Прокурор жкх
Подборка наиболее важных документов по запросу Прокурор жкх (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 329 "Постановление суда апелляционной инстанции" ГПК РФ"Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявителем не доказано оказание услуги "содержание жилого помещение" ненадлежащего качества, однако в нарушение ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом указанных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации не мотивировал надлежащим образом - почему суд апелляционной инстанции не принимает в качестве доказательства этому обстоятельству вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Орска от 26 сентября 2019 года по делу N по иску прокурора Советского района г. Орска, действующего в интересах М., к ООО "Реформа ЖКХ" о понуждении устранить нарушения жилищного законодательства, установившее, по мнению заявителя, оказание услуги "содержание жилого помещения" ненадлежащего качества. При этом, суд первой инстанции основывал свои выводы об удовлетворении исковых требований именно на данном решении."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предостережение прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...Посчитав, что ограничение поставки газа повлечет невозможность предоставления ООО... коммунальных услуг добросовестным потребителям и, соответственно, нарушение их жилищных прав... заместитель... прокурора посчитал необходимым предупредить заместителя генерального директора... ООО "Г" о недопустимости нарушения закона и о возможном привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
(КонсультантПлюс, 2025)...Посчитав, что ограничение поставки газа повлечет невозможность предоставления ООО... коммунальных услуг добросовестным потребителям и, соответственно, нарушение их жилищных прав... заместитель... прокурора посчитал необходимым предупредить заместителя генерального директора... ООО "Г" о недопустимости нарушения закона и о возможном привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), по статье 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Состояние законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и работа прокуроров
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6)"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 6
Статья: Работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции в 2022 году
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)При осуществлении надзорной деятельности особое внимание прокуроры уделяли бюджетной сфере, сферам жилищно-коммунального хозяйства и природопользования, реализации национальных проектов, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Акцентировалось внимание на выявлении и пресечении фактов "откатов", хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний, на законности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и другими ограниченными ресурсами.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2023, N 5)При осуществлении надзорной деятельности особое внимание прокуроры уделяли бюджетной сфере, сферам жилищно-коммунального хозяйства и природопользования, реализации национальных проектов, сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части предотвращения конфликта интересов и нарушений, связанных с заключением государственных (муниципальных) контрактов с юридическими лицами, привлеченными к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Акцентировалось внимание на выявлении и пресечении фактов "откатов", хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний, на законности распоряжения государственным и муниципальным имуществом, земельными участками и другими ограниченными ресурсами.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.10.2025 N АПЛ25-286
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 08.07.2025 N АКПИ25-236, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приложения N 7 к ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312>Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя товарищества собственников недвижимости "Гагарина 6" С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карпова К.Н., считавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 08.07.2025 N АКПИ25-236, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приложения N 7 к ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312>Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснения представителя товарищества собственников недвижимости "Гагарина 6" С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карпова К.Н., считавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27.06.2024 N АПЛ24-231
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 11.04.2024 N АКПИ24-33, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 17 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утв. приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр>Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 11.04.2024 N АКПИ24-33, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 17 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утв. приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр>Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Клевцовой Е.А., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Статья: Место прокуратуры Российской Федерации в системе финансовых правоотношений
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)В сфере ЖКХ регулирование осуществляется Приказом Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 N 140 <5>. Прокуроры обязаны осуществлять надзор непосредственно за освоением средств бюджета на обеспечение реализации мероприятий ЖКХ, включая выполнение мероприятий в рамках госпрограмм и муниципальных программ, грантов на осуществление переданных госполномочий.
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)В сфере ЖКХ регулирование осуществляется Приказом Генерального прокурора РФ от 03.03.2017 N 140 <5>. Прокуроры обязаны осуществлять надзор непосредственно за освоением средств бюджета на обеспечение реализации мероприятий ЖКХ, включая выполнение мероприятий в рамках госпрограмм и муниципальных программ, грантов на осуществление переданных госполномочий.
Статья: Применение прокурором механизма судебной защиты прав уволенных лиц
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)Так, прокурором Кайтагского района Республики Дагестан 19 января 2018 г. в адрес муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Кайтагского района принесен протест об отмене приказов об увольнении А.Б.М. и А.С.Б. от 14 и 17 апреля 2017 г. соответственно. После отклонения работодателем акта прокурорского реагирования прокурор в интересах указанных граждан обратился в суд с исковыми заявлениями о восстановлении их на работе (дела объединены судом в одно производство).
(Маматов М.В., Кремнева Е.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 7)Так, прокурором Кайтагского района Республики Дагестан 19 января 2018 г. в адрес муниципального унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" Кайтагского района принесен протест об отмене приказов об увольнении А.Б.М. и А.С.Б. от 14 и 17 апреля 2017 г. соответственно. После отклонения работодателем акта прокурорского реагирования прокурор в интересах указанных граждан обратился в суд с исковыми заявлениями о восстановлении их на работе (дела объединены судом в одно производство).
Статья: Участие публично-правовых образований в цивилистическом процессе: актуальные проблемы
(Михайлова Е.В.)
("Юрист", 2024, N 6)Показателен следующий пример из судебной практики. "Федеральная налоговая служба России в лице территориального Управления обратилась в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию о признании несостоятельным (банкротом). Одновременно акционерное общество также обратилось с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) указанного унитарного предприятия и установлении требований в реестр. Определением суда Федеральной налоговой службе России в лице Управления было отказано во введении наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия, заявление Федеральной налоговой службы России в лице Управления о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия оставлено без рассмотрения. Напротив, заявление акционерного общества о признании данного муниципального унитарного предприятия было удовлетворено. В судебном заседании от первого заместителя прокурора области поступило заявление о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратуры области. В обоснование заявления было указано, что решение вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, являющегося гарантирующей организацией, обеспечивающей население городского округа, социальных и бытовых объектов, предприятий и организаций холодным водоснабжением и водоотведением, затрагивает интересы муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Судом данное ходатайство было удовлетворено" <11>. Как видно, прокурор занял процессуальный статус третьего лица, что предполагает наделение его всеми соответствующими процессуальными правами и обязанностями, которых он был бы лишен в случае привлечения его в дело в целях дачи заключения. В то же время очевидно, что интерес прокурора области и интерес муниципального образования является общим, но каждый из них действует в самостоятельном процессуальном статусе.
(Михайлова Е.В.)
("Юрист", 2024, N 6)Показателен следующий пример из судебной практики. "Федеральная налоговая служба России в лице территориального Управления обратилась в арбитражный суд с заявлением к муниципальному унитарному предприятию о признании несостоятельным (банкротом). Одновременно акционерное общество также обратилось с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) указанного унитарного предприятия и установлении требований в реестр. Определением суда Федеральной налоговой службе России в лице Управления было отказано во введении наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия, заявление Федеральной налоговой службы России в лице Управления о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия оставлено без рассмотрения. Напротив, заявление акционерного общества о признании данного муниципального унитарного предприятия было удовлетворено. В судебном заседании от первого заместителя прокурора области поступило заявление о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора прокуратуры области. В обоснование заявления было указано, что решение вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, являющегося гарантирующей организацией, обеспечивающей население городского округа, социальных и бытовых объектов, предприятий и организаций холодным водоснабжением и водоотведением, затрагивает интересы муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Судом данное ходатайство было удовлетворено" <11>. Как видно, прокурор занял процессуальный статус третьего лица, что предполагает наделение его всеми соответствующими процессуальными правами и обязанностями, которых он был бы лишен в случае привлечения его в дело в целях дачи заключения. В то же время очевидно, что интерес прокурора области и интерес муниципального образования является общим, но каждый из них действует в самостоятельном процессуальном статусе.
Статья: Вопросы реализации прокурорами полномочий по обеспечению законности при организации контрольными органами проверок в жилищной сфере
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)К примеру, в результате мониторинга данной системы вскрыты факты проведения региональным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства внеплановых проверок исполнения ранее выданного предписания без санкции прокурора. На основании представления прокурора результаты незаконных мероприятий отменены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
(Полякова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)К примеру, в результате мониторинга данной системы вскрыты факты проведения региональным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства внеплановых проверок исполнения ранее выданного предписания без санкции прокурора. На основании представления прокурора результаты незаконных мероприятий отменены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
Статья: Некоторые вопросы участия публичных образований в арбитражном процессе России
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Так, арбитражный суд рассматривал дело о признании муниципального унитарного предприятия несостоятельным (банкротом). В судебном заседании от первого заместителя прокурора области поступило заявление о привлечении прокуратуры области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Ходатайство было обусловлено тем, что решение вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, являющегося гарантирующей организацией, обеспечивающей население городского округа, социальных и бытовых объектов, предприятий и организаций холодным водоснабжением и водоотведением, затрагивает интересы муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Суд данное ходатайство удовлетворил <6>, поскольку прокурор правомерно занял процессуальный статус третьего лица, что предполагает наделение его всеми соответствующими процессуальными правами и обязанностями, которых он был бы лишен в случае привлечения его в дело в целях дачи заключения.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Так, арбитражный суд рассматривал дело о признании муниципального унитарного предприятия несостоятельным (банкротом). В судебном заседании от первого заместителя прокурора области поступило заявление о привлечении прокуратуры области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Ходатайство было обусловлено тем, что решение вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, являющегося гарантирующей организацией, обеспечивающей население городского округа, социальных и бытовых объектов, предприятий и организаций холодным водоснабжением и водоотведением, затрагивает интересы муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Суд данное ходатайство удовлетворил <6>, поскольку прокурор правомерно занял процессуальный статус третьего лица, что предполагает наделение его всеми соответствующими процессуальными правами и обязанностями, которых он был бы лишен в случае привлечения его в дело в целях дачи заключения.
Статья: Реализация полномочий органов местного самоуправления в земельных отношениях: анализ судебной практики
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Нарушения в деятельности муниципальных органов допускаются и при реализации их природоохранных полномочий. Они сконцентрированы в рамках институтов охраны земель и земельного контроля. Должностные лица муниципального земельного контроля могут проявлять бездействие, тем самым создавая угрозу для сбережения земли как природного объекта. Решением Суджанского районного суда Курской области от 19 февраля 2020 г. по делу N 2А-51/2020 <8> иск прокурора г. Суджи к администрации МО "Суджанский район" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по проведению мероприятия по муниципальному земельному контролю был удовлетворен. Суд признал результаты прокурорской проверки, которая установила, что границы земельного участка, используемого МУП ЖКХ г. Суджи для складирования твердых отходов, выходят за границы, которые определены в базе данных Росреестра Курской области.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Нарушения в деятельности муниципальных органов допускаются и при реализации их природоохранных полномочий. Они сконцентрированы в рамках институтов охраны земель и земельного контроля. Должностные лица муниципального земельного контроля могут проявлять бездействие, тем самым создавая угрозу для сбережения земли как природного объекта. Решением Суджанского районного суда Курской области от 19 февраля 2020 г. по делу N 2А-51/2020 <8> иск прокурора г. Суджи к администрации МО "Суджанский район" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по проведению мероприятия по муниципальному земельному контролю был удовлетворен. Суд признал результаты прокурорской проверки, которая установила, что границы земельного участка, используемого МУП ЖКХ г. Суджи для складирования твердых отходов, выходят за границы, которые определены в базе данных Росреестра Курской области.
Статья: Правовые проблемы публичного управления и регулирования предпринимательской деятельности в строительстве
(Макаров О.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Обращает на себя внимание компетенция уполномоченного государственного органа по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения строительных ресурсов), архитектуры, градостроительства, установленная Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 (ред. 13.10.2022) "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" <7>. В некоторых случаях указанное Постановление и Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставляют данному Министерству почти прокурорские полномочия, в других случаях - вообще молчат. Пункт 5.4.9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 ноября 2013 г. (в ред. от 13.10.2022) предоставляет Министерству право осуществлять государственный контроль за соблюдением органами государственной власти РФ градостроительного законодательства (за исключением территориального планирования), включая такие подвиды контроля, как контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ градостроительному законодательству РФ, контроль за соблюдением сроков приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным градостроительным законодательством и контроль за соблюдением градостроительных процедур.
(Макаров О.В.)
("Хозяйство и право", 2023, N 7)Обращает на себя внимание компетенция уполномоченного государственного органа по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (включая вопросы применения строительных ресурсов), архитектуры, градостроительства, установленная Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 (ред. 13.10.2022) "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" <7>. В некоторых случаях указанное Постановление и Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства предоставляют данному Министерству почти прокурорские полномочия, в других случаях - вообще молчат. Пункт 5.4.9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 ноября 2013 г. (в ред. от 13.10.2022) предоставляет Министерству право осуществлять государственный контроль за соблюдением органами государственной власти РФ градостроительного законодательства (за исключением территориального планирования), включая такие подвиды контроля, как контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ градостроительному законодательству РФ, контроль за соблюдением сроков приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным градостроительным законодательством и контроль за соблюдением градостроительных процедур.
Статья: Цифровая экономика и цифровизация как предпосылки трансформации прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)В ходе осуществления надзора за исполнением законов прокуроры все чаще прибегают к использованию цифровых сервисов для выявления нарушений закона (ГИИС "Электронный бюджет, ЕИС "Закупки", ГИС "ЖКХ" и др.), в рассмотрении дел судами прокуроры участвуют посредством видео-конференц-связи. Данная технология также применяется при координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 3)В ходе осуществления надзора за исполнением законов прокуроры все чаще прибегают к использованию цифровых сервисов для выявления нарушений закона (ГИИС "Электронный бюджет, ЕИС "Закупки", ГИС "ЖКХ" и др.), в рассмотрении дел судами прокуроры участвуют посредством видео-конференц-связи. Данная технология также применяется при координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В другом деле был удовлетворен иск заместителя прокурора области к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Великие Луки" и предпринимателю Нефедову о признании недействительными торгов на право заключения контракта на устройство детской площадки в парковой зоне, заключенного по их результатам муниципального контракта и применении последствий недействительности сделки.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В другом деле был удовлетворен иск заместителя прокурора области к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Великие Луки" и предпринимателю Нефедову о признании недействительными торгов на право заключения контракта на устройство детской площадки в парковой зоне, заключенного по их результатам муниципального контракта и применении последствий недействительности сделки.
Статья: Совершенствование деятельности прокурора по предотвращению несчастных случаев с детьми на объектах, имеющих потенциальную опасность
(Карпышева Ю.О., Сенотрусова Е.М.)
("Законность", 2023, N 4)Существенно реже при формировании реестра учитываются внутренние источники информации, т.е. данные, имеющиеся непосредственно в прокуратуре, в частности материалы гражданских и уголовных дел, протоколы о привлечении к административной ответственности, обращения граждан, материалы проверок исполнения градостроительного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, акты прокурорского реагирования (об этом заявили 10 лиц, ведущих соответствующие реестры).
(Карпышева Ю.О., Сенотрусова Е.М.)
("Законность", 2023, N 4)Существенно реже при формировании реестра учитываются внутренние источники информации, т.е. данные, имеющиеся непосредственно в прокуратуре, в частности материалы гражданских и уголовных дел, протоколы о привлечении к административной ответственности, обращения граждан, материалы проверок исполнения градостроительного законодательства, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, акты прокурорского реагирования (об этом заявили 10 лиц, ведущих соответствующие реестры).