Прогул для гражданского служащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Прогул для гражданского служащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 211 "Решения суда, подлежащие немедленному исполнению" ГПК РФ"Ссылка в кассационной жалобе на нарушение судом, обратившим к немедленному исполнению решение в части взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула к немедленному исполнению с применением статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не может служить основанием к отмене принятых по делу судебных постановлений, поскольку нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Обращение судом первой инстанции решения в части взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула к немедленному исполнению таким нарушением не является."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Медосмотр и диспансеризация государственных гражданских и муниципальных служащих
(КонсультантПлюс, 2025)"...Т. обратилась в суд... указала, что... была приглашена... на работу в администрацию муниципального образования... на вакантную должность... принесла медицинскую справку и приступила к работе. Проработала три дня, специалист отдела кадров потребовала не выходить на работу... представленные документы были ей возвращены...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Т. обратилась в суд... указала, что... была приглашена... на работу в администрацию муниципального образования... на вакантную должность... принесла медицинскую справку и приступила к работе. Проработала три дня, специалист отдела кадров потребовала не выходить на работу... представленные документы были ей возвращены...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Еще одним условием назначения пенсии за выслугу лет является увольнение с государственной гражданской службы Республики Коми по строго определенным основаниям. Их перечень достаточно широкий и практически повторяет тот, который предусмотрен в ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <8>. В региональном акте Коми (по сравнению с федеральным) отсутствуют только такие основания, как отказ от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; отказ от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Анализ перечня оснований для увольнения позволяет сделать вывод о позиции законодателя: он посчитал, что если лицо уволено по так называемым виновным основаниям, то оно лишается права на пенсию за выслугу лет. По мнению автора, с таким подходом стоит согласиться лишь отчасти. Можно поддержать законодателя, например, в том случае, когда увольнение с гражданской службы произошло в связи с утратой доверия. Как известно, эта мера применяется за серьезные нарушения антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов. Допуская такие нарушения, гражданский служащий наносит ущерб престижу государственной власти, нарушает конституционные права граждан и т.д. Однако, как отмечает Е.А. Истомина, вызывает сомнение тот факт, что при увольнении, например, за прогул гражданский служащий теряет право на назначение пенсии за выслугу лет. Она аргументирует свою позицию тем, что данный вид пенсионного обеспечения является не поощрительной выплатой, а "социальным предоставлением, которое назначается в порядке компенсации" <9>.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Еще одним условием назначения пенсии за выслугу лет является увольнение с государственной гражданской службы Республики Коми по строго определенным основаниям. Их перечень достаточно широкий и практически повторяет тот, который предусмотрен в ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <8>. В региональном акте Коми (по сравнению с федеральным) отсутствуют только такие основания, как отказ от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; отказ от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Анализ перечня оснований для увольнения позволяет сделать вывод о позиции законодателя: он посчитал, что если лицо уволено по так называемым виновным основаниям, то оно лишается права на пенсию за выслугу лет. По мнению автора, с таким подходом стоит согласиться лишь отчасти. Можно поддержать законодателя, например, в том случае, когда увольнение с гражданской службы произошло в связи с утратой доверия. Как известно, эта мера применяется за серьезные нарушения антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов. Допуская такие нарушения, гражданский служащий наносит ущерб престижу государственной власти, нарушает конституционные права граждан и т.д. Однако, как отмечает Е.А. Истомина, вызывает сомнение тот факт, что при увольнении, например, за прогул гражданский служащий теряет право на назначение пенсии за выслугу лет. Она аргументирует свою позицию тем, что данный вид пенсионного обеспечения является не поощрительной выплатой, а "социальным предоставлением, которое назначается в порядке компенсации" <9>.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Похожий вопрос - о возможности распространения на государственных гражданских служащих гарантий, предусмотренных для лиц, работающих по трудовому договору, - возник и у гражданки Л.А. Пугиевой, которая также проходила государственную гражданскую службу и, будучи беременной, была уволена за прогул. Заявительница обратилась в суд с иском о восстановлении на службе, сославшись в обоснование своих требований на часть первую статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, которая запрещает увольнять беременных женщин по инициативе работодателя практически по любым основаниям. Однако суд посчитал, что часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусматривает исчерпывающий перечень гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим при расторжении трудового договора по инициативе представителя нанимателя, не содержит запрета на увольнение беременных женщин, не находящихся в отпуске по беременности и родам, а норма Трудового кодекса Российской Федерации, не допускающая увольнение беременных женщин, на государственных гражданских служащих не распространяется.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы, о неправомерных действиях (бездействии) представителя нанимателя или уполномоченных им лиц при обработке и защите персональных данных гражданского служащего;
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1) гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, - о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы, о неправомерных действиях (бездействии) представителя нанимателя или уполномоченных им лиц при обработке и защите персональных данных гражданского служащего;
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Руководствуясь пунктом 14 части 1 статьи 81 ТК РФ, частями 1, 2, 2.1 и 3 статьи 14.1, пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", суд отказал в удовлетворении иска П. о восстановлении на службе и оплате вынужденного прогула.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Руководствуясь пунктом 14 части 1 статьи 81 ТК РФ, частями 1, 2, 2.1 и 3 статьи 14.1, пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", суд отказал в удовлетворении иска П. о восстановлении на службе и оплате вынужденного прогула.
Готовое решение: Можно ли уволить беременную женщину
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантия, предусмотренная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, распространяется и на беременных женщин, труд которых урегулирован специальными нормами, например на женщин - руководителей организаций, спортсменов, тренеров, гражданских и муниципальных служащих (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1).
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантия, предусмотренная ч. 1 ст. 261 ТК РФ, распространяется и на беременных женщин, труд которых урегулирован специальными нормами, например на женщин - руководителей организаций, спортсменов, тренеров, гражданских и муниципальных служащих (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1).
Статья: Уважительные и неуважительные причины для прогула
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)- временной нетрудоспособности. При этом несвоевременное представление работодателю документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может служить основанием для признания неуважительными причин отсутствия работника на работе и его увольнения за прогул (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года (по гражданским делам), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014; определение ВС РФ от 04.10.2013 N 69-КГ13-4);
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 1)- временной нетрудоспособности. При этом несвоевременное представление работодателю документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может служить основанием для признания неуважительными причин отсутствия работника на работе и его увольнения за прогул (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года (по гражданским делам), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014; определение ВС РФ от 04.10.2013 N 69-КГ13-4);
Готовое решение: Какое дисциплинарное взыскание можно объявить работнику учреждения за прогул
(КонсультантПлюс, 2025)Но если посчитаете нужным, вы вправе смягчить наказание и, например, объявить работнику выговор. Замечание, как правило, за прогул не объявляют.
(КонсультантПлюс, 2025)Но если посчитаете нужным, вы вправе смягчить наказание и, например, объявить работнику выговор. Замечание, как правило, за прогул не объявляют.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за незаконное увольнение (понуждение к увольнению) работников пенсионного и предпенсионного возраста?
(Консультация эксперта, 2025)Так, в частности, подтверждением давления на работника могут служить подача заявления об увольнении по собственному желанию из опасения быть уволенным за прогул (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 по делу N 33-8066/2013), подача заявления об увольнении под психологическим давлением работодателя (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 14-КГ20-14-К1), отсутствие в поданном работником заявлении указания на увольнение по собственному желанию (Определение Московского областного суда от 26.08.2010 по делу N 33-16512).
(Консультация эксперта, 2025)Так, в частности, подтверждением давления на работника могут служить подача заявления об увольнении по собственному желанию из опасения быть уволенным за прогул (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 22.07.2013 по делу N 33-8066/2013), подача заявления об увольнении под психологическим давлением работодателя (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2021 N 14-КГ20-14-К1), отсутствие в поданном работником заявлении указания на увольнение по собственному желанию (Определение Московского областного суда от 26.08.2010 по делу N 33-16512).
Готовое решение: Как предоставить отпуск государственному гражданскому служащему
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете предоставить служащему отпуск с последующим увольнением только при условии, что увольнение не связано с его виновными действиями (ч. 14 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе). Например, можно предоставить отпуск с последующим увольнением по собственному желанию или по соглашению сторон, нельзя - если увольняете за прогул.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете предоставить служащему отпуск с последующим увольнением только при условии, что увольнение не связано с его виновными действиями (ч. 14 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе). Например, можно предоставить отпуск с последующим увольнением по собственному желанию или по соглашению сторон, нельзя - если увольняете за прогул.
Статья: ТОП-13 случаев, когда за работником сохраняется средний заработок
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)<4> Пункт 5 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н.
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 8)<4> Пункт 5 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н.
Готовое решение: Какой порядок сокращения должностей гражданской службы в госоргане
(КонсультантПлюс, 2025)признание увольнения незаконным, восстановление гражданского служащего на ранее замещаемой должности гражданской службы и выплата ему среднего заработка за все время вынужденного прогула. Это следует из ч. 17 ст. 70 Закона о государственной гражданской службе, ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)признание увольнения незаконным, восстановление гражданского служащего на ранее замещаемой должности гражданской службы и выплата ему среднего заработка за все время вынужденного прогула. Это следует из ч. 17 ст. 70 Закона о государственной гражданской службе, ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ;
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Ленинским районным судом г. Тамбова было отказано в удовлетворении исковых требований В. к Тамбовской областной Думе о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула <5>. Служебный контракт с истцом был расторгнут в связи с нарушением запрета, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе (участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией). Рассматривая данное дело, суд указал, что проведение служебной проверки, истребование от гражданского служащего объяснения в письменной форме, учет тяжести совершенного им дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующих результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей необходимы только перед применением дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка. Между тем соблюдение запретов, связанных с гражданской службой, относится к общим обязанностям гражданского служащего, а не к должностным обязанностям, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, соответственно, нарушение запрета, связанного с гражданской службой, не является дисциплинарным проступком, а освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы - дисциплинарным взысканием. Соответственно, у представителя нанимателя отсутствовала обязанность осуществлять увольнение истца с соблюдением порядка применения дисциплинарного взыскания.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Ленинским районным судом г. Тамбова было отказано в удовлетворении исковых требований В. к Тамбовской областной Думе о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула <5>. Служебный контракт с истцом был расторгнут в связи с нарушением запрета, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе (участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией). Рассматривая данное дело, суд указал, что проведение служебной проверки, истребование от гражданского служащего объяснения в письменной форме, учет тяжести совершенного им дисциплинарного проступка, степени его вины, обстоятельств, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующих результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей необходимы только перед применением дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка. Между тем соблюдение запретов, связанных с гражданской службой, относится к общим обязанностям гражданского служащего, а не к должностным обязанностям, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которых служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, соответственно, нарушение запрета, связанного с гражданской службой, не является дисциплинарным проступком, а освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы - дисциплинарным взысканием. Соответственно, у представителя нанимателя отсутствовала обязанность осуществлять увольнение истца с соблюдением порядка применения дисциплинарного взыскания.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Анализ судебной практики по рассмотрению судами исковых заявлений "о признании приказа об увольнении государственного гражданского служащего по причине утраты доверия незаконным и восстановлении на работе", в том числе "взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда" <1>, "о признании незаконными приказа о проведении проверки, использования персональных данных, доклада по результатам проверки, результатов проверки" <2>, позволил выделить следующие обстоятельства.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Анализ судебной практики по рассмотрению судами исковых заявлений "о признании приказа об увольнении государственного гражданского служащего по причине утраты доверия незаконным и восстановлении на работе", в том числе "взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда" <1>, "о признании незаконными приказа о проведении проверки, использования персональных данных, доклада по результатам проверки, результатов проверки" <2>, позволил выделить следующие обстоятельства.
Статья: Наличие допуска к гостайне - важный аспект при сокращении
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 2)На основании ст. 31, 33, 37 Федерального закона N 79-ФЗ суд отметил, что по смыслу приведенных нормативных положений в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 2)На основании ст. 31, 33, 37 Федерального закона N 79-ФЗ суд отметил, что по смыслу приведенных нормативных положений в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ.