Публичный договор по 44-фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичный договор по 44-фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Определение единственного поставщика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив объемы работ, предусмотренные контрактом, цену контракта суды пришли к обоснованному выводу, что спорный договор не нарушает публичных интересов, интересов неопределенного круга лиц, так как заключен в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Оценив объемы работ, предусмотренные контрактом, цену контракта суды пришли к обоснованному выводу, что спорный договор не нарушает публичных интересов, интересов неопределенного круга лиц, так как заключен в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупки, не включенные в план-график
(КонсультантПлюс, 2025)...договор энергоснабжения является публичным договором.
(КонсультантПлюс, 2025)...договор энергоснабжения является публичным договором.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость товаров, работ, услуг, если контракт по Закону N 44-ФЗ не заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Довод заказчика об отсутствии контракта, заключенного в порядке, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ, является несостоятельным. Договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, исполнитель не вправе отказаться заключить их или прекратить исполнять уже заключенные контракты.
Можно ли взыскать стоимость товаров, работ, услуг, если контракт по Закону N 44-ФЗ не заключен
(КонсультантПлюс, 2025)Довод заказчика об отсутствии контракта, заключенного в порядке, который предусмотрен Законом N 44-ФЗ, является несостоятельным. Договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, исполнитель не вправе отказаться заключить их или прекратить исполнять уже заключенные контракты.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Установление условий в контракте по Закону N 44-ФЗ.
Может ли суд на этапе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, признать неправомерным установление его условий
(КонсультантПлюс, 2025)Договор ОСАГО является публичным и должен соответствовать требованиям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58). Этот Закон по отношению к Закону N 44-ФЗ в части ответственности страховщика является специальным. Следовательно, условия такого договора, не соответствующие названному Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ, являются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Может ли суд на этапе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, признать неправомерным установление его условий
(КонсультантПлюс, 2025)Договор ОСАГО является публичным и должен соответствовать требованиям Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58). Этот Закон по отношению к Закону N 44-ФЗ в части ответственности страховщика является специальным. Следовательно, условия такого договора, не соответствующие названному Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ, являются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Между тем поскольку Закон N 223-ФЗ не содержит норм о явно выраженном законодательном запрете, аналогичном запрету, изложенному в ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, исходя из цели указанного закона, принципов закупочной деятельности, гражданско-правового характера этих отношений, при установленных по делу обстоятельствах оснований для вывода о нарушении публичных интересов незаключением сторонами спора договора не имелось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Между тем поскольку Закон N 223-ФЗ не содержит норм о явно выраженном законодательном запрете, аналогичном запрету, изложенному в ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, исходя из цели указанного закона, принципов закупочной деятельности, гражданско-правового характера этих отношений, при установленных по делу обстоятельствах оснований для вывода о нарушении публичных интересов незаключением сторонами спора договора не имелось.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Таким образом, договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Таким образом, договоры, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Заключение договоров, стороной которых является публично-правовое образование, подпадает не только под действие гражданского законодательства, но и специального законодательства, предусматривающего особые процедуры отбора контрагентов, издание актов соответствующих органов и др. К таким актам прежде всего относится Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учитывая отдельный порядок заключения государственных и муниципальных контрактов, реализовать который в рамках судебного мирового соглашения не представляется возможным, определение сторонами мирового соглашения условий, требующих соблюдения такого порядка, должно быть прямо ограничено, а судам в каждом случае следует проверять, не подпадают ли условия мирового соглашения под действие норм указанного акта. Судебная практика вскрывает злоупотребления, порожденные отсутствием названных ограничений, в виде, к примеру, представления для утверждения судом мировых соглашений по контрактам, заключенным без проведения соответствующих конкурсных процедур <1>.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Заключение договоров, стороной которых является публично-правовое образование, подпадает не только под действие гражданского законодательства, но и специального законодательства, предусматривающего особые процедуры отбора контрагентов, издание актов соответствующих органов и др. К таким актам прежде всего относится Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Учитывая отдельный порядок заключения государственных и муниципальных контрактов, реализовать который в рамках судебного мирового соглашения не представляется возможным, определение сторонами мирового соглашения условий, требующих соблюдения такого порядка, должно быть прямо ограничено, а судам в каждом случае следует проверять, не подпадают ли условия мирового соглашения под действие норм указанного акта. Судебная практика вскрывает злоупотребления, порожденные отсутствием названных ограничений, в виде, к примеру, представления для утверждения судом мировых соглашений по контрактам, заключенным без проведения соответствующих конкурсных процедур <1>.
Статья: Аренда имущества для государственных и муниципальных нужд: правовые проблемы и перспективы развития
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)В соответствии с нормами указанных Федеральных законов договор аренды будет заключаться посредством проведения закупочных процедур: торгов или закупки у единственного поставщика. Таким образом, правовое регулирование заключения договора аренды зависит от цели (для государственного и муниципального заказчика это публично-правовая цель) и от организационно-правовой формы участника договора.
(Ращупкина Л.В., Шоргина Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)В соответствии с нормами указанных Федеральных законов договор аренды будет заключаться посредством проведения закупочных процедур: торгов или закупки у единственного поставщика. Таким образом, правовое регулирование заключения договора аренды зависит от цели (для государственного и муниципального заказчика это публично-правовая цель) и от организационно-правовой формы участника договора.
Вопрос: Об использовании общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг при определении и обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119450)К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичными офертами (пункт 2 части 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 28.11.2024 N 24-06-09/119450)К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относится в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичными офертами (пункт 2 части 18 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: О перечислении неустойки по государственному (муниципальному) контракту, контракту (договору) с лицевого счета участника казначейского сопровождения на его расчетный счет в кредитной организации.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 02-17-10/360)Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности, в случае если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет.
(Письмо Минфина России от 09.01.2024 N 02-17-10/360)Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности, в случае если стороной договора является получатель бюджетных средств, действующий от имени публично-правового образования, относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и подлежат зачислению в соответствующий бюджет.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в случае включения в договор комплексного развития территории условий о возмездной передаче в публичную собственность построенных и введенных в эксплуатацию объектов инфраструктуры и использования для этого бюджетных средств, потребуется провести торги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Они, например, могут быть проведены одновременно с торгами на заключение договора комплексного развития территории.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, в случае включения в договор комплексного развития территории условий о возмездной передаче в публичную собственность построенных и введенных в эксплуатацию объектов инфраструктуры и использования для этого бюджетных средств, потребуется провести торги в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Они, например, могут быть проведены одновременно с торгами на заключение договора комплексного развития территории.
Статья: Усмотрение публично-правовых образований при участии в договорных правоотношениях
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Рассматривая правовую составляющую участия публично-правовых образований в договорных правоотношениях, следует упомянуть нормы как ГК РФ (ст. 525 - 534, 763 - 768), так и Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <12> (далее - Закон о контрактной системе), от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <13> (далее - Закон о гособоронзаказе), от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <14>, от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <15> и от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" <16>. В качестве дополнительного пласта выступают многочисленные подзаконные нормативные правовые акты.
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Цивилист", 2025, N 3)Рассматривая правовую составляющую участия публично-правовых образований в договорных правоотношениях, следует упомянуть нормы как ГК РФ (ст. 525 - 534, 763 - 768), так и Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <12> (далее - Закон о контрактной системе), от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" <13> (далее - Закон о гособоронзаказе), от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" <14>, от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" <15> и от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" <16>. В качестве дополнительного пласта выступают многочисленные подзаконные нормативные правовые акты.
Вопрос: О зачислении неустойки (штрафа, пеней) за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), финансируемым за счет субсидии, предоставленной ППК.
(Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684)<2> Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 13.09.2023 N 02-12-12/87684)<2> Государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере публичных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Вместе с тем, на наш взгляд, гражданско-правовые принципы играют важную роль в регулировании отношений, складывающихся при заключении, изменении и исполнении государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений и иных заказчиков, если такие контракты заключаются в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
(Степанова Е.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Вместе с тем, на наш взгляд, гражданско-правовые принципы играют важную роль в регулировании отношений, складывающихся при заключении, изменении и исполнении государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений и иных заказчиков, если такие контракты заключаются в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Статья: Контрактная система в сфере закупок как средство обеспечения финансовой безопасности
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Некоторая несвобода договора в рамках закупок обусловлена особым правовым статусом средств, за счет которых происходит оплата по контракту <13>, а также публичным характером интересов, на реализацию которых и заключается такой договор.
(Юдин В.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Некоторая несвобода договора в рамках закупок обусловлена особым правовым статусом средств, за счет которых происходит оплата по контракту <13>, а также публичным характером интересов, на реализацию которых и заключается такой договор.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Заключению договора на торгах, порядку их организации и проведения, последствиям признания торгов недействительными посвящены общие нормы ст. 447 - 449, публичным торгам - ст. 449.1 ГК РФ. Кроме ГК РФ, торги регулируются и иными нормативными правовыми актами (ЗК РФ, Федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)", "Об исполнительном производстве", "Об организованных торгах", от 05.04.2013 N 44-ФЗ и др.).
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Заключению договора на торгах, порядку их организации и проведения, последствиям признания торгов недействительными посвящены общие нормы ст. 447 - 449, публичным торгам - ст. 449.1 ГК РФ. Кроме ГК РФ, торги регулируются и иными нормативными правовыми актами (ЗК РФ, Федеральными законами "О несостоятельности (банкротстве)", "Об исполнительном производстве", "Об организованных торгах", от 05.04.2013 N 44-ФЗ и др.).