Работа иностранца без патента
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа иностранца без патента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Прием на работу иностранца с патентом
(КонсультантПлюс, 2025)2. Последствия приема на работу иностранца без патента
(КонсультантПлюс, 2025)2. Последствия приема на работу иностранца без патента
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)К ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ не привлекают генподрядчика, если он самостоятельно не ведет строительную деятельность на объекте и передал стройплощадку подрядчику (субподрядчику), который допустил к работе иностранца без патента
(КонсультантПлюс, 2025)К ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ не привлекают генподрядчика, если он самостоятельно не ведет строительную деятельность на объекте и передал стройплощадку подрядчику (субподрядчику), который допустил к работе иностранца без патента
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли гражданин РФ заключить договор об оказании услуг для личных нужд с гражданином Узбекистана, который не оформил патент? Какая возможна ответственность для гражданина РФ за привлечение к работе иностранца без патента? Какая ответственность предусмотрена для гражданина Узбекистана?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли гражданин РФ заключить договор об оказании услуг для личных нужд с гражданином Узбекистана, который не оформил патент? Какая возможна ответственность для гражданина РФ за привлечение к работе иностранца без патента? Какая ответственность предусмотрена для гражданина Узбекистана?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли гражданин РФ заключить договор об оказании услуг для личных нужд с гражданином Узбекистана, который не оформил патент? Какая возможна ответственность для гражданина РФ за привлечение к работе иностранца без патента? Какая ответственность предусмотрена для гражданина Узбекистана?
Готовое решение: Что нужно знать при приеме на работу "безвизового" иностранца на основании патента
(КонсультантПлюс, 2025)Какая ответственность предусмотрена за прием на работу "безвизового" иностранца без патента, когда он нужен по закону
(КонсультантПлюс, 2025)Какая ответственность предусмотрена за прием на работу "безвизового" иностранца без патента, когда он нужен по закону
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"выдачу, приостановление срока действия, аннулирование разрешений на привлечение и использование иностранных работников, выдачу и аннулирование разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"выдачу, приостановление срока действия, аннулирование разрешений на привлечение и использование иностранных работников, выдачу и аннулирование разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности;
Статья: К вопросу о противодействии незаконной миграции
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)5. Важным юридическим средством соблюдения миграционного законодательства является установление административной ответственности за нарушение его норм. И логичным продолжением данного направления противодействия незаконной миграции должно стать ужесточение санкций в отношении нарушителей миграционного административно-правового режима, в частности, необходимо предусмотреть ответственность за организацию трудовой деятельности мигрантов, т.е. в качестве нарушителей рассматривать не только самих незаконных мигрантов, но и лиц, являющихся организаторами их незаконной трудовой деятельности, также необходимо повысить административные штрафы не только для юридических и должностных лиц, но и для граждан, проявивших неосмотрительность и фактически допустивших иностранцев к работе без соответствующего патента или разрешения на работу.
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)5. Важным юридическим средством соблюдения миграционного законодательства является установление административной ответственности за нарушение его норм. И логичным продолжением данного направления противодействия незаконной миграции должно стать ужесточение санкций в отношении нарушителей миграционного административно-правового режима, в частности, необходимо предусмотреть ответственность за организацию трудовой деятельности мигрантов, т.е. в качестве нарушителей рассматривать не только самих незаконных мигрантов, но и лиц, являющихся организаторами их незаконной трудовой деятельности, также необходимо повысить административные штрафы не только для юридических и должностных лиц, но и для граждан, проявивших неосмотрительность и фактически допустивших иностранцев к работе без соответствующего патента или разрешения на работу.
Статья: О некоторых требованиях, предъявляемых к единоличному исполнительному органу общества с ограниченной ответственностью
(Аитова Ю.Ф.)
("Юрист", 2024, N 1)Рассмотрев вопрос о возрастных ограничениях для единоличного исполнительного органа, предлагаем дальше определить иные требования, существующие в действующем законодательстве. Отметим, что в Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" не устанавливаются специальные требования к лицу, осуществляющему деятельность руководителя. Однако ряд нормативно-правовых актов, регулирующих специальные виды деятельности, закрепляют дополнительные требования. Например, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ст. 16 закрепляет перечень квалификационных требований к кандидату на должность руководителя кредитной организации. Также квалификационные требования устанавливаются в ст. 4.1-1 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и ст. 32.1 Федерального закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1) "Об организации страхового дела в Российской Федерации". При несоответствии данным требованиям кандидату на должность может быть отказано в избрании. К некоторым из требований относятся: прекращение трудового договора соискателя на должность руководителя кредитной организации по виновным основаниям, если на момент избрания не прошло трехлетнего срока с момента расторжения трудового договора; установление факта неправомерного использования инсайдерской информации кандидатом на должность руководителя кредитной организации и манипулирование рынком в течение десяти лет, предшествовавших дню назначения на должность. Статья 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" допускает возможность избрания на должность единоличного исполнительного органа как лица, являющегося участником общества, так и стороннего лица. Также в качестве руководителя может выступать иностранный гражданин, о чем свидетельствует ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <5>. Отметим, что отсутствие у иностранного гражданина патента и (или) разрешения на работу не является препятствием для государственной регистрации при подаче сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) <6>. Также не может служить основанием для отказа в государственной регистрации проживание иностранного гражданина в другом государстве <7>.
(Аитова Ю.Ф.)
("Юрист", 2024, N 1)Рассмотрев вопрос о возрастных ограничениях для единоличного исполнительного органа, предлагаем дальше определить иные требования, существующие в действующем законодательстве. Отметим, что в Федеральном законе "Об обществах с ограниченной ответственностью" не устанавливаются специальные требования к лицу, осуществляющему деятельность руководителя. Однако ряд нормативно-правовых актов, регулирующих специальные виды деятельности, закрепляют дополнительные требования. Например, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в ст. 16 закрепляет перечень квалификационных требований к кандидату на должность руководителя кредитной организации. Также квалификационные требования устанавливаются в ст. 4.1-1 Федерального закона от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и ст. 32.1 Федерального закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1) "Об организации страхового дела в Российской Федерации". При несоответствии данным требованиям кандидату на должность может быть отказано в избрании. К некоторым из требований относятся: прекращение трудового договора соискателя на должность руководителя кредитной организации по виновным основаниям, если на момент избрания не прошло трехлетнего срока с момента расторжения трудового договора; установление факта неправомерного использования инсайдерской информации кандидатом на должность руководителя кредитной организации и манипулирование рынком в течение десяти лет, предшествовавших дню назначения на должность. Статья 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" допускает возможность избрания на должность единоличного исполнительного органа как лица, являющегося участником общества, так и стороннего лица. Также в качестве руководителя может выступать иностранный гражданин, о чем свидетельствует ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <5>. Отметим, что отсутствие у иностранного гражданина патента и (или) разрешения на работу не является препятствием для государственной регистрации при подаче сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) <6>. Также не может служить основанием для отказа в государственной регистрации проживание иностранного гражданина в другом государстве <7>.
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2025)разрешение на работу или патент - для временно пребывающих в РФ иностранных граждан либо лиц без гражданства, за исключением тех категорий иностранных граждан или лиц без гражданства, которые в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без таких документов (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)разрешение на работу или патент - для временно пребывающих в РФ иностранных граждан либо лиц без гражданства, за исключением тех категорий иностранных граждан или лиц без гражданства, которые в соответствии с федеральными законами или международными договорами РФ вправе осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без таких документов (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ);
Последние изменения: Патенты на осуществление трудовой деятельности иностранных работников
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатели с 16 июня 2020 г. лишены права привлекать к работе не имеющих патентов иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Россию в безвизовом порядке (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274). Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют право в период с 16 июня по 15 сентября 2020 г. включительно обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из России (пп. "а" п. 2.1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274).
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатели с 16 июня 2020 г. лишены права привлекать к работе не имеющих патентов иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Россию в безвизовом порядке (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274). Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют право в период с 16 июня по 15 сентября 2020 г. включительно обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из России (пп. "а" п. 2.1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274).
Статья: Владение русским языком, знание российской истории и основ законодательства иностранными гражданами (лицами без гражданства), прибывшими на территорию Российской Федерации: проблемы и перспективы правового регулирования
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Подготовить и направить запрос о подтверждении наличия в информационной системе ФРДО сведений о выданном сертификате о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства Российской Федерации может любой пользователь информации. Если говорить о физических лицах, ради удовлетворения личного интереса они прибегают к использованию платформы через официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. А при межведомственном взаимодействии, как и с Министерством внутренних дел РФ и его территориальными органами, компоненты информационной системы ФРДО интегрируются со специализированными информационными системами, назначение которых в обеспечении процесса предоставления государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций). Не исключение и процесс предоставления государственных услуг по выдаче иностранным гражданам (лицам без гражданства) разрешения на работу (патента), временное проживание, вида на жительство. Циркуляция сведений из баз данных информационных систем относительно оформления, подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ схожим образом урегулирована. Эти меры не просто затрудняют оборот поддельных сертификатов, а дают понять желающим преступить закон в бессмысленности усилий. Но все же степень усвоения иностранными гражданами (лицами без гражданства) экзаменационных областей знаний до сих пор неважная. Что не мешает им обзавестись сертификатами, которые свидетельствуют об обратном?
(Руколеев В.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 4)Подготовить и направить запрос о подтверждении наличия в информационной системе ФРДО сведений о выданном сертификате о владении русским языком, знании истории России, основ законодательства Российской Федерации может любой пользователь информации. Если говорить о физических лицах, ради удовлетворения личного интереса они прибегают к использованию платформы через официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. А при межведомственном взаимодействии, как и с Министерством внутренних дел РФ и его территориальными органами, компоненты информационной системы ФРДО интегрируются со специализированными информационными системами, назначение которых в обеспечении процесса предоставления государственных и муниципальных услуг (исполнения государственных и муниципальных функций). Не исключение и процесс предоставления государственных услуг по выдаче иностранным гражданам (лицам без гражданства) разрешения на работу (патента), временное проживание, вида на жительство. Циркуляция сведений из баз данных информационных систем относительно оформления, подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства РФ схожим образом урегулирована. Эти меры не просто затрудняют оборот поддельных сертификатов, а дают понять желающим преступить закон в бессмысленности усилий. Но все же степень усвоения иностранными гражданами (лицами без гражданства) экзаменационных областей знаний до сих пор неважная. Что не мешает им обзавестись сертификатами, которые свидетельствуют об обратном?
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ - например, за фактический допуск к трудовой деятельности в России иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу или патент, когда они требуются по закону. По мнению Минтруда России, такая ответственность возможна, в том числе если вы примете иностранца по поддельному разрешению на работу. При этом Минтруд России также указал, что Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявляет при приеме на работу. Тем не менее работодатель может проверить их подлинность (Письмо от 04.12.2018 N 14-2/В-966). Отметим, что сведения о разрешениях на работу и патентах размещаются в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом МВД России (п. 9.4 ст. 18 Закона об иностранцах);
(КонсультантПлюс, 2025)по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ - например, за фактический допуск к трудовой деятельности в России иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу или патент, когда они требуются по закону. По мнению Минтруда России, такая ответственность возможна, в том числе если вы примете иностранца по поддельному разрешению на работу. При этом Минтруд России также указал, что Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявляет при приеме на работу. Тем не менее работодатель может проверить их подлинность (Письмо от 04.12.2018 N 14-2/В-966). Отметим, что сведения о разрешениях на работу и патентах размещаются в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом МВД России (п. 9.4 ст. 18 Закона об иностранцах);
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Законом прямо не урегулировано, можно ли заключить ученический договор с иностранцем без разрешения на работу или патента, необходимого ему для трудовой деятельности в РФ, и обучать его. Полагаем, что заключение ученического договора с таким иностранцем вместо трудового или гражданско-правового договора в некоторых случаях может повлечь для вас риски. Например, если ученический договор фактически будет подменять трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Тогда в случае фактического допуска такого иностранца к работе возможна административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а за нарушение в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(КонсультантПлюс, 2025)Законом прямо не урегулировано, можно ли заключить ученический договор с иностранцем без разрешения на работу или патента, необходимого ему для трудовой деятельности в РФ, и обучать его. Полагаем, что заключение ученического договора с таким иностранцем вместо трудового или гражданско-правового договора в некоторых случаях может повлечь для вас риски. Например, если ученический договор фактически будет подменять трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Тогда в случае фактического допуска такого иностранца к работе возможна административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а за нарушение в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).