Публичный договор поставки газа
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный договор поставки газа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 N 16АП-2626/2023 по делу N А61-318/2023
Требование: О взыскании задолженности за поставленный газ и пеней.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Кодекса в совокупности договор поставки газа от 01.11.2020 N 39-3-15232/21Д, опубликованный в газе "Вестник Беслана" публичный договор теплоснабжения, постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания N 14 от 28.06.2021, постановление администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания N 768 от 22.11.2013, приходит к выводу о том, что они не подтверждают факт потребления обществом газа в потребительских бытовых целях, а не для производственных нужд (в коммерческих целях).
Требование: О взыскании задолженности за поставленный газ и пеней.
Решение: Требование удовлетворено.Суд апелляционной инстанции, оценив по правилам статьи 71 Кодекса в совокупности договор поставки газа от 01.11.2020 N 39-3-15232/21Д, опубликованный в газе "Вестник Беслана" публичный договор теплоснабжения, постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания N 14 от 28.06.2021, постановление администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания N 768 от 22.11.2013, приходит к выводу о том, что они не подтверждают факт потребления обществом газа в потребительских бытовых целях, а не для производственных нужд (в коммерческих целях).
Апелляционное определение Кировского областного суда от 29.08.2024 по делу N 33-5108/2024 (УИД 43RS0002-01-2024-002992-61)
Категория спора: Газоснабжение.
Требования абонента: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Судом установлено отсутствие нарушений личных неимущественных прав истца в действиях ответчика, выразившихся в ошибочном направлении путем автоматической рассылки платежных документов в электронном виде на адрес электронной почты истца.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что файл с согласием на обработку персональных данных, размещенный на сайте ответчика, не подтверждает факт получения от истца такого согласия, отклоняются. Приложение в виде согласия потребителя газа на обработку персональных данных является неотъемлемой частью договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, являющегося в понимании ст. 426 ГК РФ публичным, поэтому акцепт публичного договора означает и акцепт приложенных к нему документов.
Категория спора: Газоснабжение.
Требования абонента: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Судом установлено отсутствие нарушений личных неимущественных прав истца в действиях ответчика, выразившихся в ошибочном направлении путем автоматической рассылки платежных документов в электронном виде на адрес электронной почты истца.
Решение: Отказано.Доводы жалобы о том, что файл с согласием на обработку персональных данных, размещенный на сайте ответчика, не подтверждает факт получения от истца такого согласия, отклоняются. Приложение в виде согласия потребителя газа на обработку персональных данных является неотъемлемой частью договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, являющегося в понимании ст. 426 ГК РФ публичным, поэтому акцепт публичного договора означает и акцепт приложенных к нему документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Возражения против иска о понуждении к заключению договора
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Аналогичный довод встречается и в спорах об обжаловании действий антимонопольной службы в ситуации, когда заявитель расценивает отказ в заключении договора как противоречащий п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Так, в одном из дел лицо настаивало на применении правил о публичном договоре в части поставки газа и специально обращало внимание на то, что наличие риска неоплаты товара не может являться основанием для отказа в заключении договора. Отклоняя заявленные требования, суд посчитал действия по отказу от заключения договора обоснованными, поскольку в дело были представлены доказательства того, что заявитель, признанный несостоятельным (банкротом), не исполняет надлежащим образом текущие обязательства перед действующими поставщиками энергоресурсов, а значит, заключение договора являлось бы невыгодным в силу существенного риска неисполнения обязательств <26>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 5)Аналогичный довод встречается и в спорах об обжаловании действий антимонопольной службы в ситуации, когда заявитель расценивает отказ в заключении договора как противоречащий п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Так, в одном из дел лицо настаивало на применении правил о публичном договоре в части поставки газа и специально обращало внимание на то, что наличие риска неоплаты товара не может являться основанием для отказа в заключении договора. Отклоняя заявленные требования, суд посчитал действия по отказу от заключения договора обоснованными, поскольку в дело были представлены доказательства того, что заявитель, признанный несостоятельным (банкротом), не исполняет надлежащим образом текущие обязательства перед действующими поставщиками энергоресурсов, а значит, заключение договора являлось бы невыгодным в силу существенного риска неисполнения обязательств <26>.
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<123> В данном случае уместно привести рассуждения А.И. Савельева о правоотношении, когда контрагентом обязанного лица выступает организация, приобретающая товар не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг. Так, А.И. Савельев указывает, что "заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о правомерности квалификации в качестве публичного договора соглашения, где контрагентом коммерческой организации выступает некоммерческая организация, приобретающая энергию (газ) не для собственных нужд, а в целях удовлетворения потребностей граждан. В качестве примеров таких организаций можно указать товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Ключевой характеристикой таких организаций является наличие членства, что позволяет квалифицировать возникающие отношения в качестве косвенного представительства особого рода, в котором рассматриваемая некоммерческая организация действует от своего имени в интересах представляемых ею своих членов. Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 161 ЖК РФ договоры теплоснабжения могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК или иной), что не препятствует квалификации соответствующего договора в качестве публичного. Исходя из того, что подобные некоммерческие организации поименованы в качестве потребителей, есть основания полагать, что заключаемые с ними договоры энергоснабжения (поставки газа) являются также публичными. Из этого исходит и судебная практика. Однако в тех случаях, когда такая некоммерческая организация реализует приобретенную энергию конечным потребителям, не являющимся ее членами, с применением повышающих коэффициентов, договор, заключенный с поставщиком такой некоммерческой организации, не является публичным. Такое решение является вполне логичным, имея в виду, что в данном случае организация действует в своем интересе" (Савельев А.И. Применение судами норм Гражданского кодекса РФ о публичных договорах // Вестник гражданского права. 2009. N 4 (СПС "КонсультантПлюс")).
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<123> В данном случае уместно привести рассуждения А.И. Савельева о правоотношении, когда контрагентом обязанного лица выступает организация, приобретающая товар не для собственных нужд, а в целях оказания коммунальных услуг. Так, А.И. Савельев указывает, что "заслуживает отдельного рассмотрения вопрос о правомерности квалификации в качестве публичного договора соглашения, где контрагентом коммерческой организации выступает некоммерческая организация, приобретающая энергию (газ) не для собственных нужд, а в целях удовлетворения потребностей граждан. В качестве примеров таких организаций можно указать товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Ключевой характеристикой таких организаций является наличие членства, что позволяет квалифицировать возникающие отношения в качестве косвенного представительства особого рода, в котором рассматриваемая некоммерческая организация действует от своего имени в интересах представляемых ею своих членов. Также следует учитывать, что в соответствии со ст. 161 ЖК РФ договоры теплоснабжения могут быть заключены энергоснабжающей организацией либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении), либо с управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК или иной), что не препятствует квалификации соответствующего договора в качестве публичного. Исходя из того, что подобные некоммерческие организации поименованы в качестве потребителей, есть основания полагать, что заключаемые с ними договоры энергоснабжения (поставки газа) являются также публичными. Из этого исходит и судебная практика. Однако в тех случаях, когда такая некоммерческая организация реализует приобретенную энергию конечным потребителям, не являющимся ее членами, с применением повышающих коэффициентов, договор, заключенный с поставщиком такой некоммерческой организации, не является публичным. Такое решение является вполне логичным, имея в виду, что в данном случае организация действует в своем интересе" (Савельев А.И. Применение судами норм Гражданского кодекса РФ о публичных договорах // Вестник гражданского права. 2009. N 4 (СПС "КонсультантПлюс")).
Нормативные акты
<Письмо> ФАС России от 01.11.2022 N ВК/99924/22
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по рассмотрению территориальными органами ФАС России жалоб на действия (бездействия) поставщиков газа, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора поставки газа в части определения сроков согласования корректировки объема природного газа")Таким образом, возникающие при заключении договора поставки газа между сторонам правоотношения являются публичными.
"О направлении рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями по рассмотрению территориальными органами ФАС России жалоб на действия (бездействия) поставщиков газа, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора поставки газа в части определения сроков согласования корректировки объема природного газа")Таким образом, возникающие при заключении договора поставки газа между сторонам правоотношения являются публичными.
Статья: Принудительное обязательство по заключению договора в сфере энергетики
(Символоков О.А.)
("Гражданское право", 2023, N 5)3) договоры, обязательные для заключения одной стороной при условии обязательного заключения других договоров другой стороной (так, договор поставки газа заключается при условии заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования).
(Символоков О.А.)
("Гражданское право", 2023, N 5)3) договоры, обязательные для заключения одной стороной при условии обязательного заключения других договоров другой стороной (так, договор поставки газа заключается при условии заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования).
Статья: Свобода предоставления услуг, свобода учреждения и свобода движения рабочей силы в праве Евразийского экономического союза
(Ищенко Н.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)Положения Договора о ЕАЭС не применяются в отношении услуг, которые поставляются во исполнение функций государственной власти. Протоколом же о торговле услугами не регулируются государственные (муниципальные) закупки, услуги в сфере энергетики и транспорта, услуги естественных монополий. Последние четко определены (Приложение N 20 к Договору о ЕАЭС) и представляют собой:
(Ищенко Н.Г.)
("Международное право и международные организации", 2024, N 3)Положения Договора о ЕАЭС не применяются в отношении услуг, которые поставляются во исполнение функций государственной власти. Протоколом же о торговле услугами не регулируются государственные (муниципальные) закупки, услуги в сфере энергетики и транспорта, услуги естественных монополий. Последние четко определены (Приложение N 20 к Договору о ЕАЭС) и представляют собой:
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором, то есть должен заключаться с любым и каждым на одинаковых условиях.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором, то есть должен заключаться с любым и каждым на одинаковых условиях.
Статья: Механизмы саморегулирования в отдельных сферах экономики
(Пальцева М.В.)
("Юрист", 2022, N 8)Необходимо отметить, что характерной чертой энергетического комплекса в России является то, что основные предприятия в сфере энергетики являются естественными монополиями, что предполагает соблюдение ими в первую очередь публичного интереса. Например, основной целью деятельности крупной энергетической компании ПАО "Газпром", согласно уставу, является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере обеспечения отечественных и зарубежных потребителей газом, нефтью и продуктами их переработки на основе прямых договоров, а также в сфере обеспечения поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям <12>. В данном случае мы видим, что основная цель деятельности ПАО "Газпром" является не просто коммерческой, а имеет стратегически важное значение для государства в целом, соответственно, использовать только инструменты саморегулирования без какого-либо контроля государства не представляется возможным. На основании вышесказанного необходимо соотнести понятия "государственное регулирование" и "саморегулирование" в части соблюдения частного интереса и публичного на рынке энергетических ресурсов.
(Пальцева М.В.)
("Юрист", 2022, N 8)Необходимо отметить, что характерной чертой энергетического комплекса в России является то, что основные предприятия в сфере энергетики являются естественными монополиями, что предполагает соблюдение ими в первую очередь публичного интереса. Например, основной целью деятельности крупной энергетической компании ПАО "Газпром", согласно уставу, является организация эффективной работы и получение прибыли в сфере обеспечения отечественных и зарубежных потребителей газом, нефтью и продуктами их переработки на основе прямых договоров, а также в сфере обеспечения поставок газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям <12>. В данном случае мы видим, что основная цель деятельности ПАО "Газпром" является не просто коммерческой, а имеет стратегически важное значение для государства в целом, соответственно, использовать только инструменты саморегулирования без какого-либо контроля государства не представляется возможным. На основании вышесказанного необходимо соотнести понятия "государственное регулирование" и "саморегулирование" в части соблюдения частного интереса и публичного на рынке энергетических ресурсов.
Статья: О дихотомии конструкции смешанного договора
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Еще более явно проблема актуализируется тогда, когда смешанный договор, состоящий из элементов договоров, обладающих различными правовыми признаками, приобретает не свойственную ему правовую природу. Следуя закрепленной в пункте 3 статьи 421 ГК РФ норме о необходимости применения к смешанному договору правил правового регулирования договоров, входящих в него, правоприменитель, порой бессознательно, меняет классификационную группу договора, а следовательно, и его правовой режим. К примеру, договор передачи сырой нефти и газа в собственность объединяет в себе договор поставки и энергоснабжения, что предопределяет его отнесение к смешанным договорам. Однако наличие в нем элементов публичного договора энергоснабжения может менять природу непубличного договора на публичную, что в отношении договоров, связанных с пользованием недрами и добычей полезных ископаемых, невозможно <4>.
(Дерюгина Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 3)Еще более явно проблема актуализируется тогда, когда смешанный договор, состоящий из элементов договоров, обладающих различными правовыми признаками, приобретает не свойственную ему правовую природу. Следуя закрепленной в пункте 3 статьи 421 ГК РФ норме о необходимости применения к смешанному договору правил правового регулирования договоров, входящих в него, правоприменитель, порой бессознательно, меняет классификационную группу договора, а следовательно, и его правовой режим. К примеру, договор передачи сырой нефти и газа в собственность объединяет в себе договор поставки и энергоснабжения, что предопределяет его отнесение к смешанным договорам. Однако наличие в нем элементов публичного договора энергоснабжения может менять природу непубличного договора на публичную, что в отношении договоров, связанных с пользованием недрами и добычей полезных ископаемых, невозможно <4>.
Статья: Тенденции судебной практики в условиях внешнеэкономических ограничений
(Чокорая М.О., Надежин Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Истец - ООО "Сименс Технологии Газовых Турбин" - требовал, кроме прочего, признать недействительным договор поставки газотурбинных установок, ссылаясь, в частности, на свои обязанности соблюдать экспортные ограничения (эмбарго), наложенные Европейским союзом.
(Чокорая М.О., Надежин Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Истец - ООО "Сименс Технологии Газовых Турбин" - требовал, кроме прочего, признать недействительным договор поставки газотурбинных установок, ссылаясь, в частности, на свои обязанности соблюдать экспортные ограничения (эмбарго), наложенные Европейским союзом.
Статья: О некоторых вопросах защиты публичных интересов при рассмотрении арбитражными судами споров, вытекающих из договоров энергоснабжения
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)Статья посвящена научному осмыслению процесса становления, развития и современного состояния правового института энергоснабжения как общей правовой конструкции, которая опосредует оборот такого специфического товара, как энергия (электрическая энергия, тепловая энергия, газ, вода и другие виды). Автором рассматриваются особенности правового регулирования поставки отдельных видов энергии через присоединенную сеть; специфика заключения, изменения и прекращения публичных договоров энергоснабжения с точки зрения необходимости обеспечения публичных интересов потребителей, а также соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере энергоснабжения. Также анализируются основные направления развития судебно-арбитражной практики в сфере энергоснабжения, приводятся правовые позиции высших судебных инстанций и арбитражного суда московского округа по наиболее важным и проблемным вопросам судебной практики в указанной сфере.
(Коваль А.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2024, N 1)Статья посвящена научному осмыслению процесса становления, развития и современного состояния правового института энергоснабжения как общей правовой конструкции, которая опосредует оборот такого специфического товара, как энергия (электрическая энергия, тепловая энергия, газ, вода и другие виды). Автором рассматриваются особенности правового регулирования поставки отдельных видов энергии через присоединенную сеть; специфика заключения, изменения и прекращения публичных договоров энергоснабжения с точки зрения необходимости обеспечения публичных интересов потребителей, а также соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере энергоснабжения. Также анализируются основные направления развития судебно-арбитражной практики в сфере энергоснабжения, приводятся правовые позиции высших судебных инстанций и арбитражного суда московского округа по наиболее важным и проблемным вопросам судебной практики в указанной сфере.
Статья: Ответственность публично-правовых образований по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом попытки закрепить за публично-правовым образованием солидарную ответственность по долгам его юридических лиц с помощью некоторых иных инструментов, влекущих возникновение долга за счет бюджета, не признаются надзорными органами и судами в качестве законных. Например, когда администрация муниципального образования заключила договор с поставщиком газа на поставку природного газа непосредственно уполномоченным организациям, указанным в договоре (в данном случае это муниципальное унитарное предприятие), она обязалась ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от уполномоченных организаций поставщику за поставленный газ, при этом предусматривалась гражданско-правовая солидарная ответственность этих организаций и заказчика (то есть самой администрации) по такой оплате, но не предусматривалось предоставление муниципальной гарантии. Суды расценили это условие как перевод обязательств муниципального унитарного предприятия на публично-правовое образование в силу закрепленного солидарного характера обязательства. Суд подчеркнул также, что, несмотря на право органов власти и местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, такая форма расходования средств бюджета, как выделение ассигнований на перевод коммерческого долга в обязательства публично-правового образования, нормами бюджетного законодательства не предусмотрена. Из этого последовал вывод, что публично-правовое образование может быть обязано нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой включаются в состав государственного (муниципального) долга <19>.
(Яговкина В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)При этом попытки закрепить за публично-правовым образованием солидарную ответственность по долгам его юридических лиц с помощью некоторых иных инструментов, влекущих возникновение долга за счет бюджета, не признаются надзорными органами и судами в качестве законных. Например, когда администрация муниципального образования заключила договор с поставщиком газа на поставку природного газа непосредственно уполномоченным организациям, указанным в договоре (в данном случае это муниципальное унитарное предприятие), она обязалась ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от уполномоченных организаций поставщику за поставленный газ, при этом предусматривалась гражданско-правовая солидарная ответственность этих организаций и заказчика (то есть самой администрации) по такой оплате, но не предусматривалось предоставление муниципальной гарантии. Суды расценили это условие как перевод обязательств муниципального унитарного предприятия на публично-правовое образование в силу закрепленного солидарного характера обязательства. Суд подчеркнул также, что, несмотря на право органов власти и местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета, такая форма расходования средств бюджета, как выделение ассигнований на перевод коммерческого долга в обязательства публично-правового образования, нормами бюджетного законодательства не предусмотрена. Из этого последовал вывод, что публично-правовое образование может быть обязано нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии, обязательства по которой включаются в состав государственного (муниципального) долга <19>.