Проверка протоколов общего собрания собственников
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка протоколов общего собрания собственников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 N 12АП-9328/2023 по делу N А12-17924/2023
Требование: Об обязании выполнения работ по ремонту в многоквартирном доме.
Решение: Требование удовлетворено.А именно, система отопления в подъезде отсутствует. Вместе с тем, визуализируются отводы трубопроводов отопления в подъезде. Председателем правления Товарищества к проверке представлен протокол общего собрания собственников помещений (очно-заочная форма) от 04.10.2019, согласно которому 30 собственниками из 311 имеющихся принято решение об исключении лифтовых, холлов и лестничных клеток из системы отопления многоквартирного дома N 1/1 по ул. Богданова. В силу части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. То есть, ограничение подачи коммунальной услуги по отоплению в места общего пользования, путем демонтажа трубопроводов отопления, надлежащим образом не согласовано и не оформлено.
Требование: Об обязании выполнения работ по ремонту в многоквартирном доме.
Решение: Требование удовлетворено.А именно, система отопления в подъезде отсутствует. Вместе с тем, визуализируются отводы трубопроводов отопления в подъезде. Председателем правления Товарищества к проверке представлен протокол общего собрания собственников помещений (очно-заочная форма) от 04.10.2019, согласно которому 30 собственниками из 311 имеющихся принято решение об исключении лифтовых, холлов и лестничных клеток из системы отопления многоквартирного дома N 1/1 по ул. Богданова. В силу части 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. То есть, ограничение подачи коммунальной услуги по отоплению в места общего пользования, путем демонтажа трубопроводов отопления, надлежащим образом не согласовано и не оформлено.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с органами жилищного надзора: Управляющей организации отказали во включении в реестр лицензий сведений о многоквартирном доме
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на немотивированность решения или отсутствие проведения Уполномоченным органом соответствующей проверки (например, проверки информации о праве собственности, об участии в общем собрании и т.д.) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на немотивированность решения или отсутствие проведения Уполномоченным органом соответствующей проверки (например, проверки информации о праве собственности, об участии в общем собрании и т.д.) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие преступлениям, связанным с фальсификацией протоколов общего собрания собственников многоквартирных домов
(Тютюник Р.Н., Ковязин М.Д., Мазуров Д.А.)
("Законность", 2022, N 4)В связи с тем что у органа жилищного контроля нет полномочий на проверку достоверности сведений, представленных к протоколу общего собрания и решениям собственников помещений дома, внесение изменений в реестр лицензий субъекта Федерации происходит исходя из очередности подачи заявлений лицензиатами и принципа "добросовестности управляющих организаций и достоверности принятых собственниками решений".
(Тютюник Р.Н., Ковязин М.Д., Мазуров Д.А.)
("Законность", 2022, N 4)В связи с тем что у органа жилищного контроля нет полномочий на проверку достоверности сведений, представленных к протоколу общего собрания и решениям собственников помещений дома, внесение изменений в реестр лицензий субъекта Федерации происходит исходя из очередности подачи заявлений лицензиатами и принципа "добросовестности управляющих организаций и достоверности принятых собственниками решений".
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)При проверке правомерности такого строительства суды также установили, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о выделении земельного участка площадью 70 кв. м для реконструкции гаража в двухэтажный офис на территории многоквартирного дома. В указанном собрании приняли участие собственники помещений общей площадью 1 141,7 кв. м, что составляет 72,7% от общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в результате подсчета голосов из 17 собственников помещений проголосовали за 13 собственников, против - 0, воздержались - 4 собственника.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)При проверке правомерности такого строительства суды также установили, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома было принято решение о выделении земельного участка площадью 70 кв. м для реконструкции гаража в двухэтажный офис на территории многоквартирного дома. В указанном собрании приняли участие собственники помещений общей площадью 1 141,7 кв. м, что составляет 72,7% от общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в результате подсчета голосов из 17 собственников помещений проголосовали за 13 собственников, против - 0, воздержались - 4 собственника.
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
(ред. от 04.11.2025)1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.";
(ред. от 30.12.2021)
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""1.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить копии указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.";
Статья: Проблемы заключения и расторжения договора управления многоквартирным домом
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)В разрезе обсуждения процедурных аспектов согласны с мнением ряда исследователей, что факт нарушения договора достаточно зафиксировать в протоколе общего собрания собственников, оформляющем соответствующее решение <8>. Между тем некоторые авторы настаивают на необходимости наличия в таком случае заключения органа местного самоуправления в качестве доказательства нарушения, вынесенного по итогам указанной проверки, инициированной собственниками (ст. 165 ЖК РФ) <9>. Полагаем, что обозначенная процедура выступает дополнительным способом защиты интересов собственников, которые вправе переложить обязанность по организации собрания на органы власти для обеспечения оперативности процесса и усиления гарантий его законности посредством соответствующего контроля. При этом собственники вовсе не лишены возможности решить свои проблемы самостоятельно. Такой вариант не обязательное, а альтернативное звено в ходе проводимых мероприятий.
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2024, N 1)В разрезе обсуждения процедурных аспектов согласны с мнением ряда исследователей, что факт нарушения договора достаточно зафиксировать в протоколе общего собрания собственников, оформляющем соответствующее решение <8>. Между тем некоторые авторы настаивают на необходимости наличия в таком случае заключения органа местного самоуправления в качестве доказательства нарушения, вынесенного по итогам указанной проверки, инициированной собственниками (ст. 165 ЖК РФ) <9>. Полагаем, что обозначенная процедура выступает дополнительным способом защиты интересов собственников, которые вправе переложить обязанность по организации собрания на органы власти для обеспечения оперативности процесса и усиления гарантий его законности посредством соответствующего контроля. При этом собственники вовсе не лишены возможности решить свои проблемы самостоятельно. Такой вариант не обязательное, а альтернативное звено в ходе проводимых мероприятий.
Вопрос: Банк не исполнил поручение ЖСК на оплату работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, так как решение общего собрания собственников помещений о предельной стоимости работ принято менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений. Правомерны ли действия банка?
(Консультация эксперта, 2022)Учитывая специальное назначение средств фонда капитального ремонта, необходимость обеспечения их целевого и эффективного использования, проверка кредитной организацией документов, представленных владельцем специального счета во исполнение положений ч. 4 ст. 177 ЖК РФ, не может быть формальной. Банк осуществляет проверку документов, представляемых в целях совершения платежной операции за счет средств фонда капитального ремонта, на их соответствие требованиям закона. Поэтому отказ банка исполнить платежное поручение ввиду того, что представленное совместно с ним решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом, не отвечает требованиям ст. ст. 44, 46 ЖК РФ, является правомерным (Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2022 N 305-ЭС22-14073 по делу N А40-162965/2021).
(Консультация эксперта, 2022)Учитывая специальное назначение средств фонда капитального ремонта, необходимость обеспечения их целевого и эффективного использования, проверка кредитной организацией документов, представленных владельцем специального счета во исполнение положений ч. 4 ст. 177 ЖК РФ, не может быть формальной. Банк осуществляет проверку документов, представляемых в целях совершения платежной операции за счет средств фонда капитального ремонта, на их соответствие требованиям закона. Поэтому отказ банка исполнить платежное поручение ввиду того, что представленное совместно с ним решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом, не отвечает требованиям ст. ст. 44, 46 ЖК РФ, является правомерным (Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2022 N 305-ЭС22-14073 по делу N А40-162965/2021).
Ситуация: Как провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ).
Статья: Техническое обслуживание газового оборудования при предоставлении коммунальных услуг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) для товарищества или кооператива - протокол общего собрания собственников помещений в МКД, содержащий решение о выборе в качестве способа управления МКД управление товариществом или кооперативом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)б) для товарищества или кооператива - протокол общего собрания собственников помещений в МКД, содержащий решение о выборе в качестве способа управления МКД управление товариществом или кооперативом.
Статья: Что мешает широкому применению электронного голосования при проведении общих собраний в многоквартирных домах?
(Генцлер И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Именно такие сведения о собственниках должны быть указаны в "списке присутствующих лиц" в протоколе общего собрания в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений <6>. Ни Жилищный кодекс, ни Требования к оформлению протоколов общих собраний не указывают на необходимость приводить какие-то иные сведения о собственнике помещения, в том числе паспортные данные собственников-граждан (в отличие от представителя собственника, сведения о котором должны включать паспортные данные, если представителем является физическое лицо <7>). Также в Жилищном кодексе нет требований о проверке достоверности сведений, которые указывает о себе лицо, голосующее на общем собрании.
(Генцлер И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Именно такие сведения о собственниках должны быть указаны в "списке присутствующих лиц" в протоколе общего собрания в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений <6>. Ни Жилищный кодекс, ни Требования к оформлению протоколов общих собраний не указывают на необходимость приводить какие-то иные сведения о собственнике помещения, в том числе паспортные данные собственников-граждан (в отличие от представителя собственника, сведения о котором должны включать паспортные данные, если представителем является физическое лицо <7>). Также в Жилищном кодексе нет требований о проверке достоверности сведений, которые указывает о себе лицо, голосующее на общем собрании.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли по договору аренды возложить на арендатора помещений в многоквартирном доме расходы по содержанию, ремонту и эксплуатации общего имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет задолженности ответчика по внесению платы за содержание общего имущества дома в сумме 142 685 руб. 62 коп. произведен истцом на основании тарифов, утвержденных общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (протоколы от 25.02.2008 N 4, от 16.02.2009 N 3, от 14.02.2010 N 10). Данный расчет проверен судами и признан соответствующим ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Можно ли по договору аренды возложить на арендатора помещений в многоквартирном доме расходы по содержанию, ремонту и эксплуатации общего имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Расчет задолженности ответчика по внесению платы за содержание общего имущества дома в сумме 142 685 руб. 62 коп. произведен истцом на основании тарифов, утвержденных общим собранием собственников помещений многоквартирного дома (протоколы от 25.02.2008 N 4, от 16.02.2009 N 3, от 14.02.2010 N 10). Данный расчет проверен судами и признан соответствующим ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)По смыслу приведенных правовых норм бремя доказывания наличия необходимого кворума могло возлагаться только на ответчиков, в данном случае на товарищество собственников, органы управления которого осуществляют подготовку и проведение общего собрания и которые проверяют и хранят материалы собрания, включая доверенности на участие в общем собрании. Истцы не имеют никакого доступа к указанным документам.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)По смыслу приведенных правовых норм бремя доказывания наличия необходимого кворума могло возлагаться только на ответчиков, в данном случае на товарищество собственников, органы управления которого осуществляют подготовку и проведение общего собрания и которые проверяют и хранят материалы собрания, включая доверенности на участие в общем собрании. Истцы не имеют никакого доступа к указанным документам.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно ч. 1.1 комментируемой статьи управляющая многоквартирным домом организация, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном законом, направить копии указанных решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Причем орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Согласно ч. 1.1 комментируемой статьи управляющая многоквартирным домом организация, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном законом, направить копии указанных решений и протокола в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Причем орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Статья: Некоторые проблемы правового регулирования осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет средств, находящихся на специальном счете
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Использование судебной защиты путем обращения собственников в суд с соответствующими исковыми требованиями (например, о признании заключенных подрядных договоров недействительными и т.д.), как правило, является неэффективным способом защиты прав. Связано это с тем, что суды формально подходят к вопросам рассмотрения такой категории дел, проверяя наличие решения общего собрания собственников помещений МКД. Отказывая в удовлетворении требований, суды аргументируют свою позицию тем, что протокол общего собрания, в котором зафиксировано решение, не признан недействительным <2>.
(Бажина М.А., Звездина Т.М.)
("Семейное и жилищное право", 2022, N 6)Использование судебной защиты путем обращения собственников в суд с соответствующими исковыми требованиями (например, о признании заключенных подрядных договоров недействительными и т.д.), как правило, является неэффективным способом защиты прав. Связано это с тем, что суды формально подходят к вопросам рассмотрения такой категории дел, проверяя наличие решения общего собрания собственников помещений МКД. Отказывая в удовлетворении требований, суды аргументируют свою позицию тем, что протокол общего собрания, в котором зафиксировано решение, не признан недействительным <2>.