Прямое избирательное право
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямое избирательное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выборы главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...в Избирательную комиссию... области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории... области с постановкой... вопроса... "О внесении изменений в статью 2 Закона... области...", согласно которому часть 1 статьи 2 Закона... будет изложена в следующей редакции: "Глава муниципального образования... наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?".
(КонсультантПлюс, 2025)"...в Избирательную комиссию... области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории... области с постановкой... вопроса... "О внесении изменений в статью 2 Закона... области...", согласно которому часть 1 статьи 2 Закона... будет изложена в следующей редакции: "Глава муниципального образования... наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ предусмотрен принцип свободных выборов. Статья 32 Конституции РФ хотя и не называет данный принцип прямо, но закрепляет принцип всеобщего избирательного права. Статья 81 Конституции РФ, определяя порядок выборов Президента РФ, предусматривает принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ч. 3 ст. 3 Конституции РФ предусмотрен принцип свободных выборов. Статья 32 Конституции РФ хотя и не называет данный принцип прямо, но закрепляет принцип всеобщего избирательного права. Статья 81 Конституции РФ, определяя порядок выборов Президента РФ, предусматривает принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Частью 1 ст. 81 Конституции Российской Федерации закрепляются основополагающие принципы, а именно всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Стоит отметить, что Основной Закон устанавливает перечисленные принципы только для выборов Президента Российской Федерации, тогда как на остальные выборы их влияние распространяется через федеральное законодательство. В основном это отражено в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7>. Несмотря на это, закрепление именно данных принципов в Конституции Российской Федерации декларирует их главенствующее значение в системе избирательного права.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Частью 1 ст. 81 Конституции Российской Федерации закрепляются основополагающие принципы, а именно всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Стоит отметить, что Основной Закон устанавливает перечисленные принципы только для выборов Президента Российской Федерации, тогда как на остальные выборы их влияние распространяется через федеральное законодательство. В основном это отражено в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <7>. Несмотря на это, закрепление именно данных принципов в Конституции Российской Федерации декларирует их главенствующее значение в системе избирательного права.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья: К вопросу о порядке формирования, составе и структуре Конституционного Собрания Российской Федерации
(Малофеев К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В отмеченном ранее проекте О.Е. Шишкиной предусмотрено, что Конституционное Собрание РФ состоит из 300 членов, избираемых гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 5): 178 членов избираются по двухмандатным избирательным округам, формируемым в регионах; 122 члена выбираются по федеральному избирательному округу по партийным спискам.
(Малофеев К.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)В отмеченном ранее проекте О.Е. Шишкиной предусмотрено, что Конституционное Собрание РФ состоит из 300 членов, избираемых гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 5): 178 членов избираются по двухмандатным избирательным округам, формируемым в регионах; 122 члена выбираются по федеральному избирательному округу по партийным спискам.
Статья: Грубые нарушения служебной дисциплины в органах внутренних дел, затрагивающие конституционные права человека и гражданина
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Сотрудник должен соблюдать установленные законодательством Российской Федерации соответствующие запреты и ограничения, связанные, к примеру, с общественной, политической и религиозной деятельностью (п. 6 ст. 4 Закона N 342-ФЗ) или с приобретением, наличием гражданства (подданства) иностранного государства, выходом из гражданства Российской Федерации (пункты 7 и 8 ст. 14 Закона N 342-ФЗ). Так, сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях и материально поддерживать их, в том числе принимать участие в их деятельности [1, с. 43]. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством, например участие в выборах в качестве избирателя. Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2025, N 1)Сотрудник должен соблюдать установленные законодательством Российской Федерации соответствующие запреты и ограничения, связанные, к примеру, с общественной, политической и религиозной деятельностью (п. 6 ст. 4 Закона N 342-ФЗ) или с приобретением, наличием гражданства (подданства) иностранного государства, выходом из гражданства Российской Федерации (пункты 7 и 8 ст. 14 Закона N 342-ФЗ). Так, сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях и материально поддерживать их, в том числе принимать участие в их деятельности [1, с. 43]. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законодательством, например участие в выборах в качестве избирателя. Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья: К вопросу об организации публичной власти на федеральной территории
(Чуклин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Вместе с тем в систему органов публичной власти федеральной территории "Сириус" входит Совет федеральной территории в качестве представительного органа федеральной территории. Членов Совета федеральной территории всего 17 человек, 9 из которых избираются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, остальные 6 членов Совета назначаются Президентом РФ и Правительством РФ, 1 член Совета назначается высшим должностным лицом Краснодарского края, 1 член Совета входит в него по должности, назначается самим Советом. Примечательно, что большинство (9 членов Совета) избирается местным населением и, соответственно, представляет интересы местного населения, публичный же интерес Российской Федерации в целом представлен 6 членами Совета. Таким образом, думается, что представительство интересов в рамках Совета федеральной территории распределено в пользу местного населения, а публичные интересы Российской Федерации учитываются в меньшей степени. Но учитывая, что федеральная территория имеет общегосударственное стратегическое значение, такое распределение интересов выглядит весьма странным, поскольку проживающие на федеральной территории граждане имеют возможность принимать участие в решении общегосударственных вопросов через своих представителей, которых в Совете федеральной территории большинство. При этом общегосударственные интересы всего многонационального народа Российской Федерации не имеют определяющего значения, а интересы населения субъекта Российской Федерации (Краснодарского края), как территориального коллектива, вообще представлены 1 членом Совета федеральной территории.
(Чуклин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 10)Вместе с тем в систему органов публичной власти федеральной территории "Сириус" входит Совет федеральной территории в качестве представительного органа федеральной территории. Членов Совета федеральной территории всего 17 человек, 9 из которых избираются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, остальные 6 членов Совета назначаются Президентом РФ и Правительством РФ, 1 член Совета назначается высшим должностным лицом Краснодарского края, 1 член Совета входит в него по должности, назначается самим Советом. Примечательно, что большинство (9 членов Совета) избирается местным населением и, соответственно, представляет интересы местного населения, публичный же интерес Российской Федерации в целом представлен 6 членами Совета. Таким образом, думается, что представительство интересов в рамках Совета федеральной территории распределено в пользу местного населения, а публичные интересы Российской Федерации учитываются в меньшей степени. Но учитывая, что федеральная территория имеет общегосударственное стратегическое значение, такое распределение интересов выглядит весьма странным, поскольку проживающие на федеральной территории граждане имеют возможность принимать участие в решении общегосударственных вопросов через своих представителей, которых в Совете федеральной территории большинство. При этом общегосударственные интересы всего многонационального народа Российской Федерации не имеют определяющего значения, а интересы населения субъекта Российской Федерации (Краснодарского края), как территориального коллектива, вообще представлены 1 членом Совета федеральной территории.
Статья: Сравнительный анализ особенностей конституционного права Азербайджанской Республики и Великобритании
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Согласно статьям 7 и 81 Конституции Азербайджанской Республики Милли Меджлис состоит из 125 депутатов, которые избираются по мажоритарной системе на основе общего, равного и прямого избирательного права путем свободного, личного и тайного голосования. Полномочия Милли Меджлиса каждого созыва определены сроком на 5 лет. Основной функцией депутатов является участие в законодательном процессе и в осуществлении деятельности, указанной в законе.
(Джафарова Р.Ф.)
("Современное право", 2024, N 6)Согласно статьям 7 и 81 Конституции Азербайджанской Республики Милли Меджлис состоит из 125 депутатов, которые избираются по мажоритарной системе на основе общего, равного и прямого избирательного права путем свободного, личного и тайного голосования. Полномочия Милли Меджлиса каждого созыва определены сроком на 5 лет. Основной функцией депутатов является участие в законодательном процессе и в осуществлении деятельности, указанной в законе.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представительный орган сельского поселения - это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, деятельность которого направлена на осуществление жителями муниципального образования своей власти, решение вопросов местного значения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представительный орган сельского поселения - это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, деятельность которого направлена на осуществление жителями муниципального образования своей власти, решение вопросов местного значения.
Статья: Дистанционное электронное голосование: некоторые проблемы и пути разрешения
(Филимонова А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В дальнейшем был принят Закон о проведении эксперимента по организации и осуществлению ДЭГ в городе федерального значения Москве. Данный нормативный правовой акт также оспаривался в КС РФ. Так, в своем "отказном" Определении по жалобе М.С. Лобанова Суд подтвердил свою давнюю правовую позицию, изложенную в Постановлении от 15 апреля 2014 г. N 11-П. Суд указал, что электронное голосование относится к субсидиарным способам осуществления активного избирательного права. К тому же КС РФ приводит преимущества нового способа голосования, а именно рост числа граждан, принявших участие в выборах, и повышение гражданской активности. Однако Суд особо оговаривает, что с целью соблюдения конституционных принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и принципа гласности при проведении ДЭГ гражданам должны быть гарантированы надежность субсидиарных механизмов, которые применяются в организации голосования, и адекватное отображение волеизъявления избирателей. В заключении Суд сделал важный вывод о том, что дальнейшее совершенствование механизма и нормативного регулирования порядка ДЭГ не дает оснований считать, что ранее оно не соответствовало вышеуказанным конституционным принципам <9>.
(Филимонова А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 10)В дальнейшем был принят Закон о проведении эксперимента по организации и осуществлению ДЭГ в городе федерального значения Москве. Данный нормативный правовой акт также оспаривался в КС РФ. Так, в своем "отказном" Определении по жалобе М.С. Лобанова Суд подтвердил свою давнюю правовую позицию, изложенную в Постановлении от 15 апреля 2014 г. N 11-П. Суд указал, что электронное голосование относится к субсидиарным способам осуществления активного избирательного права. К тому же КС РФ приводит преимущества нового способа голосования, а именно рост числа граждан, принявших участие в выборах, и повышение гражданской активности. Однако Суд особо оговаривает, что с целью соблюдения конституционных принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и принципа гласности при проведении ДЭГ гражданам должны быть гарантированы надежность субсидиарных механизмов, которые применяются в организации голосования, и адекватное отображение волеизъявления избирателей. В заключении Суд сделал важный вывод о том, что дальнейшее совершенствование механизма и нормативного регулирования порядка ДЭГ не дает оснований считать, что ранее оно не соответствовало вышеуказанным конституционным принципам <9>.
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Однако, как отмечают многие исследователи, новая дистанционная система голосования наряду с положительными сторонами содержит ряд проблем и рисков <20>. К таковым можно отнести, "во-первых, бесконтрольность выражения прямого избирательного права гражданами, которая содержит риск искажения волеизъявления избирателя, если он самостоятельно не голосует с использованием Интернета, "Госуслуг", а обращается к другим лицам за помощью. Во-вторых, из-за отсутствия прямой эмоциональной связи между членами избирательных комиссий, кандидатами, гражданами существует риск утраты доверия и интереса к выборам со стороны избирателей. В-третьих, возрастают угрозы кибератак <21>, разрушающих электронную систему голосования, или риски похищения информации, включая персональные данные избирателей. В-четвертых, активное внедрение цифровых технологий на выборах создает риски "заката демократии", падения роли парламентов и, как следствие, ведет к виртуальному порядку принятия решений. И, наконец, в-пятых, существует риск потери национального суверенитета государства в случае вмешательства в его выборы иностранных государств" <22>.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Однако, как отмечают многие исследователи, новая дистанционная система голосования наряду с положительными сторонами содержит ряд проблем и рисков <20>. К таковым можно отнести, "во-первых, бесконтрольность выражения прямого избирательного права гражданами, которая содержит риск искажения волеизъявления избирателя, если он самостоятельно не голосует с использованием Интернета, "Госуслуг", а обращается к другим лицам за помощью. Во-вторых, из-за отсутствия прямой эмоциональной связи между членами избирательных комиссий, кандидатами, гражданами существует риск утраты доверия и интереса к выборам со стороны избирателей. В-третьих, возрастают угрозы кибератак <21>, разрушающих электронную систему голосования, или риски похищения информации, включая персональные данные избирателей. В-четвертых, активное внедрение цифровых технологий на выборах создает риски "заката демократии", падения роли парламентов и, как следствие, ведет к виртуальному порядку принятия решений. И, наконец, в-пятых, существует риск потери национального суверенитета государства в случае вмешательства в его выборы иностранных государств" <22>.
Статья: Глава органа местного самоуправления как особый субъект должностного преступления
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)В контексте исследуемой проблематики нам следует установить на основе норм муниципального права соотношение категорий "муниципальный служащий", "лицо, замещающее должность муниципальной службы" и "должностное лицо местного самоуправления" (следует отличать от должностного лица в уголовном праве). Из положений законодательства о местном самоуправлении можно выявить следующие особенности указанных категорий. Согласно нормам ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) "должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления". При этом "выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". В свою очередь, "лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования" <4>.
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)В контексте исследуемой проблематики нам следует установить на основе норм муниципального права соотношение категорий "муниципальный служащий", "лицо, замещающее должность муниципальной службы" и "должностное лицо местного самоуправления" (следует отличать от должностного лица в уголовном праве). Из положений законодательства о местном самоуправлении можно выявить следующие особенности указанных категорий. Согласно нормам ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) "должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления". При этом "выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения". В свою очередь, "лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования" <4>.
Статья: Общие принципы организации и деятельности органов публичной власти в субъектах Российской Федерации: содержание и правовое регулирование
(Ишеков К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Размежевание принципов организации и принципов деятельности органов публичной власти - задача достаточно сложная. Критерии их разграничения - не бесспорны. При этом у государственных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, существуют собственные принципы организации и принципы деятельности, что обусловлено особенностями их формирования и их предназначением. К примеру, в качестве основных начал организации законодательных органов следует назвать конституционные принципы избирательного права: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Между тем принцип народовластия, который реализуется, в первую очередь, посредством выборов, не обозначен в качестве общего принципа организации органов публичной власти в Федеральном законе N 414-ФЗ. Отсутствуют принципы избирательного права и в ст. 15 данного Федерального закона, имеющей наименование "Избрание депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации". Наряду с этим в отношении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принципы всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании законодательно установлены (ст. 22 Федерального закона N 414-ФЗ).
(Ишеков К.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Размежевание принципов организации и принципов деятельности органов публичной власти - задача достаточно сложная. Критерии их разграничения - не бесспорны. При этом у государственных органов, относящихся к различным ветвям государственной власти, существуют собственные принципы организации и принципы деятельности, что обусловлено особенностями их формирования и их предназначением. К примеру, в качестве основных начал организации законодательных органов следует назвать конституционные принципы избирательного права: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Между тем принцип народовластия, который реализуется, в первую очередь, посредством выборов, не обозначен в качестве общего принципа организации органов публичной власти в Федеральном законе N 414-ФЗ. Отсутствуют принципы избирательного права и в ст. 15 данного Федерального закона, имеющей наименование "Избрание депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации". Наряду с этим в отношении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принципы всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании законодательно установлены (ст. 22 Федерального закона N 414-ФЗ).
Статья: Особенности организации поселков старателей в системе местного самоуправления Российской Федерации
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Городской (поселковый) совет депутатов является представительным органом местного самоуправления. Он избирается жителями городского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет депутатов принимает решения по различным вопросам местного значения, в том числе по вопросам бюджета, благоустройства, социальной политики и другим аспектам местной жизни.
(Черняков В.Е.)
("Местное право", 2025, N 3)Городской (поселковый) совет депутатов является представительным органом местного самоуправления. Он избирается жителями городского поселения на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Совет депутатов принимает решения по различным вопросам местного значения, в том числе по вопросам бюджета, благоустройства, социальной политики и другим аспектам местной жизни.