Производство по делу о налоговом правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Производство по делу о налоговом правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, письменные пояснения свидетеля, заверенные нотариусом, не могут быть использованы при производстве по делу о налоговом правонарушении, поскольку содержащиеся в них сведения должны быть проверены в установленном порядке, регламентирующем получение свидетельских показаний для гарантии достоверности этого вида доказательств. Налогоплательщик указал, что налоговым органом не учтены пояснения свидетеля при проведении проверки. Суд, отклоняя доводы налогоплательщика, указал, что указанные пояснения рассмотрены руководителем налогового органа в присутствии представителей налогоплательщика и оценены в оспариваемом решении.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогового органа, письменные пояснения свидетеля, заверенные нотариусом, не могут быть использованы при производстве по делу о налоговом правонарушении, поскольку содержащиеся в них сведения должны быть проверены в установленном порядке, регламентирующем получение свидетельских показаний для гарантии достоверности этого вида доказательств. Налогоплательщик указал, что налоговым органом не учтены пояснения свидетеля при проведении проверки. Суд, отклоняя доводы налогоплательщика, указал, что указанные пояснения рассмотрены руководителем налогового органа в присутствии представителей налогоплательщика и оценены в оспариваемом решении.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)К вопросу о юридическом значении сроков,
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)К вопросу о юридическом значении сроков,
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ
(ред. от 09.03.2022)
"О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 3 части 1 настоящей статьи, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).
(ред. от 09.03.2022)
"О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3) не начато производство по делу о соответствующем налоговом правонарушении, освобождение от ответственности за которое предусмотрено пунктом 3 части 1 настоящей статьи, и (или) не была начата выездная налоговая проверка (проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
Готовое решение: Получение до 31 декабря 2022 г. включительно отсрочки или рассрочки по уплате налогов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2022)идет производство по делу о налоговых нарушениях у вашей организации или возбуждено уголовное дело о нарушениях по налогам и сборам;
(КонсультантПлюс, 2022)идет производство по делу о налоговых нарушениях у вашей организации или возбуждено уголовное дело о нарушениях по налогам и сборам;
Ситуация: Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов и (или) задолженности по уплате налогов для физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в отношении вас проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в отношении вас проводится производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов;
Готовое решение: Как организации получить инвестиционный налоговый кредит (в 2022 г. и предыдущих периодах)
(КонсультантПлюс, 2022)идет производство по делу о налоговых нарушениях у вашей организации или возбуждено уголовное дело о нарушениях по налогам и сборам;
(КонсультантПлюс, 2022)идет производство по делу о налоговых нарушениях у вашей организации или возбуждено уголовное дело о нарушениях по налогам и сборам;
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пояснения капитана, заверенные нотариусом, не могут использоваться при производстве по делу о налоговом правонарушении, поскольку содержащиеся в них сведения подлежат проверке путем получения свидетельских показаний.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Пояснения капитана, заверенные нотариусом, не могут использоваться при производстве по делу о налоговом правонарушении, поскольку содержащиеся в них сведения подлежат проверке путем получения свидетельских показаний.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Границы отношений указанного вида, входящих в предмет налогового права, помогает очертить ст. 10 НК РФ. В ней отмечается, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Таким образом, ключевым для определения рассматриваемой совокупности общественных отношений становится понятие налогового правонарушения, содержащееся в ст. 106 НК РФ. Им признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)5. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Границы отношений указанного вида, входящих в предмет налогового права, помогает очертить ст. 10 НК РФ. В ней отмечается, что порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14, 15 НК РФ. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством РФ об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством РФ. Таким образом, ключевым для определения рассматриваемой совокупности общественных отношений становится понятие налогового правонарушения, содержащееся в ст. 106 НК РФ. Им признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, соглашаясь с такой процессуальной возможностью, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 17.07.2018 N 307-КГ18-1836 на этот счет указала, что решение вышестоящего налогового органа неразрывно связано с решением налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оба названных решения приняты в рамках одного производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах, возбужденного по результатам налоговой проверки. Из основания заявленного требования следует, что налогоплательщик был не согласен именно с результатами налоговой проверки, в связи с чем следует исходить из того, что посредством предъявления требования об оспаривании решения вышестоящего налогового органа налогоплательщик фактически одновременно поставил и вопрос о законности решения инспекции.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, соглашаясь с такой процессуальной возможностью, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в Определении от 17.07.2018 N 307-КГ18-1836 на этот счет указала, что решение вышестоящего налогового органа неразрывно связано с решением налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оба названных решения приняты в рамках одного производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах, возбужденного по результатам налоговой проверки. Из основания заявленного требования следует, что налогоплательщик был не согласен именно с результатами налоговой проверки, в связи с чем следует исходить из того, что посредством предъявления требования об оспаривании решения вышестоящего налогового органа налогоплательщик фактически одновременно поставил и вопрос о законности решения инспекции.
Статья: Налоговая оговорка как гражданско-правовой инструмент снижения финансовых рисков
(Савченко М.М.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)В любом случае ст. 406.1 ГК РФ для взыскания убытков требует наличия имущественных потерь, бремя доказывания которых лежит на взыскателе. Суммы налогов, дополнительно начисленные по причинам, относящимися к деятельности третьих лиц, будут являться такими убытками только в том случае, если их наличие подтверждено. Формальным подтверждением начисленных дополнительно сумм налогов является документ, составленный налоговым органом по результатам налоговой проверки. Однако существующая процедура производства по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренная НК РФ, не делает акт проверки окончательным вердиктом: по результатам проведенной проверки налогоплательщик может представить объяснения и возражения, а далее - решение, вынесенное налоговым органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке, а затем - в суде в нескольких инстанциях. Очевидно, что у лица, имеющего право предъявить к взысканию убытки, нет мотивации активно возражать по проведенной проверке и участвовать в дальнейших судебных разбирательствах с налоговым органом.
(Савченко М.М.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)В любом случае ст. 406.1 ГК РФ для взыскания убытков требует наличия имущественных потерь, бремя доказывания которых лежит на взыскателе. Суммы налогов, дополнительно начисленные по причинам, относящимися к деятельности третьих лиц, будут являться такими убытками только в том случае, если их наличие подтверждено. Формальным подтверждением начисленных дополнительно сумм налогов является документ, составленный налоговым органом по результатам налоговой проверки. Однако существующая процедура производства по делам о налоговых правонарушениях, предусмотренная НК РФ, не делает акт проверки окончательным вердиктом: по результатам проведенной проверки налогоплательщик может представить объяснения и возражения, а далее - решение, вынесенное налоговым органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке, а затем - в суде в нескольких инстанциях. Очевидно, что у лица, имеющего право предъявить к взысканию убытки, нет мотивации активно возражать по проведенной проверке и участвовать в дальнейших судебных разбирательствах с налоговым органом.
Статья: Внепроцессуальные формы административной деятельности органов публичной администрации
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Рассмотрение можно начать с анализа форм контрольно-надзорной деятельности. Так, классическим вариантом сочетания в одной норме права внепроцессуальных и процессуальных норм является ст. 87 НК РФ, закрепляющая два вида налоговых проверок. Только выездная налоговая проверка соответствует всем признакам процессуальной формы, камеральная проверка не соответствует признаку стадийности и не заканчивается итоговым документом. Она может формализоваться при выявлении в ходе проверки налоговой декларации нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ). В таком случае проверка трансформируется в предварительный этап, результат которого является основанием для реализации процессуальной формы - производства по делу о налоговом правонарушении (ст. 101.4 НК РФ).
(Калинина Л.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Рассмотрение можно начать с анализа форм контрольно-надзорной деятельности. Так, классическим вариантом сочетания в одной норме права внепроцессуальных и процессуальных норм является ст. 87 НК РФ, закрепляющая два вида налоговых проверок. Только выездная налоговая проверка соответствует всем признакам процессуальной формы, камеральная проверка не соответствует признаку стадийности и не заканчивается итоговым документом. Она может формализоваться при выявлении в ходе проверки налоговой декларации нарушений (п. 5 ст. 88 НК РФ). В таком случае проверка трансформируется в предварительный этап, результат которого является основанием для реализации процессуальной формы - производства по делу о налоговом правонарушении (ст. 101.4 НК РФ).