Проведение таможенной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение таможенной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Выездная таможенная проверка
(КонсультантПлюс, 2025)Вопреки доводам предпринимателя форма решения о проведении выездной таможенной проверки соответствует утвержденной приложением 1 к приказу ФТС России от 14.02.2019 N 258 "Об утверждении форм документов, составляемых таможенными органами при проведении таможенных проверок, порядков их заполнения и порядка внесения изменений в решение о проведении выездной таможенной проверки". Указанная форма не содержит требования о том, чтобы экземпляр решения о проведении выездной таможенной проверки, вручаемый проверяемому лицу, содержал рукописную форму подписи должностного лица таможенного органа, принявшего решение..."
(КонсультантПлюс, 2025)Вопреки доводам предпринимателя форма решения о проведении выездной таможенной проверки соответствует утвержденной приложением 1 к приказу ФТС России от 14.02.2019 N 258 "Об утверждении форм документов, составляемых таможенными органами при проведении таможенных проверок, порядков их заполнения и порядка внесения изменений в решение о проведении выездной таможенной проверки". Указанная форма не содержит требования о том, чтобы экземпляр решения о проведении выездной таможенной проверки, вручаемый проверяемому лицу, содержал рукописную форму подписи должностного лица таможенного органа, принявшего решение..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Законом предусмотрено право таможенных органов налагать арест на товары при проведении выездной таможенной проверки. В течение какого срока товар может находиться под арестом?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Законом предусмотрено право таможенных органов налагать арест на товары при проведении выездной таможенной проверки. В течение какого срока товар может находиться под арестом?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Законом предусмотрено право таможенных органов налагать арест на товары при проведении выездной таможенной проверки. В течение какого срока товар может находиться под арестом?
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)Статья 225. Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях
(ред. от 28.12.2024)
"О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2025)Статья 225. Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях
Статья: Значение и сущность электронной системы верификации для контроля происхождения товаров
(Логинова А.С., Зеленов Д.С.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Контроль происхождения товаров проводится таможенными органами как до, так и после выпуска товаров. Для выявления факта неверного заявления происхождения товаров после выпуска товаров таможенными органами проводятся таможенные проверки. Таблица 2 показывает результаты проведения таможенных проверок после выпуска товаров в регионе деятельности Приволжского таможенного управления за период с 2018 г. по 2020 г. и 6 месяцев 2021 г.
(Логинова А.С., Зеленов Д.С.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)Контроль происхождения товаров проводится таможенными органами как до, так и после выпуска товаров. Для выявления факта неверного заявления происхождения товаров после выпуска товаров таможенными органами проводятся таможенные проверки. Таблица 2 показывает результаты проведения таможенных проверок после выпуска товаров в регионе деятельности Приволжского таможенного управления за период с 2018 г. по 2020 г. и 6 месяцев 2021 г.
Статья: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации: анализ судебной практики
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Между ООО "ШАГЪ-ДИ" и китайским производителем SUPERB TENT CO., LTD. был заключен внешнеторговый контракт на импорт товаров в России. Внешнеторговый контракт стоимостью 2 116 800,00 юаней был поставлен на учет в уполномоченный банк. Далее товар был задекларирован ООО "ШАГЪ-ДИ" в таможенных органах с представлением в 44 графе ДТ УНК. По результатам проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что ООО "ШАГЪ-ДИ" представило в уполномоченный банк справку по факту выпуска импортного товара с нарушением установленного срока на 195 дней. Решение суда по делу было принято в пользу таможенного органа. У участника ВЭД имелась объективная возможность исполнить данную обязанность, однако ООО "ШАГЪ-ДИ" не приняло всех зависящих от него мер.
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Между ООО "ШАГЪ-ДИ" и китайским производителем SUPERB TENT CO., LTD. был заключен внешнеторговый контракт на импорт товаров в России. Внешнеторговый контракт стоимостью 2 116 800,00 юаней был поставлен на учет в уполномоченный банк. Далее товар был задекларирован ООО "ШАГЪ-ДИ" в таможенных органах с представлением в 44 графе ДТ УНК. По результатам проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что ООО "ШАГЪ-ДИ" представило в уполномоченный банк справку по факту выпуска импортного товара с нарушением установленного срока на 195 дней. Решение суда по делу было принято в пользу таможенного органа. У участника ВЭД имелась объективная возможность исполнить данную обязанность, однако ООО "ШАГЪ-ДИ" не приняло всех зависящих от него мер.
Статья: Административно-правовое регулирование таможенных отношений в условиях новых вызовов
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Система прослеживаемости товаров, цифровые двойники при проведении таможенных проверок, использование искусственного интеллекта в инспекционно-досмотровых комплексах, электронные таможни, авторегистрация и автовыпуск декларации на товары, мобильное приложение по оформлению пассажирской таможенной декларации - это далеко не все проявления цифровизации в деятельности таможенных органов. Нами обращалось внимание на тенденции автоматизации таможенного контроля как отражения цифровизации в таможенной сфере <10>.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2023, N 2)Система прослеживаемости товаров, цифровые двойники при проведении таможенных проверок, использование искусственного интеллекта в инспекционно-досмотровых комплексах, электронные таможни, авторегистрация и автовыпуск декларации на товары, мобильное приложение по оформлению пассажирской таможенной декларации - это далеко не все проявления цифровизации в деятельности таможенных органов. Нами обращалось внимание на тенденции автоматизации таможенного контроля как отражения цифровизации в таможенной сфере <10>.
Статья: Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Права и обязанности сторон при проведении таможенной проверки достаточно полно и детально регламентированы как на уровне Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) (ст. 335 - 336 ТК ЕАЭС) <3>, так и на уровне национального таможенного законодательства РФ (ст. 231, 235 - 236 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ <4>)).
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)Права и обязанности сторон при проведении таможенной проверки достаточно полно и детально регламентированы как на уровне Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) (ст. 335 - 336 ТК ЕАЭС) <3>, так и на уровне национального таможенного законодательства РФ (ст. 231, 235 - 236 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ <4>)).
Статья: Таможенные органы как субъекты таможенного контроля после выпуска товаров
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Отметим, что тенденцией современного таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании являются не только правовые ограничения, но и правовые стимулы, т.е. правовые нормы, направленные на побуждение субъектов таможенных правоотношений к сознательному правомерному и сверхправомерному поведению, позволяющему удовлетворить интересы субъекта за счет предоставления ему государством определенных льгот, привилегий, упрощений, иммунитетов, отсрочек и других благ [8]. В связи с этим, деятельность должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров должна носить не только контрольный характер, но и стимулирующий. На взгляд автора, одним из проявлений такого подхода является реализованное Приказом Минфина России от 21.02.2020 N 29н "Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска" положение об установлении одним из критериев отнесения юридического лица к высокому уровню риска - неисполнение лицом обязанностей при проведении таможенной проверки. То есть проверяемое лицо имеет стимул содействовать должностным лицам таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки, заключающийся в отнесении его к низкому уровню риска нарушений таможенного законодательства.
(Мишин К.Д.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Отметим, что тенденцией современного таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании являются не только правовые ограничения, но и правовые стимулы, т.е. правовые нормы, направленные на побуждение субъектов таможенных правоотношений к сознательному правомерному и сверхправомерному поведению, позволяющему удовлетворить интересы субъекта за счет предоставления ему государством определенных льгот, привилегий, упрощений, иммунитетов, отсрочек и других благ [8]. В связи с этим, деятельность должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров должна носить не только контрольный характер, но и стимулирующий. На взгляд автора, одним из проявлений такого подхода является реализованное Приказом Минфина России от 21.02.2020 N 29н "Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска" положение об установлении одним из критериев отнесения юридического лица к высокому уровню риска - неисполнение лицом обязанностей при проведении таможенной проверки. То есть проверяемое лицо имеет стимул содействовать должностным лицам таможенных органов при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки, заключающийся в отнесении его к низкому уровню риска нарушений таможенного законодательства.
Статья: Теоретические и практические аспекты подтверждения непреференциального происхождения товаров в случае применения антидемпинговых пошлин
(Таскаева С.В.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В ситуациях, когда вопрос о подтверждении страны происхождения встает через несколько лет после выпуска товара (не более пяти), во время проведения таможенной проверки, проведение таможенного досмотра товаров, как правило, не представляется возможным, поскольку товар к этому моменту уже реализован конечным потребителям. При требовании таможенного органа у участника ВЭД документов, подтверждающих страну происхождения, последний должен обратиться к контрагенту (а иногда это уже компании, с которыми внешнеторговые контракты исполнены) с просьбой о представлении таких документов, на что иностранные компании не всегда соглашаются в силу давности поставки товаров.
(Таскаева С.В.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)В ситуациях, когда вопрос о подтверждении страны происхождения встает через несколько лет после выпуска товара (не более пяти), во время проведения таможенной проверки, проведение таможенного досмотра товаров, как правило, не представляется возможным, поскольку товар к этому моменту уже реализован конечным потребителям. При требовании таможенного органа у участника ВЭД документов, подтверждающих страну происхождения, последний должен обратиться к контрагенту (а иногда это уже компании, с которыми внешнеторговые контракты исполнены) с просьбой о представлении таких документов, на что иностранные компании не всегда соглашаются в силу давности поставки товаров.
Статья: Этапы формирования межведомственных связей Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы
(Аксенов И.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)В целях анализа результатов взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и налоговых органов были рассмотрены показатели, характеризующие количество и результаты проведения таможенных проверок, основанных на использовании информации, предоставленной ФНС России, а также демонстрирующие результативность проведения скоординированных контрольных мероприятий.
(Аксенов И.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)В целях анализа результатов взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и налоговых органов были рассмотрены показатели, характеризующие количество и результаты проведения таможенных проверок, основанных на использовании информации, предоставленной ФНС России, а также демонстрирующие результативность проведения скоординированных контрольных мероприятий.
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 326 ТК ЕАЭС по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с данным Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 326 ТК ЕАЭС по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с данным Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Последние изменения: Ликвидация АО
(КонсультантПлюс, 2025)Установлен фактический запрет на ликвидацию юрлица в период проведения камеральной таможенной проверки.
(КонсультантПлюс, 2025)Установлен фактический запрет на ликвидацию юрлица в период проведения камеральной таможенной проверки.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В Армении в контексте действия регионального принципа исчерпания прав Таможенная служба задерживает любой ввоз товаров с товарными знаками правообладателя, если такие товары ввозятся без его согласия. Соответственно, Таможенная служба проводит проверку ввозимых товаров на наличие правообладателей, задерживает как контрафактные, так и подлинные товары и оперативно информирует правообладателей о любых изъятиях. Основная проблематика, с точки зрения армянского регулятора, здесь - это разграничение подлинного и контрафактного импорта, выявление контрафактных товаров, что усложняется, по мнению армянской стороны, при региональном и международном режиме исчерпания прав и усложняет реализацию и защиту прав правообладателей. Как представляется, установление должных требований к подтверждению оригинальности ввозимой продукции (в частности, предоставление стандартизированных доказательств подтверждения правомерного введения в оборот конкретного товара) позволит минимизировать значение проблематики разграничения оригинальных и контрафактных товаров, поступающих на рынок государства.
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)В Армении в контексте действия регионального принципа исчерпания прав Таможенная служба задерживает любой ввоз товаров с товарными знаками правообладателя, если такие товары ввозятся без его согласия. Соответственно, Таможенная служба проводит проверку ввозимых товаров на наличие правообладателей, задерживает как контрафактные, так и подлинные товары и оперативно информирует правообладателей о любых изъятиях. Основная проблематика, с точки зрения армянского регулятора, здесь - это разграничение подлинного и контрафактного импорта, выявление контрафактных товаров, что усложняется, по мнению армянской стороны, при региональном и международном режиме исчерпания прав и усложняет реализацию и защиту прав правообладателей. Как представляется, установление должных требований к подтверждению оригинальности ввозимой продукции (в частности, предоставление стандартизированных доказательств подтверждения правомерного введения в оборот конкретного товара) позволит минимизировать значение проблематики разграничения оригинальных и контрафактных товаров, поступающих на рынок государства.