Производство пива налогообложение
Подборка наиболее важных документов по запросу Производство пива налогообложение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 187 "Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По результатам проверки за 2017 - 2019 годы налоговый орган пришел к выводу о неотражении (занижении) обществом выручки от реализации произведенной и не учтенной в регистрах бухгалтерского учета продукции (пива). Основой для данного вывода послужил акт проверки Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, составленный в отношении общества в 2021 году, в котором отражено расхождение между информацией об объеме произведенного пива, указанной в отчетах о производстве пива, и информацией, переданной через ЕГАИС. Налоговый орган также ссылался на наличие у общества технической возможности для производства вменяемого объема алкогольной продукции; в частности, инспекция указывала на факты неравномерного использования производственных мощностей в части потребления электроэнергии и воды в 2017 году по сравнению с 2018 - 2019 годами, а также на приобретение налогоплательщиком неучтенного солода и сахара через подконтрольных контрагентов. Суд отклонил приведенные доводы, поскольку акт, на который ссылается инспекция, был составлен в более поздний период, в то время как скрытая реализация вменена налогоплательщику за 2017 год. Также суд отметил, что имеющиеся в материалах дела доказательства не подтверждают, что у общества в 2017 году имелась техническая возможность для производства значительного объема алкогольной продукции и его скрытой реализации, данные о водопотреблении и водоотведении налогоплательщика не могут свидетельствовать о том, что ресурсы израсходованы для дополнительного производства алкогольной продукции (пива). Инспекция не представила бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих реализацию обществом продукции (пива) в объемах, превышающих показатели, отраженные в налоговой отчетности. Суд также отметил, что налоговым органом не исследованы вопросы, касающиеся приобретения обществом хмеля, колера, необходимых для производства пива, а также тары (банок, бутылок), крышек, колпачков, этикеток для фасовки произведенной продукции, притом что с учетом специфики производимой обществом продукции она может быть отгружена покупателям только в расфасованном виде. Суд признал доначисление акциза необоснованным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")По результатам проверки за 2017 - 2019 годы налоговый орган пришел к выводу о неотражении (занижении) обществом выручки от реализации произведенной и не учтенной в регистрах бухгалтерского учета продукции (пива). Основой для данного вывода послужил акт проверки Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, составленный в отношении общества в 2021 году, в котором отражено расхождение между информацией об объеме произведенного пива, указанной в отчетах о производстве пива, и информацией, переданной через ЕГАИС. Налоговый орган также ссылался на наличие у общества технической возможности для производства вменяемого объема алкогольной продукции; в частности, инспекция указывала на факты неравномерного использования производственных мощностей в части потребления электроэнергии и воды в 2017 году по сравнению с 2018 - 2019 годами, а также на приобретение налогоплательщиком неучтенного солода и сахара через подконтрольных контрагентов. Суд отклонил приведенные доводы, поскольку акт, на который ссылается инспекция, был составлен в более поздний период, в то время как скрытая реализация вменена налогоплательщику за 2017 год. Также суд отметил, что имеющиеся в материалах дела доказательства не подтверждают, что у общества в 2017 году имелась техническая возможность для производства значительного объема алкогольной продукции и его скрытой реализации, данные о водопотреблении и водоотведении налогоплательщика не могут свидетельствовать о том, что ресурсы израсходованы для дополнительного производства алкогольной продукции (пива). Инспекция не представила бесспорных и достаточных доказательств, подтверждающих реализацию обществом продукции (пива) в объемах, превышающих показатели, отраженные в налоговой отчетности. Суд также отметил, что налоговым органом не исследованы вопросы, касающиеся приобретения обществом хмеля, колера, необходимых для производства пива, а также тары (банок, бутылок), крышек, колпачков, этикеток для фасовки произведенной продукции, притом что с учетом специфики производимой обществом продукции она может быть отгружена покупателям только в расфасованном виде. Суд признал доначисление акциза необоснованным.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 182 "Объект налогообложения" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил акциз, сделав вывод, что налогоплательщик под видом безалкогольного пива реализовал алкогольное пиво. Налоговый орган установил, что налогоплательщик выпускал два вида пива: алкогольное по сортам и безалкогольное одного сорта, без конкретного фирменного наименования. Налоговый орган на основании анализа документов как самого налогоплательщика, так и его контрагентов установил, что согласно калькуляции себестоимости производства продукции налогоплательщик производил расчет себестоимости производства только одного сорта безалкогольной продукции, рецептура представлена только на один вид безалкогольного пива, в накладных на передачу готовой продукции в места хранения отражен один вид готовой продукции безалкогольного пива, на счете 43 отражена информация о выпуске только безалкогольного пива. При этом из свидетельских показаний работников следует, что большую часть производства составлял выпуск алкогольного пива, безалкогольное пиво производилось только одного сорта, из свидетельских показаний работников контрагентов налогоплательщика, которым поставлялось пиво, следует, что реализация безалкогольного пива марок, соответствующих маркам алкогольного пива, выпускаемого обществом в проверенном периоде, не производилась, на официальном сайте налогоплательщика размещены плакаты, содержащие рекламную информацию о сортах алкогольного пива производства общества, из сведений операторов фискальных данных лиц, осуществляющих розничную продажу продукции налогоплательщика, следует реализация им пива, название которого соответствовало ассортименту выпускаемого обществом алкогольного пива, согласно информации единственного поставщика этикеток и ярлыков налогоплательщика он не приобретал этикетки и ярлыки для безалкогольного пива, соответствующие маркам алкогольного пива. Фактически покупатели, приобретая у общества "безалкогольное пиво по сортам", реализовывали затем это пиво в розницу как "алкогольное пиво по сортам". Суд признал доказанным факт реализации алкогольного пива под видом безалкогольного, а доначисление акциза - правомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил акциз, сделав вывод, что налогоплательщик под видом безалкогольного пива реализовал алкогольное пиво. Налоговый орган установил, что налогоплательщик выпускал два вида пива: алкогольное по сортам и безалкогольное одного сорта, без конкретного фирменного наименования. Налоговый орган на основании анализа документов как самого налогоплательщика, так и его контрагентов установил, что согласно калькуляции себестоимости производства продукции налогоплательщик производил расчет себестоимости производства только одного сорта безалкогольной продукции, рецептура представлена только на один вид безалкогольного пива, в накладных на передачу готовой продукции в места хранения отражен один вид готовой продукции безалкогольного пива, на счете 43 отражена информация о выпуске только безалкогольного пива. При этом из свидетельских показаний работников следует, что большую часть производства составлял выпуск алкогольного пива, безалкогольное пиво производилось только одного сорта, из свидетельских показаний работников контрагентов налогоплательщика, которым поставлялось пиво, следует, что реализация безалкогольного пива марок, соответствующих маркам алкогольного пива, выпускаемого обществом в проверенном периоде, не производилась, на официальном сайте налогоплательщика размещены плакаты, содержащие рекламную информацию о сортах алкогольного пива производства общества, из сведений операторов фискальных данных лиц, осуществляющих розничную продажу продукции налогоплательщика, следует реализация им пива, название которого соответствовало ассортименту выпускаемого обществом алкогольного пива, согласно информации единственного поставщика этикеток и ярлыков налогоплательщика он не приобретал этикетки и ярлыки для безалкогольного пива, соответствующие маркам алкогольного пива. Фактически покупатели, приобретая у общества "безалкогольное пиво по сортам", реализовывали затем это пиво в розницу как "алкогольное пиво по сортам". Суд признал доказанным факт реализации алкогольного пива под видом безалкогольного, а доначисление акциза - правомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Каков порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции?
(Консультация эксперта, 2025)код (коды) причины постановки на учет в налоговом органе организации и ее обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
(Консультация эксперта, 2025)код (коды) причины постановки на учет в налоговом органе организации и ее обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
Вопрос: Как уплачиваются акцизы на пиво?
(Консультация эксперта, 2025)Согласно ст. 194 НК РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
(Консультация эксперта, 2025)Согласно ст. 194 НК РФ сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию РФ), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)5) код (коды) причины постановки на учет в налоговом органе организации и ее обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 02.09.2025)5) код (коды) причины постановки на учет в налоговом органе организации и ее обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
Федеральный закон от 03.04.2023 N 108-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"5) код (коды) причины постановки на учет в налоговом органе организации и ее обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
(ред. от 31.07.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"5) код (коды) причины постановки на учет в налоговом органе организации и ее обособленных подразделений, осуществляющих деятельность по производству пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
Вопрос: Какие требования установлены для осуществления оптовой торговли алкогольной продукцией?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством РФ о налогах и сборах;
Статья: Правовые средства регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России: понятие и виды
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)3. Сниженные требования к уставному капиталу юридических лиц. Например, для производства водки организациям необходимо иметь уставный капитал в размере 80 млн руб., тогда как на производителей вина или пива и напитков на его основе такое требование не распространяется (п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ).
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)3. Сниженные требования к уставному капиталу юридических лиц. Например, для производства водки организациям необходимо иметь уставный капитал в размере 80 млн руб., тогда как на производителей вина или пива и напитков на его основе такое требование не распространяется (п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ).
Вопрос: О представлении производителем алкогольной продукции извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза и банковских гарантий при закупке этилового спирта у одного поставщика.
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 03-13-05/63181)Согласно пункту 8 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин (кроме крепленых (ликерных) вин), виноматериалов (кроме крепленых вин наливом), плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением плодовых сброженных материалов, виноградного сусла, плодового сусла), обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено вышеназванным пунктом.
(Письмо Минфина России от 06.07.2023 N 03-13-05/63181)Согласно пункту 8 статьи 194 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство алкогольной продукции (за исключением вин (кроме крепленых (ликерных) вин), виноматериалов (кроме крепленых вин наливом), плодовой алкогольной продукции, игристых вин, включая российское шампанское, сидра, пуаре, медовухи, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также за исключением виноградосодержащих напитков, плодовых алкогольных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) без добавления спиртованных виноградного или иного плодового сусла, и (или) без добавления дистиллятов, и (или) без добавления крепленого (ликерного) вина) и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (за исключением плодовых сброженных материалов, виноградного сусла, плодового сусла), обязаны уплачивать в бюджет авансовый платеж акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (далее - авансовый платеж акциза), если иное не предусмотрено вышеназванным пунктом.
Вопрос: О предложениях по применению дифференцированных ставок акцизов на пивоваренную продукцию и применению УСН производителями пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи.
(Письмо Минфина России от 02.06.2023 N 03-13-05/51010)Кроме того, предложенный расчетный способ определения суммы акциза на основе базового показателя производства - расчетной мощности, устанавливаемой актом обследования компетентного органа, несет риски, связанные с развитием заинтересованности налогоплательщика в "присвоении" разницы между суммой акциза, исчисленной исходя из фактического объема производства пива, и суммой акциза, которая определяется исходя из показателей расчетной мощности оборудования.
(Письмо Минфина России от 02.06.2023 N 03-13-05/51010)Кроме того, предложенный расчетный способ определения суммы акциза на основе базового показателя производства - расчетной мощности, устанавливаемой актом обследования компетентного органа, несет риски, связанные с развитием заинтересованности налогоплательщика в "присвоении" разницы между суммой акциза, исчисленной исходя из фактического объема производства пива, и суммой акциза, которая определяется исходя из показателей расчетной мощности оборудования.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 08.04.2025 N 03-03-06/1/34740 <Об одновременном применении инвестиционного вычета и федерального инвестиционного вычета по налогу на прибыль>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)- из сферы обрабатывающих производств, кроме производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий;
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 14)- из сферы обрабатывающих производств, кроме производителей пищевых продуктов, напитков и табачных изделий;
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)- заверенных подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)- заверенных подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
Вопрос: Какие есть особенности исчисления и уплаты акцизов на спирт и алкогольную продукцию?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)использование собственного винограда для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде (пп. 38 п. 1 ст. 182 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2025)использование собственного винограда для производства вина, игристого вина, включая российское шампанское, крепленого (ликерного) вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде (пп. 38 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Вопрос: О дифференцированных ставках акцизов на пиво, производимое в РФ, в зависимости от объема производства при реализации в государствах - членах ЕАЭС.
(Письмо Минфина России от 22.01.2025 N 03-13-11/4791)В связи с обращением с предложением установить дифференцированные ставки акциза на пиво в зависимости от объема производства, предусмотрев ставку акциза на пиво, производимое на пивоварнях с производственной мощностью до 100 000 декалитров в год, в размере 50 процентов от действующих ставок акцизов на пиво, Департамент налоговой политики сообщает.
(Письмо Минфина России от 22.01.2025 N 03-13-11/4791)В связи с обращением с предложением установить дифференцированные ставки акциза на пиво в зависимости от объема производства, предусмотрев ставку акциза на пиво, производимое на пивоварнях с производственной мощностью до 100 000 декалитров в год, в размере 50 процентов от действующих ставок акцизов на пиво, Департамент налоговой политики сообщает.
Статья: Проблемы управления налогом на добавленную стоимость и антикризисные меры по их решению: оптимизация ставок и улучшение администрирования НДС
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)<28> Так, Центр развития перспективных технологий РФ ожидает повышения собираемости НДС только за счет маркировки на 5%. В Турции собираемость налогов после введения маркировки табака, алкоголя и пива выросла на 9%. В Бразилии маркируют не только табак и пиво, но также безалкогольные напитки. Там собираемость налогов выросла на 20 - 40% в зависимости от отрасли.
(Манушин Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)<28> Так, Центр развития перспективных технологий РФ ожидает повышения собираемости НДС только за счет маркировки на 5%. В Турции собираемость налогов после введения маркировки табака, алкоголя и пива выросла на 9%. В Бразилии маркируют не только табак и пиво, но также безалкогольные напитки. Там собираемость налогов выросла на 20 - 40% в зависимости от отрасли.
Статья: Правовая политика антисоветских правительств в налоговой сфере в годы гражданской войны в России
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Сбор акцизов осуществляли губернские и окружные (районные) акцизные управления. Территория округа, в зависимости от количества входящих в него уездов, могла, по решению самих чиновников департамента, делиться на участки. Штат губернских акцизных управлений мог включать 40 - 50, а иногда и больше (в зависимости от объема работ) служащих. Штатное расписание чиновников губернского акцизного управления предусматривало наличие таких должностей, как управляющий, его помощник, ревизор, надзиратель и служащие в лице секретарей, бухгалтеров, контролеров и других делопроизводителей. Окружные отделы состояли, как правило, из надзирателя, его помощников, ревизоров и инспекторов <12>. Закон запрещал взимание акцизов на производство и продажу предметов первой необходимости, но устанавливал повышенные акцизы на алкогольные напитки - водку, вино, пиво, табак и табачные изделия, а также на производство папиросной бумаги, парфюмерии и других так называемых "предметов роскоши".
(Медведев В.Г.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 2)Сбор акцизов осуществляли губернские и окружные (районные) акцизные управления. Территория округа, в зависимости от количества входящих в него уездов, могла, по решению самих чиновников департамента, делиться на участки. Штат губернских акцизных управлений мог включать 40 - 50, а иногда и больше (в зависимости от объема работ) служащих. Штатное расписание чиновников губернского акцизного управления предусматривало наличие таких должностей, как управляющий, его помощник, ревизор, надзиратель и служащие в лице секретарей, бухгалтеров, контролеров и других делопроизводителей. Окружные отделы состояли, как правило, из надзирателя, его помощников, ревизоров и инспекторов <12>. Закон запрещал взимание акцизов на производство и продажу предметов первой необходимости, но устанавливал повышенные акцизы на алкогольные напитки - водку, вино, пиво, табак и табачные изделия, а также на производство папиросной бумаги, парфюмерии и других так называемых "предметов роскоши".