Рабочее место водителя
Подборка наиболее важных документов по запросу Рабочее место водителя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Оформление трудовых отношений с водителем
(КонсультантПлюс, 2025)2. Рабочее место водителя в трудовом договоре
(КонсультантПлюс, 2025)2. Рабочее место водителя в трудовом договоре
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 213 "Медицинские осмотры некоторых категорий работников" Трудового кодекса РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ установил, что общество представило недостоверные сведения в таблице 5 расчета по форме 4-ФСС об общем числе работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, и привлек его к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суд признал привлечение к ответственности неправомерным. Суд указал, что в спорной таблице должны указываться данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры. Оценив представленные доказательства, в том числе заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда, суд пришел к выводу, что выявленные на рабочих местах водителей автомобилей общества производственные факторы по уровню своего воздействия не отнесены к вредным и (или) опасным классам. Следовательно, при составлении расчета формы 4-ФСС в таблице 5 раздела 7 строки 2 обществом правомерно указан показатель 0.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ установил, что общество представило недостоверные сведения в таблице 5 расчета по форме 4-ФСС об общем числе работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, и привлек его к ответственности за нарушение законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Суд признал привлечение к ответственности неправомерным. Суд указал, что в спорной таблице должны указываться данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры. Оценив представленные доказательства, в том числе заключение эксперта по результатам специальной оценки условий труда, суд пришел к выводу, что выявленные на рабочих местах водителей автомобилей общества производственные факторы по уровню своего воздействия не отнесены к вредным и (или) опасным классам. Следовательно, при составлении расчета формы 4-ФСС в таблице 5 раздела 7 строки 2 обществом правомерно указан показатель 0.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как в трудовом договоре прописать условие о месте работы водителя автомобиля?
(Консультация эксперта, 2025)Рабочим местом для водителя является автомобиль, при этом работа водителя имеет разъездной характер, что также должно найти отражение в трудовом договоре (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Рабочим местом для водителя является автомобиль, при этом работа водителя имеет разъездной характер, что также должно найти отражение в трудовом договоре (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы водителей служебных легковых автомобилейСПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Нормативные акты
Вопрос: Об указании основания проведения медосмотров при заполнении строки 040 карты специальной оценки условий труда рабочего места "водитель автомобиля", расположенного в районе Крайнего Севера.
(Письмо Минтруда России от 16.01.2024 N 15-1/ООГ-156)Вопрос: Экспертная организация при оформлении отчета о проведении специальной оценки условий труда в карте рабочего места "водитель автомобиля" в строке 040 "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте" в п. 7 "Проведение медицинских осмотров" в качестве обоснования проведения медицинских осмотров приводит ссылку на п. п. 11.3, 11.4, 18.1 Приложения к Приложению N 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Для рабочего места установлен итоговый класс условий труда 2.
(Письмо Минтруда России от 16.01.2024 N 15-1/ООГ-156)Вопрос: Экспертная организация при оформлении отчета о проведении специальной оценки условий труда в карте рабочего места "водитель автомобиля" в строке 040 "Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте" в п. 7 "Проведение медицинских осмотров" в качестве обоснования проведения медицинских осмотров приводит ссылку на п. п. 11.3, 11.4, 18.1 Приложения к Приложению N 1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Для рабочего места установлен итоговый класс условий труда 2.
Статья: Разбор вопросов об использовании личного автомобиля в служебных целях
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 12)СОУТ проводится в отношении рабочего места, где работник выполняет свои трудовые обязанности. Рабочим местом водителя считается автомобиль. Кому он принадлежит - дело десятое и значения в данном случае не имеет. Важно лишь, чтобы автомобиль находился прямо или косвенно под контролем работодателя <6>. Наличие договоров аренды в вашем случае говорит о том, что контроль имеется.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2024, N 12)СОУТ проводится в отношении рабочего места, где работник выполняет свои трудовые обязанности. Рабочим местом водителя считается автомобиль. Кому он принадлежит - дело десятое и значения в данном случае не имеет. Важно лишь, чтобы автомобиль находился прямо или косвенно под контролем работодателя <6>. Наличие договоров аренды в вашем случае говорит о том, что контроль имеется.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%.
Статья: Amazon будет контролировать своих водителей умными камерами
(Виногорова С., Дученко О., Дячук М., Карпухин А.Е., Маннапов Р., Томилин И.)
("Трудовое право", 2021, N 9)Таким образом, установка видеокамер на рабочих местах сотрудников (и водителей) вполне допустима. Однако необходимо придерживаться установленных законом правил.
(Виногорова С., Дученко О., Дячук М., Карпухин А.Е., Маннапов Р., Томилин И.)
("Трудовое право", 2021, N 9)Таким образом, установка видеокамер на рабочих местах сотрудников (и водителей) вполне допустима. Однако необходимо придерживаться установленных законом правил.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии);
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50%. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации (при наличии);
Статья: Эксперимент в гражданском (арбитражном) судопроизводстве
(Томбулова Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)С другой стороны, эксперты также порой не в состоянии дать заключение по вопросам, требующим организации и проведения именно судебного, а не экспертного эксперимента. Так, по одному из арбитражных дел о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), эксперт указал, что в рамках судебной автотехнической экспертизы решить вопрос о том, был ли фактически водитель автобуса перед ДТП ослеплен фарами транспортных средств, двигающихся во встречном направлении, экспертным путем невозможно. "Данный вопрос, - пишет эксперт, - решается путем оценки объяснений водителей и свидетелей и зависит в том числе от субъективных качеств самого водителя. Видимость с рабочего места водителя определяется в ходе проведения эксперимента на месте происшествия в условиях, максимально приближенных к условиям на момент ДТП. При этом необходимо располагать аналогичными транспортными средствами, обеспечить безопасность проведения эксперимента на участке ДТП. Организация и проведение подобного рода экспериментов не входят в компетенцию эксперта-автотехника" <15>. Заметим, что при отсутствии нормативной базы и оснований для бюджетного финансирования подобного мероприятия проведение такого эксперимента проблематично и для суда. Однако организация подобного эксперимента, имеющего статус судебного, может быть выполнена (в силу реальной состязательности) стороной (совместно сторонами) по делу. Здесь также необходимо нормативное решение вопроса об отнесении такого рода расходов к числу судебных издержек (с возможностью их возмещения проигравшей дело стороной).
(Томбулова Е.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)С другой стороны, эксперты также порой не в состоянии дать заключение по вопросам, требующим организации и проведения именно судебного, а не экспертного эксперимента. Так, по одному из арбитражных дел о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), эксперт указал, что в рамках судебной автотехнической экспертизы решить вопрос о том, был ли фактически водитель автобуса перед ДТП ослеплен фарами транспортных средств, двигающихся во встречном направлении, экспертным путем невозможно. "Данный вопрос, - пишет эксперт, - решается путем оценки объяснений водителей и свидетелей и зависит в том числе от субъективных качеств самого водителя. Видимость с рабочего места водителя определяется в ходе проведения эксперимента на месте происшествия в условиях, максимально приближенных к условиям на момент ДТП. При этом необходимо располагать аналогичными транспортными средствами, обеспечить безопасность проведения эксперимента на участке ДТП. Организация и проведение подобного рода экспериментов не входят в компетенцию эксперта-автотехника" <15>. Заметим, что при отсутствии нормативной базы и оснований для бюджетного финансирования подобного мероприятия проведение такого эксперимента проблематично и для суда. Однако организация подобного эксперимента, имеющего статус судебного, может быть выполнена (в силу реальной состязательности) стороной (совместно сторонами) по делу. Здесь также необходимо нормативное решение вопроса об отнесении такого рода расходов к числу судебных издержек (с возможностью их возмещения проигравшей дело стороной).
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования (Приказ Минтруда России от 30.06.2017 N 543н);
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования (Приказ Минтруда России от 30.06.2017 N 543н);
Статья: Проверка сотрудников на алкотестере
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 4)В России на промышленных объектах нередко применяются алкотестеры для ежедневной проверки работников на алкогольное опьянение. Причем речь идет обо всех работниках, а не только о водителях. Работодателей можно понять, ведь появление сотрудника на рабочем месте в состоянии опьянения не только нарушает трудовую дисциплину, но и может повлечь травму, а в дальнейшем чревато привлечением руководителей и инженерно-технического состава к ответственности, вплоть до уголовной, если травма имела тяжкие последствия (ст. 143 УК РФ, ст. 109 УК РФ).
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2023, N 4)В России на промышленных объектах нередко применяются алкотестеры для ежедневной проверки работников на алкогольное опьянение. Причем речь идет обо всех работниках, а не только о водителях. Работодателей можно понять, ведь появление сотрудника на рабочем месте в состоянии опьянения не только нарушает трудовую дисциплину, но и может повлечь травму, а в дальнейшем чревато привлечением руководителей и инженерно-технического состава к ответственности, вплоть до уголовной, если травма имела тяжкие последствия (ст. 143 УК РФ, ст. 109 УК РФ).
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте водителя автомобиля