Проверка подписных листов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка подписных листов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подписной лист как средство отражения воли избирателей (модель 2020 г., г. Новосибирск)
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Статья посвящена анализу решений судов г. Новосибирска по делам, связанным с проверкой подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов. Автор отмечает, что в связи с политическим характером избирательного права огромное влияние на практику проверки подписных листов оказывает общественно-политическая ситуация в стране в целом, отдельном регионе и муниципальном образовании в частности. Необходимо обеспечить стабильность практики оценки содержания и формы подписных листов как в пространстве, так и во времени.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Статья посвящена анализу решений судов г. Новосибирска по делам, связанным с проверкой подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов. Автор отмечает, что в связи с политическим характером избирательного права огромное влияние на практику проверки подписных листов оказывает общественно-политическая ситуация в стране в целом, отдельном регионе и муниципальном образовании в частности. Необходимо обеспечить стабильность практики оценки содержания и формы подписных листов как в пространстве, так и во времени.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суд первой инстанции, руководствуясь положениями избирательного законодательства, пришел к выводу о том, что из общего количества представленных для регистрации кандидата Кузнецова В.О. 4 168 подписей количество недействительных подписей составило 668, то есть более 10 процентов от общего количества подписей, содержащихся в подписных листах, и менее необходимых для регистрации кандидата 3 792 подписей. При проверке подписных листов в поддержку кандидата Кузнецова В.О. в суде экспертами-почерковедами было установлено, что даты внесения подписи в указанном выше количестве выполнены избирателями не собственноручно, а выполнены одним лицом (так называемые цепочки). Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения кандидата только 1 раз, то и дата внесения подписи этим лицом может быть выполнена 1 раз, а в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суд первой инстанции, руководствуясь положениями избирательного законодательства, пришел к выводу о том, что из общего количества представленных для регистрации кандидата Кузнецова В.О. 4 168 подписей количество недействительных подписей составило 668, то есть более 10 процентов от общего количества подписей, содержащихся в подписных листах, и менее необходимых для регистрации кандидата 3 792 подписей. При проверке подписных листов в поддержку кандидата Кузнецова В.О. в суде экспертами-почерковедами было установлено, что даты внесения подписи в указанном выше количестве выполнены избирателями не собственноручно, а выполнены одним лицом (так называемые цепочки). Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения кандидата только 1 раз, то и дата внесения подписи этим лицом может быть выполнена 1 раз, а в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)1. Вопросы, связанные с проверкой соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)1. Вопросы, связанные с проверкой соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений, содержащихся в подписных листах.
Статья: Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Нужно признать, что Конституционный Суд РФ хоть и не активно, но борется с абсурдностью аргументации в российской юридической практике. Примером очевидного отступления от здравого смысла служит казус "Дарьи Тимуровича", который широко обсуждался в социальных сетях <64>. Отказывая оппозиционной партии в регистрации на выборах, Новосибирская областная избирательная комиссия при проверке подписных листов не стала принимать во внимание "нормальное" отчество женщины - Тимуровна. Избирком положил в основу своего решения справку миграционного ведомства, которая содержала ошибочное мужское отчество женщины - Тимурович. Это дело прошло все инстанции в порядке административного судопроизводства. Тем не менее суды общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ <65>, предпочли методологию самоограничения в переоценке выводов административных органов.
(Должиков А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2020, N 6)Нужно признать, что Конституционный Суд РФ хоть и не активно, но борется с абсурдностью аргументации в российской юридической практике. Примером очевидного отступления от здравого смысла служит казус "Дарьи Тимуровича", который широко обсуждался в социальных сетях <64>. Отказывая оппозиционной партии в регистрации на выборах, Новосибирская областная избирательная комиссия при проверке подписных листов не стала принимать во внимание "нормальное" отчество женщины - Тимуровна. Избирком положил в основу своего решения справку миграционного ведомства, которая содержала ошибочное мужское отчество женщины - Тимурович. Это дело прошло все инстанции в порядке административного судопроизводства. Тем не менее суды общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ <65>, предпочли методологию самоограничения в переоценке выводов административных органов.
Статья: Реализация избирательных прав: современные тенденции
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Для автоматизации, ускорения процесса и оптимизации процесса проверки подписных листов создан специальный программно-технический комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов (СПТК-ПЛ), который позволяет производить автоматизированное сканирование подписных листов, распознавание данных избирателей и сопоставление их с Регистром избирателей, участников референдума, формирование цепочек сходных почерков для дальнейшего анализа. СПТК-ПЛ был создан совместно с ведущими экспертами-почерковедами страны. Он обрабатывает сканированные подписные листы кандидатов (списков кандидатов).
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Для автоматизации, ускорения процесса и оптимизации процесса проверки подписных листов создан специальный программно-технический комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов (СПТК-ПЛ), который позволяет производить автоматизированное сканирование подписных листов, распознавание данных избирателей и сопоставление их с Регистром избирателей, участников референдума, формирование цепочек сходных почерков для дальнейшего анализа. СПТК-ПЛ был создан совместно с ведущими экспертами-почерковедами страны. Он обрабатывает сканированные подписные листы кандидатов (списков кандидатов).
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В качестве одного из перспективных направлений внедрения цифровизации на начальных стадиях избирательного процесса следует назвать возможность сбора подписей в поддержку кандидатов в электронной форме. Первые эксперименты в этом направлении были проведены в 2010 г. в Тамбовской области, в которой сбор подписей в поддержку выдвижения независимых кандидатов мог осуществляться посредством СМС-сообщений. В 2017 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о сборе подписей в поддержку кандидатов на выборах в электронном виде через сайт "Госуслуги". 2 марта 2020 г. в российский парламент поступил другой законопроект, предлагающий осуществлять сбор подписей в поддержку кандидата в электронной форме, но в количестве, не превышающем 50% от общего числа подписей. В дальнейшем этот законопроект был принят. Думается, что широкое использование процедуры сбора подписей в электронном виде позволит избежать случаев незаконного отказа избирательных комиссий в регистрации кандидатов по мотивам неправильного оформления подписных листов [9, с. 43]. Проверка подписных листов избирательными комиссиями осуществляется посредством сличения персональных данных, указанных в них, с теми, которые содержатся в системе ГАС "Выборы". Суды, рассматривая такие дела, придерживаются формальных законодательных оснований для отказа в регистрации кандидатов даже при отсутствии вины сборщиков подписей при несовпадении данных ГАС "Выборы" с паспортными данными, которые выдавали в различное время разные органы власти (МВД, УФМС) <20>. Но, как нам представляется, законодательство не должно содержать норму об обязанности сбора подписей в письменной форме полностью или частично. Наоборот, в целях стимулирования развития цифровых технологий закон должен предоставлять право собирать подписи в поддержку кандидатов в электронной форме полностью или частично.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)В качестве одного из перспективных направлений внедрения цифровизации на начальных стадиях избирательного процесса следует назвать возможность сбора подписей в поддержку кандидатов в электронной форме. Первые эксперименты в этом направлении были проведены в 2010 г. в Тамбовской области, в которой сбор подписей в поддержку выдвижения независимых кандидатов мог осуществляться посредством СМС-сообщений. В 2017 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о сборе подписей в поддержку кандидатов на выборах в электронном виде через сайт "Госуслуги". 2 марта 2020 г. в российский парламент поступил другой законопроект, предлагающий осуществлять сбор подписей в поддержку кандидата в электронной форме, но в количестве, не превышающем 50% от общего числа подписей. В дальнейшем этот законопроект был принят. Думается, что широкое использование процедуры сбора подписей в электронном виде позволит избежать случаев незаконного отказа избирательных комиссий в регистрации кандидатов по мотивам неправильного оформления подписных листов [9, с. 43]. Проверка подписных листов избирательными комиссиями осуществляется посредством сличения персональных данных, указанных в них, с теми, которые содержатся в системе ГАС "Выборы". Суды, рассматривая такие дела, придерживаются формальных законодательных оснований для отказа в регистрации кандидатов даже при отсутствии вины сборщиков подписей при несовпадении данных ГАС "Выборы" с паспортными данными, которые выдавали в различное время разные органы власти (МВД, УФМС) <20>. Но, как нам представляется, законодательство не должно содержать норму об обязанности сбора подписей в письменной форме полностью или частично. Наоборот, в целях стимулирования развития цифровых технологий закон должен предоставлять право собирать подписи в поддержку кандидатов в электронной форме полностью или частично.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)При рассмотрении дел могут быть использованы любые доказательства, достоверность и достаточность которых устанавливается судом. При рассмотрении дел об оспаривании отказа в регистрации кандидата по основанию недостоверности сведений в подписных листах суд принимает как надлежащие доказательства заключения экспертов, которые проводятся при проверке подписных листов, поскольку эту экспертизу проводят специалисты-почерковеды экспертно-криминалистических подразделений системы Министерства внутренних дел РФ. Ходатайства административных истцов о проведении почерковедческой экспертизы отклоняются судом, поскольку отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, не подпадают под действие Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" <1>.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)При рассмотрении дел могут быть использованы любые доказательства, достоверность и достаточность которых устанавливается судом. При рассмотрении дел об оспаривании отказа в регистрации кандидата по основанию недостоверности сведений в подписных листах суд принимает как надлежащие доказательства заключения экспертов, которые проводятся при проверке подписных листов, поскольку эту экспертизу проводят специалисты-почерковеды экспертно-криминалистических подразделений системы Министерства внутренних дел РФ. Ходатайства административных истцов о проведении почерковедческой экспертизы отклоняются судом, поскольку отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, не подпадают под действие Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" <1>.