Пункт 10 статьи 101 нк РФ в отношении физического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Пункт 10 статьи 101 нк РФ в отношении физического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 1694-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шахназарова Сергея Суреновича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"По мнению С.С. Шахназарова, оспариваемые положения пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 35 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговым органам принимать обеспечительные меры в отношении физического лица и содержат неясности относительно времени действия соответствующего решения.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шахназарова Сергея Суреновича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"По мнению С.С. Шахназарова, оспариваемые положения пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствуют статьям 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 19 (части 1 и 2), 35 и 46 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют налоговым органам принимать обеспечительные меры в отношении физического лица и содержат неясности относительно времени действия соответствующего решения.
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 137 "Право на обжалование" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Физическое лицо в 2013 году приобрело у организации автомобиль, в 2015 году данное физическое лицо обратилось в ГИБДД с целью постановки приобретенного автомобиля на государственный регистрационный учет, однако ему был отказано со ссылкой на то, что в отношении данного автомобиля решением налогового органа, вынесенного в 2014 году, на основании п. 10 ст. 101 НК РФ установлен запрет для организации-продавца на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа. Налоговый орган сообщил физическому лицу в ответ на его обращение, что основания для принятия решения об отмене обеспечительных мер или решения об их замене отсутствуют. Суд первой инстанции удовлетворил требования физического лица и признал незаконным отказ в отмене запрета на совершение регистрационных действий с автомобилем. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, производство по административному делу по административному исковому заявлению прекратил на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 и п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ. ВС РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что в силу ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права, предметом судебного контроля в данном случае является правомерность решения органа государственной власти, дело подлежит рассмотрению в порядке административного, а не гражданского судопроизводства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Физическое лицо в 2013 году приобрело у организации автомобиль, в 2015 году данное физическое лицо обратилось в ГИБДД с целью постановки приобретенного автомобиля на государственный регистрационный учет, однако ему был отказано со ссылкой на то, что в отношении данного автомобиля решением налогового органа, вынесенного в 2014 году, на основании п. 10 ст. 101 НК РФ установлен запрет для организации-продавца на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа. Налоговый орган сообщил физическому лицу в ответ на его обращение, что основания для принятия решения об отмене обеспечительных мер или решения об их замене отсутствуют. Суд первой инстанции удовлетворил требования физического лица и признал незаконным отказ в отмене запрета на совершение регистрационных действий с автомобилем. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, производство по административному делу по административному исковому заявлению прекратил на основании п. 1 ч. 1 ст. 128 и п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ. ВС РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что в силу ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права, предметом судебного контроля в данном случае является правомерность решения органа государственной власти, дело подлежит рассмотрению в порядке административного, а не гражданского судопроизводства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы применения обеспечительных мер и приостановления операций по счетам в банке (судебная практика)
(Бабкин А.И.)
("Российский судья", 2016, N 11)Как усматривается из судебных актов, оспариваемыми решениями, принятыми инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123, пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафных санкций, доначислены налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, начислены пени за несвоевременную уплату указанных налогов и налога на доходы физических лиц. Также инспекцией в порядке статьи 76 НК РФ приостановлены расходные операции по расчетному счету и в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ приняты обеспечительные меры.
(Бабкин А.И.)
("Российский судья", 2016, N 11)Как усматривается из судебных актов, оспариваемыми решениями, принятыми инспекцией по результатам выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123, пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафных санкций, доначислены налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, начислены пени за несвоевременную уплату указанных налогов и налога на доходы физических лиц. Также инспекцией в порядке статьи 76 НК РФ приостановлены расходные операции по расчетному счету и в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ приняты обеспечительные меры.
Статья: О принудительном взыскании налоговой недоимки с личных счетов ИП
(Гришина О.П.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4)<1> Процедура приостановления операций по счетам налогоплательщиков, которая осуществляется для исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, регламентирована положениями ст. 76 НК РФ. Это одна из обеспечительных мер, предусмотренная п. 10 ст. 101 НК РФ.
(Гришина О.П.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 4)<1> Процедура приостановления операций по счетам налогоплательщиков, которая осуществляется для исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа, регламентирована положениями ст. 76 НК РФ. Это одна из обеспечительных мер, предусмотренная п. 10 ст. 101 НК РФ.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации"Решением инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ижевска от 22 сентября 2009 года по результатам выездной налоговой проверки, произведенной в связи с неправомерным заявлением Г.В. Измайловой того же имущественного вычета, вновь были признаны недоказанными расходы на ремонт приобретенной заявительницей квартиры, в связи с чем в предоставлении имущественного налогового вычета отказано, доначислена сумма налога на доходы физических лиц, начислены пени и штраф. Кроме того, решением от 22 сентября 2009 года N 12-22/5 "О принятии обеспечительных мер" налоговая инспекция на основании пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации запретила ей отчуждать (передавать в залог) без согласия налогового органа имущество, находящееся в ее собственности, - два автомобиля марки "Volvo".
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Измайловой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации"Решением инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ижевска от 22 сентября 2009 года по результатам выездной налоговой проверки, произведенной в связи с неправомерным заявлением Г.В. Измайловой того же имущественного вычета, вновь были признаны недоказанными расходы на ремонт приобретенной заявительницей квартиры, в связи с чем в предоставлении имущественного налогового вычета отказано, доначислена сумма налога на доходы физических лиц, начислены пени и штраф. Кроме того, решением от 22 сентября 2009 года N 12-22/5 "О принятии обеспечительных мер" налоговая инспекция на основании пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации запретила ей отчуждать (передавать в залог) без согласия налогового органа имущество, находящееся в ее собственности, - два автомобиля марки "Volvo".
Приказ ФНС России от 02.03.2020 N ЕД-7-8/136@
"Об утверждении состава сведений, размещаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации, и порядка их размещения"
(вместе с "Порядком размещения на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных статьями 73 и 77 налогового кодекса Российской Федерации, и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 налогового кодекса Российской Федерации, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений и об имуществе, в отношении которого вынесено соответствующее решение")
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2020 N 58438)Размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.nalog.ru) подлежат следующие сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных статьями 73 и 77 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 Кодекса (далее - обеспечительные меры), а также об отмене либо о прекращении действия таких решений и об имуществе, в отношении которого вынесено соответствующее решение:
"Об утверждении состава сведений, размещаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации, и порядка их размещения"
(вместе с "Порядком размещения на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных статьями 73 и 77 налогового кодекса Российской Федерации, и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 налогового кодекса Российской Федерации, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений и об имуществе, в отношении которого вынесено соответствующее решение")
(Зарегистрировано в Минюсте России 22.05.2020 N 58438)Размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.nalog.ru) подлежат следующие сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, установленных статьями 73 и 77 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и о решениях о принятии обеспечительных мер, предусмотренных подпунктом 1 пункта 10 статьи 101 Кодекса (далее - обеспечительные меры), а также об отмене либо о прекращении действия таких решений и об имуществе, в отношении которого вынесено соответствующее решение:
Вопрос: ...О приостановлении операций по счетам физлиц, открытым для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, при наличии у них статуса ИП.
(Письмо Минфина России от 01.08.2019 N 03-02-07/1/57986)Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
(Письмо Минфина России от 01.08.2019 N 03-02-07/1/57986)Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Вопрос: ...В ходе заседания комиссии по легализации налоговой базы сделана отметка в протоколе по факту непредставления физлицом декларации по НДФЛ. По прошествии более чем полугода декларация не представлена. Никаких решений налогового органа физлицо не получало. Можно ли привлечь его к ответственности за непредставление декларации, за неуплату НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2016)При этом согласно п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" несоблюдение ИФНС России, в частности, срока оформления акта не изменяет порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию штрафа в принудительном порядке. В связи с этим сроки взыскания учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. То есть срок для взыскания штрафа будет рассчитан исходя из процессуальных сроков, предшествующих обращению ИФНС России в суд с заявлением о взыскании с физического лица штрафа, в той их продолжительности, которая установлена НК РФ.
(Консультация эксперта, 2016)При этом согласно п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" несоблюдение ИФНС России, в частности, срока оформления акта не изменяет порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию штрафа в принудительном порядке. В связи с этим сроки взыскания учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. То есть срок для взыскания штрафа будет рассчитан исходя из процессуальных сроков, предшествующих обращению ИФНС России в суд с заявлением о взыскании с физического лица штрафа, в той их продолжительности, которая установлена НК РФ.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 21.10.2016 N 03-02-08/61943 <Направление налоговым органом требования об уплате страховых взносов>
(Точкина Т.Н.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2016, N 22)Страховые взносы и принципы обложения ими будет устанавливать Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 1 НК РФ). В связи с этим на плательщиков взносов распространятся общие правила Налогового кодекса РФ о направлении требования об уплате недоимки, пеней и штрафов (п. 3 ст. 101.3, п. 10 ст. 101.4 НК РФ).
(Точкина Т.Н.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2016, N 22)Страховые взносы и принципы обложения ими будет устанавливать Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 1 НК РФ). В связи с этим на плательщиков взносов распространятся общие правила Налогового кодекса РФ о направлении требования об уплате недоимки, пеней и штрафов (п. 3 ст. 101.3, п. 10 ст. 101.4 НК РФ).
Статья: Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 2007 г.
(Макалкин И.)
("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 1)С 1 января 2007 г. налоги, пени и штрафы взыскиваются в бесспорном порядке по инкассовым поручениям. Судебный порядок сохранен только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. п. 1, 9 и 10 ст. 46 НК РФ, утратила силу ст. 103.1 НК РФ). Соответственно налоговые органы получили дополнительные полномочия по учету обстоятельств, исключающих или смягчающих вину (п. 5 ст. 101 НК РФ).
(Макалкин И.)
("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 1)С 1 января 2007 г. налоги, пени и штрафы взыскиваются в бесспорном порядке по инкассовым поручениям. Судебный порядок сохранен только в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. п. 1, 9 и 10 ст. 46 НК РФ, утратила силу ст. 103.1 НК РФ). Соответственно налоговые органы получили дополнительные полномочия по учету обстоятельств, исключающих или смягчающих вину (п. 5 ст. 101 НК РФ).
Статья: Камеральная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика)
(Долгополов О.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)1) после вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ);
(Долгополов О.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)1) после вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п. 10 ст. 101 НК РФ);
Тематический выпуск: Страховые взносы - 2017. Часть II
(Березина Е.В.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2017, N 5)Возможность дальнейшего исполнения решения, то есть возможность принудительного взыскания сумм, доначисленных налоговым органом, может быть обеспечена соответствующими мерами. А именно: на основании п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения. Основанием для принятия обеспечительных мер является наличие достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Обеспечительными мерами могут быть:
(Березина Е.В.)
("Экономико-правовой бюллетень", 2017, N 5)Возможность дальнейшего исполнения решения, то есть возможность принудительного взыскания сумм, доначисленных налоговым органом, может быть обеспечена соответствующими мерами. А именно: на основании п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения. Основанием для принятия обеспечительных мер является наличие достаточных оснований полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Обеспечительными мерами могут быть:
Статья: Можно ли заблокировать все банковские счета индивидуального предпринимателя?
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2021, N 10)Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, установленных ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
(Зобова Е.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2021, N 10)Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, установленных ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Статья: Представление выписок на бумажном носителе и взыскание со счетов ИП: новая судебная практика
(Лермонтов Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2020, N 9)Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных ст. 76 и подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
(Лермонтов Ю.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2020, N 9)Приостановление операций по счетам в банке по решению налогового органа применяется в случаях, предусмотренных ст. 76 и подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2013 год. Часть I
(под ред. Брызгалина А.В.)
("Налоги и финансовое право", 2014, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, принятие решения о применении обеспечительных мер было вызвано осуществлением налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки действий, направленных на выведение основных средств путем передачи физическим лицам, являющимся взаимозависимыми с руководителем налогоплательщика, по стоимости значительно ниже балансовой, а также действий по списанию с баланса части основных средств. Такие обстоятельства ставят под сомнение возможность исполнения решения налогового органа по результатам выездной налоговой проверки. Таким образом, решение налогового органа о принятии обеспечительных мер соответствует требованиям, предъявляемым п. 10 ст. 101 НК РФ (Постановление ФАС ПО от 05.02.2013 по делу N А49-5447/2012).
(под ред. Брызгалина А.В.)
("Налоги и финансовое право", 2014, N 4)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, принятие решения о применении обеспечительных мер было вызвано осуществлением налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки действий, направленных на выведение основных средств путем передачи физическим лицам, являющимся взаимозависимыми с руководителем налогоплательщика, по стоимости значительно ниже балансовой, а также действий по списанию с баланса части основных средств. Такие обстоятельства ставят под сомнение возможность исполнения решения налогового органа по результатам выездной налоговой проверки. Таким образом, решение налогового органа о принятии обеспечительных мер соответствует требованиям, предъявляемым п. 10 ст. 101 НК РФ (Постановление ФАС ПО от 05.02.2013 по делу N А49-5447/2012).
"Сроки в налоговом процессе"
(Мардасова М.Е.)
("Инфотропик Медиа", 2016)<56> Так, к примеру, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, о чем выносится соответствующее решение - п. 10 ст. 101 НК РФ; руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки на установленный законом срок - п. 9 ст. 89 НК РФ; налоговый орган вправе продлить срок рассмотрения жалобы - п. 6 ст. 140 НК РФ и т.д.
(Мардасова М.Е.)
("Инфотропик Медиа", 2016)<56> Так, к примеру, после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, о чем выносится соответствующее решение - п. 10 ст. 101 НК РФ; руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки на установленный законом срок - п. 9 ст. 89 НК РФ; налоговый орган вправе продлить срок рассмотрения жалобы - п. 6 ст. 140 НК РФ и т.д.