Публичный сервитут порядок
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный сервитут порядок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФЗаявление гражданина - собственника участка об отмене постановления уполномоченного органа об установлении публичного сервитута рассмотрят в порядке гл. 21 КАС РФ >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.33 "Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута" ЗК РФ"Статьями 39.33, 39.34 ЗК РФ предусмотрены случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута и порядок выдачи разрешений на использования земель или земельных участков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что такое земельный сервитут и как он устанавливается?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный земельный сервитут, порядок его установления
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Публичный земельный сервитут, порядок его установления
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48
(ред. от 25.06.2025)
"О землепользовании в городе Москве"Глава 3. ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
(ред. от 25.06.2025)
"О землепользовании в городе Москве"Глава 3. ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
Статья: Особенности установления публичного сервитута в целях размещения инженерных сооружений
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
(Малинникова А.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 1)Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) дополнен главой V.7, внесшей ряд изменений в правовое регулирование установления публичных сервитутов. Порядок установления публичных сервитутов, действовавший до 1 сентября 2018 года, претерпел существенные изменения. В частности, теперь ЗК РФ предусмотрена возможность использования на условиях публичного сервитута не только земельных участков, но и земель, ведь для установления публичного сервитута больше не требуются образование земельных участков, постановка их на государственный кадастровый учет и регистрация прав. Более того, "новый" публичный сервитут имеет конкретного обладателя.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данная часть введена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ, принятым в рамках упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов, с указанной даты 1 сентября 2018 г., т.е. с даты вступления в силу данного Закона. Указанная статья 3.6 Закона о введении ЗК РФ введена тем же Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ и в ее п. 1 предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с данным Кодексом могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 данной статьи, при условии что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 г.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Данная часть введена Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ, принятым в рамках упрощения строительства, реконструкции, капитального ремонта и (или) эксплуатации линейных объектов, с указанной даты 1 сентября 2018 г., т.е. с даты вступления в силу данного Закона. Указанная статья 3.6 Закона о введении ЗК РФ введена тем же Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ и в ее п. 1 предусмотрено, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с данным Кодексом могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном пунктом 2 данной статьи, при условии что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 г.
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Важной особенностью размещения линейных объектов на основании публичного сервитута также является то, что оно может осуществляться и без согласия правообладателя земельного участка. Так, согласно п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено <10>, то плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута вправе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения. В связи с этим заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута имеет принципиальное значение, поскольку в нем устанавливаются возможные пределы осуществления публичного сервитута и другие важные условия (сроки выполнения работ на земельном участке, размер платы за публичный сервитут и порядок ее внесения, порядок возмещения убытков и т.п.).
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Важной особенностью размещения линейных объектов на основании публичного сервитута также является то, что оно может осуществляться и без согласия правообладателя земельного участка. Так, согласно п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено <10>, то плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута вправе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения. В связи с этим заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута имеет принципиальное значение, поскольку в нем устанавливаются возможные пределы осуществления публичного сервитута и другие важные условия (сроки выполнения работ на земельном участке, размер платы за публичный сервитут и порядок ее внесения, порядок возмещения убытков и т.п.).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения Закона N 341-ФЗ и главы V.7 ЗК РФ выступают специальными нормами, регламентирующими отношения в сфере размещения линейных объектов. В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2018 г. N Ф09-7299/18 по делу N А60-16712/2018 указывается, что с принятием Закона N 341-ФЗ оформление прав на земельные участки, занятые линейными объектами, осуществляется на условиях публичного сервитута, порядок установления и условия осуществления которого регламентируются главой V.7 Земельного кодекса РФ.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Положения Закона N 341-ФЗ и главы V.7 ЗК РФ выступают специальными нормами, регламентирующими отношения в сфере размещения линейных объектов. В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2018 г. N Ф09-7299/18 по делу N А60-16712/2018 указывается, что с принятием Закона N 341-ФЗ оформление прав на земельные участки, занятые линейными объектами, осуществляется на условиях публичного сервитута, порядок установления и условия осуществления которого регламентируются главой V.7 Земельного кодекса РФ.
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ). Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1 процента от кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ).
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)При установлении публичного сервитута в специальном порядке его обладатель по общему правилу обязан вносить плату (п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ). Плата за публичный сервитут для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не обремененных правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости такого участка за каждый год использования, но не менее 0,1 процента от кадастровой стоимости за весь срок обременения, если оно установлено на три года и более (п. 4 ст. 39.46 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с указанной статьей юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном п. 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 г.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с указанной статьей юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном п. 2 настоящей статьи, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 1 сентября 2018 г.
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2023 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)13. О порядке внесения в депозит нотариуса платы
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)13. О порядке внесения в депозит нотариуса платы
Вопрос: Для чего нужно соглашение о сервитуте и как его зарегистрировать?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Порядок установления публичного сервитута
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Порядок установления публичного сервитута
Путеводитель. Что нужно знать о сервитуте на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)2. Установление частного и публичного сервитута
(КонсультантПлюс, 2025)2. Установление частного и публичного сервитута
Статья: Строительство линейных объектов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении ЗК РФ) юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном п. 2 ст. 3.6 Закона о введении ЗК РФ, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обращаем внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении ЗК РФ) юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут в порядке, установленном п. 2 ст. 3.6 Закона о введении ЗК РФ, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.