Прямые договоры ТКО
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямые договоры ТКО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 44 "Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме" ЖК РФ"Исходя из пункта 4.4. части 2 статьи 44 Жилищного кодекса для перехода на прямые договоры с региональным оператором по обращению с ТКО протокол общего собрания собственников помещений МКД должен содержать решение о заключении прямых договоров непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24.6 "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Следует отметить, что право регионального оператора в целях обеспечения транспортировки ТКО привлекать операторов по обращению с ТКО на основании договора на оказание услуг прямо предусмотрено статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ и пунктами 23 - 30 Правил N 1156."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Решение о заключении прямых договоров может принять и сама РСО (региональный оператор), но только если у нее имеются основания для отказа в одностороннем порядке от исполнения договора ресурсоснабжения (договора об оказании услуг по обращению с ТКО), заключенного с управляющим. При переходе на прямые договоры договор между РСО и УК (ТСЖ) прекращается только в части предоставления коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 22.02.2019 N 6157-ОО/04).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Решение о заключении прямых договоров может принять и сама РСО (региональный оператор), но только если у нее имеются основания для отказа в одностороннем порядке от исполнения договора ресурсоснабжения (договора об оказании услуг по обращению с ТКО), заключенного с управляющим. При переходе на прямые договоры договор между РСО и УК (ТСЖ) прекращается только в части предоставления коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 22.02.2019 N 6157-ОО/04).
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг (об оказании услуг по обращению с ТКО) с каждым собственником помещения в МКД.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг (об оказании услуг по обращению с ТКО) с каждым собственником помещения в МКД.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)С учетом содержащейся в Типовом договоре (пп. 13 и 15) прямой отсылки к Правилам учета ТКО, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, Судебная коллегия считает, что нормы п. 6 Правил учета ТКО являются специальными по отношению к нормам п. 15 Типового договора. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali, определяющим критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)С учетом содержащейся в Типовом договоре (пп. 13 и 15) прямой отсылки к Правилам учета ТКО, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, Судебная коллегия считает, что нормы п. 6 Правил учета ТКО являются специальными по отношению к нормам п. 15 Типового договора. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма в соответствии с общеправовым принципом lex specialis derogat generali, определяющим критерий выбора в случае конкуренции общей и специальной норм, регулирующих одни и те же общественные отношения.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)С учетом содержащейся в типовом договоре (пункты 13 и 15) прямой отсылки к Правилам N 505, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, Судебная коллегия считает, что нормы пункта 6 Правил N 505 являются специальными по отношению к нормам пункта 15 типового договора. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)С учетом содержащейся в типовом договоре (пункты 13 и 15) прямой отсылки к Правилам N 505, в соответствии с которыми стороны обязаны осуществлять учет ТКО, Судебная коллегия считает, что нормы пункта 6 Правил N 505 являются специальными по отношению к нормам пункта 15 типового договора. Следовательно, при разрешении коллизии между этими нормами приоритетом обладает специальная норма.
Статья: Практика Арбитражного суда Республики Карелия по применению Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)С учетом содержащейся в типовом договоре (пункты 13 и 15) прямой отсылки к Правилам N 505, согласно которым стороны обязаны осуществлять учет твердых коммунальных отходов, судебная коллегия пришла к выводу, что нормы пункта 6 Правил N 505 являются специальными по отношению к нормам пункта 15 типового договора.
(Котлов Р.Э., Ятова Е.В.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)С учетом содержащейся в типовом договоре (пункты 13 и 15) прямой отсылки к Правилам N 505, согласно которым стороны обязаны осуществлять учет твердых коммунальных отходов, судебная коллегия пришла к выводу, что нормы пункта 6 Правил N 505 являются специальными по отношению к нормам пункта 15 типового договора.
Статья: Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника в деле о банкротстве управляющей компании (в сфере ЖКХ)
(Кондрашова П.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)В некоторых случаях допустимо подчеркнуть злонамеренность и недобросовестность руководителя при необращении с заявлением еще и тем, что он, будучи руководителем профессионального субъекта отношений в сфере ЖКХ, не мог не знать, что вплоть до последнего времени жилищное законодательство не предусматривало для ресурсоснабжающих организаций (основных кредиторов должника) возможность одностороннего перехода таких кредиторов на прямые расчеты с собственниками и нанимателями помещений, что могло бы позволить избежать наращивания кредиторской задолженности должника. Так называемые прямые договоры стали возможными к использованию лишь с момента опубликования Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", которым в Жилищный кодекс РФ была введена ст. 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
(Кондрашова П.С.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 3)В некоторых случаях допустимо подчеркнуть злонамеренность и недобросовестность руководителя при необращении с заявлением еще и тем, что он, будучи руководителем профессионального субъекта отношений в сфере ЖКХ, не мог не знать, что вплоть до последнего времени жилищное законодательство не предусматривало для ресурсоснабжающих организаций (основных кредиторов должника) возможность одностороннего перехода таких кредиторов на прямые расчеты с собственниками и нанимателями помещений, что могло бы позволить избежать наращивания кредиторской задолженности должника. Так называемые прямые договоры стали возможными к использованию лишь с момента опубликования Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", которым в Жилищный кодекс РФ была введена ст. 157.2 "Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами".
Статья: Гражданско-правовое регулирование права собственности на медицинские отходы
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Означенные выше изменения федерального законодательства с 1 июля 2025 г. теперь отнесли к полю экологических правоотношений обращение с безопасными медицинскими отходами, приравненными к ТКО, после их передачи лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления в соответствии с одноименным законом. В отношении медицинских отходов, исключенных из правового поля экологических правоотношений, правовая неопределенность сохраняется и возникают различные мнения. При этом следует разделять: с одной стороны, есть как таковые медицинские отходы, обращение с которыми, начиная с обезвреживания и заканчивая утилизацией (сжиганием) вплоть до захоронения золы от них, осуществляется на основании прямых договоров; с другой стороны, есть медицинские отходы (класса А), которые сбрасываются в составе общих бытовых отходов в контейнеры (те же одноразовые, многоразовые маски) и вывозятся на полигон для сортировки и последующего захоронения.
(Бородина И.М.)
("Юстиция", 2025, N 2)Означенные выше изменения федерального законодательства с 1 июля 2025 г. теперь отнесли к полю экологических правоотношений обращение с безопасными медицинскими отходами, приравненными к ТКО, после их передачи лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления в соответствии с одноименным законом. В отношении медицинских отходов, исключенных из правового поля экологических правоотношений, правовая неопределенность сохраняется и возникают различные мнения. При этом следует разделять: с одной стороны, есть как таковые медицинские отходы, обращение с которыми, начиная с обезвреживания и заканчивая утилизацией (сжиганием) вплоть до захоронения золы от них, осуществляется на основании прямых договоров; с другой стороны, есть медицинские отходы (класса А), которые сбрасываются в составе общих бытовых отходов в контейнеры (те же одноразовые, многоразовые маски) и вывозятся на полигон для сортировки и последующего захоронения.
Вопрос: Может ли собственник машино-места, являющегося неотъемлемой конструктивной частью МКД, заключить от своего имени договор с ресурсоснабжающими организациями о предоставлении коммунальных услуг, если имеется принятое общим собранием собственников помещений решение о заключении таких договоров?
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
(Консультация эксперта, 2025)В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ в случае принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, при управлении МКД управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в МКД предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.