Работа без патента
Подборка наиболее важных документов по запросу Работа без патента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Прием на работу иностранца с патентом
(КонсультантПлюс, 2025)2. Последствия приема на работу иностранца без патента
(КонсультантПлюс, 2025)2. Последствия приема на работу иностранца без патента
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как иностранцу получить патент на работу в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Иностранные граждане, которым не требуется получать патент на работу в РФ
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Иностранные граждане, которым не требуется получать патент на работу в РФ
Вопрос: Вправе ли гражданин РФ заключить договор об оказании услуг для личных нужд с гражданином Узбекистана, который не оформил патент? Какая возможна ответственность для гражданина РФ за привлечение к работе иностранца без патента? Какая ответственность предусмотрена для гражданина Узбекистана?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли гражданин РФ заключить договор об оказании услуг для личных нужд с гражданином Узбекистана, который не оформил патент? Какая возможна ответственность для гражданина РФ за привлечение к работе иностранца без патента? Какая ответственность предусмотрена для гражданина Узбекистана?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Вправе ли гражданин РФ заключить договор об оказании услуг для личных нужд с гражданином Узбекистана, который не оформил патент? Какая возможна ответственность для гражданина РФ за привлечение к работе иностранца без патента? Какая ответственность предусмотрена для гражданина Узбекистана?
Готовое решение: Что нужно знать о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)При заполнении бланка уведомления следуйте пояснениям, приведенным к каждому его пункту или полю. Чтобы не допустить ошибок и внести всю необходимую информацию, указывайте сведения на основании подтверждающих документов. При этом учтите следующее. Так как в отношении граждан Беларуси не применяется порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, установленный в России, в частности им не нужно для работы в РФ оформлять разрешение на работу или патент, то поля в п. 3 формы, где отражаются сведения о таких разрешительных документах, заполнять не нужно. Следует сразу перейти к п. 3.1 и указать там данные нормативного документа, на основании которого гражданин Беларуси вправе работать без патента или разрешения, например Договора о ЕАЭС, так как его положения распространяются в том числе на граждан Республики Беларусь, которая тоже является государством - членом ЕАЭС. Такие рекомендации следуют, в частности, из абз. 1 преамбулы, п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 17, 18 п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998.
(КонсультантПлюс, 2025)При заполнении бланка уведомления следуйте пояснениям, приведенным к каждому его пункту или полю. Чтобы не допустить ошибок и внести всю необходимую информацию, указывайте сведения на основании подтверждающих документов. При этом учтите следующее. Так как в отношении граждан Беларуси не применяется порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы, установленный в России, в частности им не нужно для работы в РФ оформлять разрешение на работу или патент, то поля в п. 3 формы, где отражаются сведения о таких разрешительных документах, заполнять не нужно. Следует сразу перейти к п. 3.1 и указать там данные нормативного документа, на основании которого гражданин Беларуси вправе работать без патента или разрешения, например Договора о ЕАЭС, так как его положения распространяются в том числе на граждан Республики Беларусь, которая тоже является государством - членом ЕАЭС. Такие рекомендации следуют, в частности, из абз. 1 преамбулы, п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС, абз. 17, 18 п. 1 ст. 2 Закона об иностранцах, абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998.
Готовое решение: Что нужно знать о миграционном учете иностранных граждан по месту пребывания
(КонсультантПлюс, 2025)для работы и имеющие право на осуществление трудовой деятельности по патенту, а также без разрешения на работу или патента;
(КонсультантПлюс, 2025)для работы и имеющие право на осуществление трудовой деятельности по патенту, а также без разрешения на работу или патента;
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности работников, имеющих разрешение на работу
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с проведением Международного конкурса имени П.И. Чайковского (п. 4.11 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, Федеральный закон от 06.06.2019 N 121-ФЗ). Дирекции конкурса не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранцев в качестве членов жюри конкурса. Они вправе трудиться в России без разрешения на работу или патента (ст. 3 Федерального закона от 06.06.2019 N 121-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с проведением Международного конкурса имени П.И. Чайковского (п. 4.11 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, Федеральный закон от 06.06.2019 N 121-ФЗ). Дирекции конкурса не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранцев в качестве членов жюри конкурса. Они вправе трудиться в России без разрешения на работу или патента (ст. 3 Федерального закона от 06.06.2019 N 121-ФЗ);
Готовое решение: Что нужно знать при приеме на работу "безвизового" иностранца на основании патента
(КонсультантПлюс, 2025)Какая ответственность предусмотрена за прием на работу "безвизового" иностранца без патента, когда он нужен по закону
(КонсультантПлюс, 2025)Какая ответственность предусмотрена за прием на работу "безвизового" иностранца без патента, когда он нужен по закону
Статья: Структура теневой экономики в правоотраслевом подходе
(Трунцевский Ю.В., Есаян А.К.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)- полуправовая экономическая деятельность, которая соответствует действующему законодательству по своим целям, но периодически выходит за его пределы (различные способы уклонения от налогов, в том числе использование "черного нала", работа без патента и лицензии, трудовой наем без оформления), - "серый рынок";
(Трунцевский Ю.В., Есаян А.К.)
("Российская юстиция", 2020, N 12)- полуправовая экономическая деятельность, которая соответствует действующему законодательству по своим целям, но периодически выходит за его пределы (различные способы уклонения от налогов, в том числе использование "черного нала", работа без патента и лицензии, трудовой наем без оформления), - "серый рынок";
Последние изменения: Патенты на осуществление трудовой деятельности иностранных работников
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатели с 16 июня 2020 г. лишены права привлекать к работе не имеющих патентов иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Россию в безвизовом порядке (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274). Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют право в период с 16 июня по 15 сентября 2020 г. включительно обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из России (пп. "а" п. 2.1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274).
(КонсультантПлюс, 2025)Работодатели с 16 июня 2020 г. лишены права привлекать к работе не имеющих патентов иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Россию в безвизовом порядке (пп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274). Иностранцы и лица без гражданства, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют право в период с 16 июня по 15 сентября 2020 г. включительно обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из России (пп. "а" п. 2.1 Указа Президента РФ от 18.04.2020 N 274).
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ - например, за фактический допуск к трудовой деятельности в России иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу или патент, когда они требуются по закону. По мнению Минтруда России, такая ответственность возможна, в том числе если вы примете иностранца по поддельному разрешению на работу. При этом Минтруд России также указал, что Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявляет при приеме на работу. Тем не менее работодатель может проверить их подлинность (Письмо от 04.12.2018 N 14-2/В-966). Отметим, что сведения о разрешениях на работу и патентах размещаются в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом МВД России (п. 9.4 ст. 18 Закона об иностранцах);
(КонсультантПлюс, 2025)по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ - например, за фактический допуск к трудовой деятельности в России иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу или патент, когда они требуются по закону. По мнению Минтруда России, такая ответственность возможна, в том числе если вы примете иностранца по поддельному разрешению на работу. При этом Минтруд России также указал, что Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя проверять подлинность документов, которые иностранный гражданин предъявляет при приеме на работу. Тем не менее работодатель может проверить их подлинность (Письмо от 04.12.2018 N 14-2/В-966). Отметим, что сведения о разрешениях на работу и патентах размещаются в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом МВД России (п. 9.4 ст. 18 Закона об иностранцах);
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)Законом прямо не урегулировано, можно ли заключить ученический договор с иностранцем без разрешения на работу или патента, необходимого ему для трудовой деятельности в РФ, и обучать его. Полагаем, что заключение ученического договора с таким иностранцем вместо трудового или гражданско-правового договора в некоторых случаях может повлечь для вас риски. Например, если ученический договор фактически будет подменять трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Тогда в случае фактического допуска такого иностранца к работе возможна административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а за нарушение в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
(КонсультантПлюс, 2025)Законом прямо не урегулировано, можно ли заключить ученический договор с иностранцем без разрешения на работу или патента, необходимого ему для трудовой деятельности в РФ, и обучать его. Полагаем, что заключение ученического договора с таким иностранцем вместо трудового или гражданско-правового договора в некоторых случаях может повлечь для вас риски. Например, если ученический договор фактически будет подменять трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). Тогда в случае фактического допуска такого иностранца к работе возможна административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а за нарушение в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
Статья: Гуттаперчевая демография
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)27 августа 2022 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации", в соответствии с которым граждане Украины могут пребывать на территории России без ограничения срока, а также работать без оформления патента независимо от цели въезда. Все что требуется от них - это пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.
(Изотова Е.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)27 августа 2022 г. Президент Российской Федерации подписал Указ N 585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации", в соответствии с которым граждане Украины могут пребывать на территории России без ограничения срока, а также работать без оформления патента независимо от цели въезда. Все что требуется от них - это пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.
Статья: К вопросу о противодействии незаконной миграции
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)5. Важным юридическим средством соблюдения миграционного законодательства является установление административной ответственности за нарушение его норм. И логичным продолжением данного направления противодействия незаконной миграции должно стать ужесточение санкций в отношении нарушителей миграционного административно-правового режима, в частности, необходимо предусмотреть ответственность за организацию трудовой деятельности мигрантов, т.е. в качестве нарушителей рассматривать не только самих незаконных мигрантов, но и лиц, являющихся организаторами их незаконной трудовой деятельности, также необходимо повысить административные штрафы не только для юридических и должностных лиц, но и для граждан, проявивших неосмотрительность и фактически допустивших иностранцев к работе без соответствующего патента или разрешения на работу.
(Кочеров Ю.Н., Ефимов А.А., Трусов А.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)5. Важным юридическим средством соблюдения миграционного законодательства является установление административной ответственности за нарушение его норм. И логичным продолжением данного направления противодействия незаконной миграции должно стать ужесточение санкций в отношении нарушителей миграционного административно-правового режима, в частности, необходимо предусмотреть ответственность за организацию трудовой деятельности мигрантов, т.е. в качестве нарушителей рассматривать не только самих незаконных мигрантов, но и лиц, являющихся организаторами их незаконной трудовой деятельности, также необходимо повысить административные штрафы не только для юридических и должностных лиц, но и для граждан, проявивших неосмотрительность и фактически допустивших иностранцев к работе без соответствующего патента или разрешения на работу.