Протокол конфликт интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол конфликт интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 182 ГК РФЛицо без доверенности признается представителем, если его полномочия отражены в протоколе заседания жилищной комиссии войсковой части, утвержденном ее командиром >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Отказ победителя (второго или иного участника закупки) от заключения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Общество указывает, что им была получена информация о том, что Заказчик инициировал проверку на предмет возможного конфликта интересов между ним и ООО... по мотиву того, что его директор является бывшим супругом сотрудницы, занимающей должность главного специалиста... отдела.
(КонсультантПлюс, 2025)Общество указывает, что им была получена информация о том, что Заказчик инициировал проверку на предмет возможного конфликта интересов между ним и ООО... по мотиву того, что его директор является бывшим супругом сотрудницы, занимающей должность главного специалиста... отдела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конфликт интересов и его типовые ситуации на службе в уголовно-исполнительной системе
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Разбору неоднозначных ситуаций в данной сфере посвящен Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, утвержденный Президиумом Верховного Суда 28 сентября 2016 г. Так, обязательным условием заключения государственного контракта является заполнение в письменной форме декларации об отсутствии конфликта интересов (в соответствии с положениями п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), которые участвуют в закупке и влияют на ее процедуру и результат. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов. Участник закупки должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя. То, что участник закупки соответствует требованиям в момент выявления победителя, не имеет правового значения, если в момент подачи заявки для участия в электронном аукционе он не соответствовал этим требованиям. Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик - отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок. Государственный контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Понуждение заказчика к исполнению контракта не допускается, если после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. В указанном случае отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.
(Хамизова С.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Разбору неоднозначных ситуаций в данной сфере посвящен Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, утвержденный Президиумом Верховного Суда 28 сентября 2016 г. Так, обязательным условием заключения государственного контракта является заполнение в письменной форме декларации об отсутствии конфликта интересов (в соответствии с положениями п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, но и в отношении должностных лиц (в частности, их заместителей), которые участвуют в закупке и влияют на ее процедуру и результат. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии между заказчиком и участником закупки конфликта интересов. Участник закупки должен соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ с момента подачи им заявки на участие в электронном аукционе и до момента выявления победителя. То, что участник закупки соответствует требованиям в момент выявления победителя, не имеет правового значения, если в момент подачи заявки для участия в электронном аукционе он не соответствовал этим требованиям. Комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а заказчик - отказаться от заключения контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента обнаружения между участником закупки и заказчиком конфликта интересов. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок. Государственный контракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Понуждение заказчика к исполнению контракта не допускается, если после заключения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. В указанном случае отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Окончательное решение принимает руководитель госоргана. Он сообщает об этом в комиссию в течение 30 дней со дня получения протокола (п. 34 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
(КонсультантПлюс, 2025)Окончательное решение принимает руководитель госоргана. Он сообщает об этом в комиссию в течение 30 дней со дня получения протокола (п. 34 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)8. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)8. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана принять решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика без повторного рассмотрения вторых частей заявок.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 N 256
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"ж) обеспечения работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (включая автоматизированное формирование состава, порядка работы и протоколов заседания комиссии, учет результатов работы комиссии);
(ред. от 01.11.2025)
"О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации"ж) обеспечения работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (включая автоматизированное формирование состава, порядка работы и протоколов заседания комиссии, учет результатов работы комиссии);
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)<3> Основание: протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; поводы для проведения проверки - различны.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)<3> Основание: протокол заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; поводы для проведения проверки - различны.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)На основании вышеуказанного факта закупочная комиссия 16 октября отменила протокол подведения итогов и отклонила заявку участника закупки, чтобы не допустить ситуации прямой зависимости и влияния выполнения работ по ремонту кабинетов в отделе полиции на расследование уголовного дела, избежать возникновения конфликта интересов и попыток манипулирования должностными лицами.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)На основании вышеуказанного факта закупочная комиссия 16 октября отменила протокол подведения итогов и отклонила заявку участника закупки, чтобы не допустить ситуации прямой зависимости и влияния выполнения работ по ремонту кабинетов в отделе полиции на расследование уголовного дела, избежать возникновения конфликта интересов и попыток манипулирования должностными лицами.
Статья: Административно-правовое регулирование работы в организациях, наделенных государственно-властными полномочиями, как атрибут публичного управления
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<13> См., например: Политика Группы компаний ПАО "Сбербанк" по управлению конфликтом интересов. Утверждена Наблюдательным советом ПАО "Сбербанк" 15 февраля 2019 г. (протокол N 4). Документ опубликован не был.
(Россинский Б.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)<13> См., например: Политика Группы компаний ПАО "Сбербанк" по управлению конфликтом интересов. Утверждена Наблюдательным советом ПАО "Сбербанк" 15 февраля 2019 г. (протокол N 4). Документ опубликован не был.
Статья: Саморегулирование и конфликт интересов: онтологические предпосылки и особенности правового регулирования
(Филатова У.Б.)
("Гражданское право", 2024, N 4)В таких актах более детально регламентируются как отдельные случаи, способные повлечь конфликт интересов, так и виды ответственности, применяемые к лицу, допустившему конфликт интересов или создавшему к тому предпосылки. Например, пункт 11 Правил профессиональной этики работников СРО "Национальная финансовая ассоциация" устанавливает, что работникам СРО НФА не следует принимать и/или вручать подарки, вознаграждения, призы, а равно принимать и оказывать разнообразные знаки внимания, услуги (далее - подарки), получение или вручение которых может способствовать возникновению конфликта интересов <13>. Вручение подарков стоимостью не выше допустимой законодательством РФ позволительно, если это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто и при этом ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии.
(Филатова У.Б.)
("Гражданское право", 2024, N 4)В таких актах более детально регламентируются как отдельные случаи, способные повлечь конфликт интересов, так и виды ответственности, применяемые к лицу, допустившему конфликт интересов или создавшему к тому предпосылки. Например, пункт 11 Правил профессиональной этики работников СРО "Национальная финансовая ассоциация" устанавливает, что работникам СРО НФА не следует принимать и/или вручать подарки, вознаграждения, призы, а равно принимать и оказывать разнообразные знаки внимания, услуги (далее - подарки), получение или вручение которых может способствовать возникновению конфликта интересов <13>. Вручение подарков стоимостью не выше допустимой законодательством РФ позволительно, если это является частью официального протокольного мероприятия и происходит публично, открыто и при этом ситуация не вызывает сомнения в честности и бескорыстии.
Форма: Ответ на требование (запрос) прокуратуры для случая вашего отказа в предоставлении ей документов или информации (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о конфликте интересов, утв. общим собранием участников ООО "ПРОГРЕСС", протокол 10/06-19 от 12.07.2019;
(КонсультантПлюс, 2025)Положение о конфликте интересов, утв. общим собранием участников ООО "ПРОГРЕСС", протокол 10/06-19 от 12.07.2019;
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- наличие конфликта интересов у и.о. директора МУП при заключении договора с предпринимателем также подтверждено протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ГО и урегулированию конфликта интересов. Однако, согласие Администрации как работодателя на заключение данного договора не было получено <1>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)- наличие конфликта интересов у и.о. директора МУП при заключении договора с предпринимателем также подтверждено протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации ГО и урегулированию конфликта интересов. Однако, согласие Администрации как работодателя на заключение данного договора не было получено <1>.
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Из Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции следует, что согласно частям 1, 2 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Основанием к вынесению приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания явился протокол N 4 заседания аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 22 ноября 2019 г., назначенного по факту совершения Е.О. дисциплинарного проступка, и иные материалы проверки. Таким образом, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания за совершение правонарушения ответчиком соблюден, а сам факт совершения истцом правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)Из Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции следует, что согласно частям 1, 2 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Основанием к вынесению приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания явился протокол N 4 заседания аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от 22 ноября 2019 г., назначенного по факту совершения Е.О. дисциплинарного проступка, и иные материалы проверки. Таким образом, порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания за совершение правонарушения ответчиком соблюден, а сам факт совершения истцом правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств.
Статья: Независимость аудиторов: что надо знать аудируемому лицу
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)<1> Приложение к Протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21.05.2019 N 47.
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 3)<1> Приложение к Протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21.05.2019 N 47.
Статья: Проблемы обеспечения состязательности по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Администратор суда", 2021, NN 3, 4)Еще одним вариантом решения проблемы в контексте действующих норм могло бы быть наделение родственников статусом представителей госпитализированного лица. По крайней мере в случае, если в ходе заседания с участием всех указанных лиц суд установит факт совпадения интереса самого лица и его родственников в прекращении госпитализации, при ясно выраженном намерении такого лица поручить защиту своих прав родным, возможно признание за родственниками статуса представителя наряду с представителем, имеющим высшее юридическое образование. При этом полагаем, что, учитывая сложности для лица в поиске представителя с высшим юридическим образованием и оформлении доверенности (вышеописанный "конфликт интересов" у руководителя учреждения <6>) при нахождении в стационаре, подобрать такого представителя лицо своим заявлением под протокол может поручить родственникам от их собственного имени. Отметим, что возможности участия в деле в качестве представителей лиц, не имеющих юридического образования, наряду с представителем, такое образование имеющим, не отрицает сам Конституционный Суд РФ <7>. Такое представительство родственников направлено лишь на временное (на период рассмотрения дела) восполнение процессуальной правосубъектности госпитализированного лица, которую он не имеет объективной, реальной, а не формальной, возможности реализовать.
(Смагина Е.С., Чупилин Д.А.)
("Администратор суда", 2021, NN 3, 4)Еще одним вариантом решения проблемы в контексте действующих норм могло бы быть наделение родственников статусом представителей госпитализированного лица. По крайней мере в случае, если в ходе заседания с участием всех указанных лиц суд установит факт совпадения интереса самого лица и его родственников в прекращении госпитализации, при ясно выраженном намерении такого лица поручить защиту своих прав родным, возможно признание за родственниками статуса представителя наряду с представителем, имеющим высшее юридическое образование. При этом полагаем, что, учитывая сложности для лица в поиске представителя с высшим юридическим образованием и оформлении доверенности (вышеописанный "конфликт интересов" у руководителя учреждения <6>) при нахождении в стационаре, подобрать такого представителя лицо своим заявлением под протокол может поручить родственникам от их собственного имени. Отметим, что возможности участия в деле в качестве представителей лиц, не имеющих юридического образования, наряду с представителем, такое образование имеющим, не отрицает сам Конституционный Суд РФ <7>. Такое представительство родственников направлено лишь на временное (на период рассмотрения дела) восполнение процессуальной правосубъектности госпитализированного лица, которую он не имеет объективной, реальной, а не формальной, возможности реализовать.