Проведение оценки налоговых расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение оценки налоговых расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, установив, что общество получило субсидии в рамках государственной программы, однако не включило их в состав налогооблагаемых доходов, что привело к занижению налоговой базы. Суд, признавая доначисление правомерным, указал, что полученные средства подлежали учету в составе внереализационных доходов на основании п. 4.1 ст. 271 НК РФ, поскольку компенсировали текущие производственные расходы и не соответствовали исключениям ст. 251 НК РФ. Суд отклонил довод общества о необходимости учесть расходы, для компенсации которых были предоставлены субсидии и которые не учитывались налогоплательщиком при определении налоговой базы. Суд отметил, что данные расходы не были отражены обществом ни в бухгалтерском учете, ни в регистрах налогового учета, вследствие чего им не была дана оценка путем проведения мероприятий налогового контроля на предмет их достоверности и обоснованности, а также соотносимости их с доходами. Кроме того, счета-фактуры и товарные накладные, представленные налогоплательщиком в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут подтвердить произведенные организацией расходы в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие отпуск на производство приобретенных согласно данным счетов-фактур и товарных накладных товарно-материальных ценностей и последующее их списание для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (требование-накладная формы N М-11, накладная на отпуск материалов на сторону формы N М-15, лимитно-заборная карта формы N М-8, акт списания материалов и др. документы). Каких-либо документов, обосновывающих списание товарно-материальных ценностей для производственной деятельности (обоснованность произведенных расходов), общество не представило. В частности, не представлены первичные документы (акт расхода материалов, отчет об использовании материалов, акт списания материалов и др. документы (информация), подтверждающие обоснованность списания МПЗ), на основании которых списаны материалы на производство.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налог на прибыль, установив, что общество получило субсидии в рамках государственной программы, однако не включило их в состав налогооблагаемых доходов, что привело к занижению налоговой базы. Суд, признавая доначисление правомерным, указал, что полученные средства подлежали учету в составе внереализационных доходов на основании п. 4.1 ст. 271 НК РФ, поскольку компенсировали текущие производственные расходы и не соответствовали исключениям ст. 251 НК РФ. Суд отклонил довод общества о необходимости учесть расходы, для компенсации которых были предоставлены субсидии и которые не учитывались налогоплательщиком при определении налоговой базы. Суд отметил, что данные расходы не были отражены обществом ни в бухгалтерском учете, ни в регистрах налогового учета, вследствие чего им не была дана оценка путем проведения мероприятий налогового контроля на предмет их достоверности и обоснованности, а также соотносимости их с доходами. Кроме того, счета-фактуры и товарные накладные, представленные налогоплательщиком в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут подтвердить произведенные организацией расходы в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие отпуск на производство приобретенных согласно данным счетов-фактур и товарных накладных товарно-материальных ценностей и последующее их списание для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (требование-накладная формы N М-11, накладная на отпуск материалов на сторону формы N М-15, лимитно-заборная карта формы N М-8, акт списания материалов и др. документы). Каких-либо документов, обосновывающих списание товарно-материальных ценностей для производственной деятельности (обоснованность произведенных расходов), общество не представило. В частности, не представлены первичные документы (акт расхода материалов, отчет об использовании материалов, акт списания материалов и др. документы (информация), подтверждающие обоснованность списания МПЗ), на основании которых списаны материалы на производство.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Оценка налоговых расходов Российской Федерации осуществляется ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)2. Оценка налоговых расходов Российской Федерации осуществляется ежегодно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья: Особенности правового регулирования налоговых расходов в Российской Федерации
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Бюджетный кодекс Российской Федерации также рекомендует ежегодно проводить оценку налоговых расходов, а также при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации принимать такую оценку к сведению.
(Мичурина Ю.П.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Бюджетный кодекс Российской Федерации также рекомендует ежегодно проводить оценку налоговых расходов, а также при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации принимать такую оценку к сведению.
Статья: Институт налоговых расходов бюджета в системе реализации социальных функций государства
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Правовое закрепление оценки эффективности налоговых расходов также демонстрирует потребность в правильном использовании терминологии. Так, законодатель видит потребность в проведении оценки бюджетной эффективности налоговых расходов в рамках оценки эффективности налоговых расходов бюджета. Несмотря на то, что сама процедура оценки бюджетной эффективности налоговых расходов значима, поскольку позволяет провести сравнительный анализ результативности предоставления льгот в случае предоставления и/или планируемого предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и/или целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, включающий сравнение объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и/или планируемого предоставления льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и/или целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов), а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации, для ее обозначения требуется несколько иное наименование, не имеющее внутри себя смешения до неузнаваемости. В качестве такого наименования можно предложить "оценка сравнительного преимущества альтернативного механизма (расхода)".
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Правовое закрепление оценки эффективности налоговых расходов также демонстрирует потребность в правильном использовании терминологии. Так, законодатель видит потребность в проведении оценки бюджетной эффективности налоговых расходов в рамках оценки эффективности налоговых расходов бюджета. Несмотря на то, что сама процедура оценки бюджетной эффективности налоговых расходов значима, поскольку позволяет провести сравнительный анализ результативности предоставления льгот в случае предоставления и/или планируемого предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и/или целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, включающий сравнение объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, и объемов предоставленных льгот в случае предоставления и/или планируемого предоставления льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Российской Федерации и/или целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации, на 1 рубль налоговых расходов Российской Федерации и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов), а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации, для ее обозначения требуется несколько иное наименование, не имеющее внутри себя смешения до неузнаваемости. В качестве такого наименования можно предложить "оценка сравнительного преимущества альтернативного механизма (расхода)".