Проверка цены налоговыми органами
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка цены налоговыми органами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Согласно материалам дела налогоплательщик приобрел у предпринимателя недвижимое имущество. Данная сделка стала предметом проверки налогового органа, так как цена договора отличилась от рыночной в несколько раз.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Согласно материалам дела налогоплательщик приобрел у предпринимателя недвижимое имущество. Данная сделка стала предметом проверки налогового органа, так как цена договора отличилась от рыночной в несколько раз.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 250 "Внереализационные доходы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль в связи с невключением налогоплательщиком в состав внереализационных доходов стоимости безвозмездно полученного имущества. Инспекция установила, что по договору купли-продажи общество приобрело у индивидуального предпринимателя объекты недвижимости. Однако фактически обществу было передано имущество значительно большей общей площадью, включая 11 пристроек, которые не были отражены в договоре. По заключению эксперта рыночная стоимость имущества на дату сделки в несколько раз превышала цену договора. Разница между рыночной стоимостью фактически полученного имущества и ценой, уплаченной по договору, была квалифицирована налоговым органом как безвозмездно полученное имущество. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что общество и индивидуальный предприниматель были взаимозависимыми лицами, так как предприниматель получал доходы от общества и связанных с ним лиц, а также выступал его дистрибьютором и поставщиком. Суд согласился с инспекцией, что данная сумма подлежит включению в состав внереализационных доходов общества для целей налога на прибыль, поскольку действия взаимозависимых лиц были направлены на сокрытие реального объема сделки и получение необоснованной налоговой выгоды за счет занижения налоговых обязательств.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль в связи с невключением налогоплательщиком в состав внереализационных доходов стоимости безвозмездно полученного имущества. Инспекция установила, что по договору купли-продажи общество приобрело у индивидуального предпринимателя объекты недвижимости. Однако фактически обществу было передано имущество значительно большей общей площадью, включая 11 пристроек, которые не были отражены в договоре. По заключению эксперта рыночная стоимость имущества на дату сделки в несколько раз превышала цену договора. Разница между рыночной стоимостью фактически полученного имущества и ценой, уплаченной по договору, была квалифицирована налоговым органом как безвозмездно полученное имущество. Кроме того, в ходе проверки было установлено, что общество и индивидуальный предприниматель были взаимозависимыми лицами, так как предприниматель получал доходы от общества и связанных с ним лиц, а также выступал его дистрибьютором и поставщиком. Суд согласился с инспекцией, что данная сумма подлежит включению в состав внереализационных доходов общества для целей налога на прибыль, поскольку действия взаимозависимых лиц были направлены на сокрытие реального объема сделки и получение необоснованной налоговой выгоды за счет занижения налоговых обязательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговый контроль за ценами в обычных сделках
(Никитина С.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)Когда налоговые органы вправе проверять цены
(Никитина С.В.)
("Главная книга", 2024, N 13)Когда налоговые органы вправе проверять цены
Готовое решение: Как учесть продажу основных средств при расчете налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Если сделка по реализации ОС совершена между взаимозависимыми лицами, но не относится к контролируемой, налоговый орган может проверить цену, только если есть признаки получения необоснованной налоговой выгоды. Установление при продаже ОС цены значительно (в несколько раз) ниже стоимости, определенной независимым оценщиком, может считаться одним из таких признаков. В таком случае налоговые органы смогут доначислить вам налоги, пени и штраф при условии, если докажут, что основная цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)Если сделка по реализации ОС совершена между взаимозависимыми лицами, но не относится к контролируемой, налоговый орган может проверить цену, только если есть признаки получения необоснованной налоговой выгоды. Установление при продаже ОС цены значительно (в несколько раз) ниже стоимости, определенной независимым оценщиком, может считаться одним из таких признаков. В таком случае налоговые органы смогут доначислить вам налоги, пени и штраф при условии, если докажут, что основная цель сделки - неуплата (неполная уплата) налога (ст. 54.1, абз. 4 п. 1 ст. 105.17 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Однако судебная практика (Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 по делу N А40-63374/2015, от 22.11.2016 N 306-КГ15-16059 по делу N А49-13370/2014), а также разъяснения финансовых органов (Письма ФНС России от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@, от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, Письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10321, от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316, от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145) свидетельствуют о том, что НК РФ не исключает налоговый контроль за ценами в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми, а только разграничивает соответствующие полномочия по уровням системы налоговых органов: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется центральным аппаратом ФНС России (с обязательным соблюдением положений раздела V.1 НК РФ, в т.ч. предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ методов), а проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (с возможным, но не обязательным применением методов, предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ, однако с обязательным доказыванием получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценой в сделках).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)Однако судебная практика (Определения Верховного Суда РФ от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920 по делу N А40-63374/2015, от 22.11.2016 N 306-КГ15-16059 по делу N А49-13370/2014), а также разъяснения финансовых органов (Письма ФНС России от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@, от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, Письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10321, от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316, от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145) свидетельствуют о том, что НК РФ не исключает налоговый контроль за ценами в отношении сделок, не признаваемых контролируемыми, а только разграничивает соответствующие полномочия по уровням системы налоговых органов: проверка соответствия цен в контролируемых сделках в силу положений п. 1 ст. 105.17 НК РФ осуществляется центральным аппаратом ФНС России (с обязательным соблюдением положений раздела V.1 НК РФ, в т.ч. предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ методов), а проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, которые не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (с возможным, но не обязательным применением методов, предусмотренных в гл. 14.3 НК РФ, однако с обязательным доказыванием получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценой в сделках).
Статья: Формирование рыночной цены при конкурентных способах выбора поставщика товара
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Налоговым кодексом РФ установлено понятие рыночной цены в целях применения налогового законодательства: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках <10>.
(Бодренков В.А.)
("Конкурентное право", 2025, N 2)Налоговым кодексом РФ установлено понятие рыночной цены в целях применения налогового законодательства: для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом налоговый орган вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. При определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках <10>.
Статья: Маркетинговое исследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
Статья: К вопросу о понятии внешнеэкономической деятельности для целей налогообложения
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Наиболее ярким, на наш взгляд, и исторически первым примером подобной неэффективности по праву можно считать возникновение в начале 2000-х гг. категории судебных споров, связанных с отнесением тех или иных совершаемых налогоплательщикам сделок к категории внешнеторговых. Так, как известно, для налоговых органов устанавливается право осуществления контроля за полнотой исчисления налогов при проверке правильности применения цен при внешнеторговых сделках (подп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ). Основной практической сложностью применения указанной нормы в указанный период стали случаи ее расширительного толкования: налоговые органы пытаются проверить цены сделок, формально не являющихся внешнеторговыми, но совершаемых теми же налогоплательщиками и так или иначе связанных с внешнеторговыми <8>. Судебной практике удалось сдержать этот процесс за счет принятия ряда решений, ограничивающих действия налоговых органов по расширительному толкованию понятия внешнеторговой сделки для целей налогообложения.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Наиболее ярким, на наш взгляд, и исторически первым примером подобной неэффективности по праву можно считать возникновение в начале 2000-х гг. категории судебных споров, связанных с отнесением тех или иных совершаемых налогоплательщикам сделок к категории внешнеторговых. Так, как известно, для налоговых органов устанавливается право осуществления контроля за полнотой исчисления налогов при проверке правильности применения цен при внешнеторговых сделках (подп. 3 п. 2 ст. 40 НК РФ). Основной практической сложностью применения указанной нормы в указанный период стали случаи ее расширительного толкования: налоговые органы пытаются проверить цены сделок, формально не являющихся внешнеторговыми, но совершаемых теми же налогоплательщиками и так или иначе связанных с внешнеторговыми <8>. Судебной практике удалось сдержать этот процесс за счет принятия ряда решений, ограничивающих действия налоговых органов по расширительному толкованию понятия внешнеторговой сделки для целей налогообложения.