССР 28 апреля 1940 г. N 285/102 и 320-322, а до принятия указанной Инструкции детализация содержалась в письмах различных ведомств <26>.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Разрешая спор и отказывая Х. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что характер работы Х., связанный с тяжелыми условиями труда, в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в периоды его работы в колхозе "Подгорненский", АОЗТ "Подгорненское", сельскохозяйственной артели "Подгорненская" не подтвержден записями в его трудовой книжке, являющейся основным документом о трудовой деятельности работника, а также представленными письменными доказательствами. При этом суд первой инстанции указал, что свидетельские показания не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих характер работы Х., в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Разрешая спор и отказывая Х. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд первой инстанции исходил из того, что характер работы Х., связанный с тяжелыми условиями труда, в качестве каменщика, постоянно работающего в бригаде каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад, в периоды его работы в колхозе "Подгорненский", АОЗТ "Подгорненское", сельскохозяйственной артели "Подгорненская" не подтвержден записями в его трудовой книжке, являющейся основным документом о трудовой деятельности работника, а также представленными письменными доказательствами. При этом суд первой инстанции указал, что свидетельские показания не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих характер работы Х., в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"1. Исходя из принципов колхозной демократии, для рассмотрения текущих и перспективных вопросов жизни и деятельности колхозов, обобщения опыта их работы, выработки рекомендаций и представительства колхозов в государственных органах и общественных организациях создаются и функционируют выборные органы колхозов: Всесоюзный и республиканские съезды колхозников, областные, краевые, республиканские (автономных республик) конференции колхозников, районные собрания представителей колхозов и избираемые ими соответствующие советы колхозов.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"1. Исходя из принципов колхозной демократии, для рассмотрения текущих и перспективных вопросов жизни и деятельности колхозов, обобщения опыта их работы, выработки рекомендаций и представительства колхозов в государственных органах и общественных организациях создаются и функционируют выборные органы колхозов: Всесоюзный и республиканские съезды колхозников, областные, краевые, республиканские (автономных республик) конференции колхозников, районные собрания представителей колхозов и избираемые ими соответствующие советы колхозов.
Статья: Подсчитываем страховой стаж по новым правилам
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 6)- периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды названной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 6)- периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 1 января 2001 года, а также периоды названной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 1 января 2001 года;
Статья: 7 ответов на вопросы о трудовых книжках
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Исходя из норм п. 1 Основных положений о порядке выдачи и ведения трудовых книжек колхозников, утв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.1975 N 310, согласно которым трудовая книжка колхозника оформлялась для членов колхоза, делать записи о работе иным работодателям (не колхозам) в такой трудовой книжке некорректно. Это подтверждает и судебная практика (см., например, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 31.05.2017 по делу N 33-5802/2017).
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Исходя из норм п. 1 Основных положений о порядке выдачи и ведения трудовых книжек колхозников, утв. Постановлением Совмина СССР от 21.04.1975 N 310, согласно которым трудовая книжка колхозника оформлялась для членов колхоза, делать записи о работе иным работодателям (не колхозам) в такой трудовой книжке некорректно. Это подтверждает и судебная практика (см., например, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 31.05.2017 по делу N 33-5802/2017).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)опись составляется ООиП в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При оставлении описи вправе по собственному усмотрению присутствовать несовершеннолетний подопечный, достигший возраста 14 лет, а также могут присутствовать иные заинтересованные лица. Как устанавливалось в Правилах Минпроса РСФСР 1969 г., опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, производится представителем отдела народного образования (инспектором, общественным инспектором охраны детства), уполномоченным местного Совета с участием представителей жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления, правления колхоза, администрации совхоза, предприятия, где работали родители (усыновители), общественных организаций по месту жительства несовершеннолетнего и др. Там же предусматривалось, что в случае, если опись имущества была уже произведена жилищными органами, нотариальной конторой или другими государственными и общественными организациями, то представителем ООиП по копии ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и об этом составляется акт;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)опись составляется ООиП в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел. При оставлении описи вправе по собственному усмотрению присутствовать несовершеннолетний подопечный, достигший возраста 14 лет, а также могут присутствовать иные заинтересованные лица. Как устанавливалось в Правилах Минпроса РСФСР 1969 г., опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, производится представителем отдела народного образования (инспектором, общественным инспектором охраны детства), уполномоченным местного Совета с участием представителей жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления, правления колхоза, администрации совхоза, предприятия, где работали родители (усыновители), общественных организаций по месту жительства несовершеннолетнего и др. Там же предусматривалось, что в случае, если опись имущества была уже произведена жилищными органами, нотариальной конторой или другими государственными и общественными организациями, то представителем ООиП по копии ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и об этом составляется акт;
Статья: Реформирование сельского хозяйства СССР под руководством Н.С. Хрущева в условиях либерализации общественных отношений
(Бабенко Д.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Безусловно, все проводимые изменения в области сельского хозяйства, как и другие реформы, были регламентированы на уровне законодательства. Первым нормативным актом, положившим начало модернизации сельского хозяйства в СССР, принято считать Постановление ЦК КПСС от 7 сентября 1953 г. "О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР" <2>. Указанный законодательный акт вобрал в себя сразу семь частей и регламентировал, по большому счету, все те положения, которых так недоставало сельскохозяйственному сегменту в те годы. Перво-наперво предлагалось более эффективно использовать земли в колхозах, как ранее использовавшиеся, так и новые (освоение целинных земель), что способствовало бы избавлению от дефицита добываемых ресурсов (зерновые культуры) и привело бы к стабилизации продовольственного аспекта и отсутствию голода. Кроме названного вектора развития, предлагаемого в указанном постановлении, также предлагалось развивать машинно-тракторные станции, поднимать личное подсобное хозяйство, пробуждать в крестьянах заинтересованность в нахождении в колхозах. Впоследствии развитие экономической реформы претерпело ряд изменений, существенно отличающихся от тех положений, что были закреплены в Постановлении ЦК КПСС от 7 сентября 1953 г. "О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР". Указанные действия отражали лишь часть реформы сельского хозяйства, являющейся исторически первой относительно остальных. В последующих нормативных актах государство во главе с Н.С. Хрущевым существенно сменило вектор реформирования: основной идеей теперь являлось лишение крестьян личного подсобного хозяйства и передача его в собственность колхозов и совхозов, за счет чего имущественный и продовольственный потенциал государства существенно возрастал, а граждан в отдельности - падал. Как небезосновательно полагает Р.Р. Валиахметов: "Высшее руководство государства стремилось всячески лишить крестьян их приусадебного участка, скотины и направить все ресурсы на развитие колхозов и совхозов, что коренным образом противоречило Постановлению, принятому 7 сентября 1953 г. Данная политика в последующие годы сыграла отрицательную роль" <3>. Мы не можем не согласиться с таковым мнением, поскольку благосостояние каждого крестьянина в отдельности значительно ухудшилось в течение всего лишь нескольких лет, однако, как справедливо полагает Д.Н. Конышев, "Хрущев практически первым из советских политических лидеров одной из главных задач государства поставил заботу о простом человеке. В аграрной политике проявлениями этого стала борьба с личным подсобным хозяйством (стремление ограничить рабочий день крестьян временем работы в колхозе); выселение мелких деревень для доступности основных благ, возможность организовать которые была только в крупных населенных пунктах; целинная и мясомолочные кампании, призванные обеспечить народ основными продуктами" <4>. Отраженное мнение видится авторам достаточно обоснованным и позволяющим говорить о невозможности однозначного умозаключения относительно реформирования сельского хозяйства Н.С. Хрущевым. Сменный курс политики отчетливо прослеживался в ряде нормативных актов, принятых впоследствии <5>.
(Бабенко Д.О.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)Безусловно, все проводимые изменения в области сельского хозяйства, как и другие реформы, были регламентированы на уровне законодательства. Первым нормативным актом, положившим начало модернизации сельского хозяйства в СССР, принято считать Постановление ЦК КПСС от 7 сентября 1953 г. "О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР" <2>. Указанный законодательный акт вобрал в себя сразу семь частей и регламентировал, по большому счету, все те положения, которых так недоставало сельскохозяйственному сегменту в те годы. Перво-наперво предлагалось более эффективно использовать земли в колхозах, как ранее использовавшиеся, так и новые (освоение целинных земель), что способствовало бы избавлению от дефицита добываемых ресурсов (зерновые культуры) и привело бы к стабилизации продовольственного аспекта и отсутствию голода. Кроме названного вектора развития, предлагаемого в указанном постановлении, также предлагалось развивать машинно-тракторные станции, поднимать личное подсобное хозяйство, пробуждать в крестьянах заинтересованность в нахождении в колхозах. Впоследствии развитие экономической реформы претерпело ряд изменений, существенно отличающихся от тех положений, что были закреплены в Постановлении ЦК КПСС от 7 сентября 1953 г. "О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР". Указанные действия отражали лишь часть реформы сельского хозяйства, являющейся исторически первой относительно остальных. В последующих нормативных актах государство во главе с Н.С. Хрущевым существенно сменило вектор реформирования: основной идеей теперь являлось лишение крестьян личного подсобного хозяйства и передача его в собственность колхозов и совхозов, за счет чего имущественный и продовольственный потенциал государства существенно возрастал, а граждан в отдельности - падал. Как небезосновательно полагает Р.Р. Валиахметов: "Высшее руководство государства стремилось всячески лишить крестьян их приусадебного участка, скотины и направить все ресурсы на развитие колхозов и совхозов, что коренным образом противоречило Постановлению, принятому 7 сентября 1953 г. Данная политика в последующие годы сыграла отрицательную роль" <3>. Мы не можем не согласиться с таковым мнением, поскольку благосостояние каждого крестьянина в отдельности значительно ухудшилось в течение всего лишь нескольких лет, однако, как справедливо полагает Д.Н. Конышев, "Хрущев практически первым из советских политических лидеров одной из главных задач государства поставил заботу о простом человеке. В аграрной политике проявлениями этого стала борьба с личным подсобным хозяйством (стремление ограничить рабочий день крестьян временем работы в колхозе); выселение мелких деревень для доступности основных благ, возможность организовать которые была только в крупных населенных пунктах; целинная и мясомолочные кампании, призванные обеспечить народ основными продуктами" <4>. Отраженное мнение видится авторам достаточно обоснованным и позволяющим говорить о невозможности однозначного умозаключения относительно реформирования сельского хозяйства Н.С. Хрущевым. Сменный курс политики отчетливо прослеживался в ряде нормативных актов, принятых впоследствии <5>.
Статья: Становление и развитие системы принудительного исполнения
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Вопросам взыскания алиментов была посвящена отдельная глава Инструкции. Естественно, что исполнительный лист о взыскании алиментов исполнялся немедленно (по состоянию на 2021 г. законодательство об исполнительном производстве в этой части также не изменилось). Взыскание алиментов осуществлялось путем обращения взыскания на заработную плату, на суммы, получаемые за работу в колхозе, на авторское вознаграждение, пенсию, стипендию, на доходы от подсобного хозяйства и на другие суммы, на которые допускается обращение взыскания <24>.
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Вопросам взыскания алиментов была посвящена отдельная глава Инструкции. Естественно, что исполнительный лист о взыскании алиментов исполнялся немедленно (по состоянию на 2021 г. законодательство об исполнительном производстве в этой части также не изменилось). Взыскание алиментов осуществлялось путем обращения взыскания на заработную плату, на суммы, получаемые за работу в колхозе, на авторское вознаграждение, пенсию, стипендию, на доходы от подсобного хозяйства и на другие суммы, на которые допускается обращение взыскания <24>.
Статья: Особенности производства по уголовным делам в некоторых народных судах Горьковской области в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов
(Доможирова Л.Ю., Садчикова Е.В., Ярцев Р.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 2)- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 г. "Об ответственности за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы или за самовольный уход мобилизованных с работы", устанавливающий лицам, виновным в невыработке обязательного минимума трудодней, наказание исправительно-трудовыми работами в колхозе на срок до 6 мес. с удержанием из оплаты до 25% трудодней <7>.
(Доможирова Л.Ю., Садчикова Е.В., Ярцев Р.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 2)- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1942 г. "Об ответственности за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы или за самовольный уход мобилизованных с работы", устанавливающий лицам, виновным в невыработке обязательного минимума трудодней, наказание исправительно-трудовыми работами в колхозе на срок до 6 мес. с удержанием из оплаты до 25% трудодней <7>.