Программа дополнительного обрАзования детей
Подборка наиболее важных документов по запросу Программа дополнительного обрАзования детей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 10, 73, 76, 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что обучение Л. осуществлялось по программе "судоводитель маломерного судна особой конструкции", относящейся к подвиду дополнительного образования "дополнительное образование детей и взрослых", не включенному в лицензию, выданную АНО ЦДПО "КРАСПРОФ" Министерством образования Красноярского края, при этом полученное Левым А.А. свидетельство о прохождении обучения N 150/21СА, было им представлено при прохождении аттестации на право управления маломерным судном особой конструкции, что позволило ему пройти аттестацию и получить свидетельство в упрощенном порядке без проверки практических навыков, в связи с чем признал указанное свидетельство недействительным и возложил обязанность на Л. сдать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю удостоверение на право управления маломерным судном особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер) для его замены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Образовательные программы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых (ч. 2 ст. 75 Закона об образовании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых (ч. 2 ст. 75 Закона об образовании).
Ситуация: Какие бывают формы дополнительного образования для детей?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные общеразвивающие программы могут быть интегрированы в процесс обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования. Например, для реализации указанных дополнительных программ, имеющих целью подготовку детей к военной или иной государственной службе, создаются такие общеобразовательные организации, как, например, президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища (ч. 2 ст. 86 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Министра обороны России от 21.03.2025 N 161).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительные общеразвивающие программы могут быть интегрированы в процесс обучения по образовательным программам основного и среднего общего образования. Например, для реализации указанных дополнительных программ, имеющих целью подготовку детей к военной или иной государственной службе, создаются такие общеобразовательные организации, как, например, президентские кадетские училища, суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища (ч. 2 ст. 86 Закона N 273-ФЗ; п. 1 Порядка, утв. Приказом Министра обороны России от 21.03.2025 N 161).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 70226)12. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения <8>. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации <9>.
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2022 N 70226)12. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения <8>. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации <9>.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства от 31.03.2022 N 678-р, и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства от 29.05.2015 N 996-р, а также Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства от 31.03.2022 N 678-р, и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Распоряжением Правительства от 29.05.2015 N 996-р, а также Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 N 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей".
Статья: Дискуссионные аспекты присмотра и ухода за ребенком в юридической конструкции конституционного права на дошкольное образование
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе "Об образовании" допускается право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Однако эта процедура сводится к регулированию локальными актами образовательной организации (ч. 2 ст. 65), что наделяет последнюю необоснованно широкими пределами усмотрения в вопросах льготного оказания присмотра и ухода. Например, за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата за присмотр и уход не взимается (решение Совета народных депутатов города Коврова от 30.08.2017 N 196 (ред. от 28.06.2023) "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город Ковров Владимирской области, а также организации отдыха детей в каникулярное время"). Не взимается плата за детей, оба или один из родителей которых являются инвалидами I или II группы и не имеют других доходов, кроме пенсии (ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 г. N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике").
(Вилачева М.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 4)В Федеральном законе "Об образовании" допускается право снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). Однако эта процедура сводится к регулированию локальными актами образовательной организации (ч. 2 ст. 65), что наделяет последнюю необоснованно широкими пределами усмотрения в вопросах льготного оказания присмотра и ухода. Например, за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата за присмотр и уход не взимается (решение Совета народных депутатов города Коврова от 30.08.2017 N 196 (ред. от 28.06.2023) "Об утверждении Положения об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях муниципального образования город Ковров Владимирской области, а также организации отдыха детей в каникулярное время"). Не взимается плата за детей, оба или один из родителей которых являются инвалидами I или II группы и не имеют других доходов, кроме пенсии (ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 г. N 89-РЗ "Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике").
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Исключение сделано для сдачи капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование: во-первых, организациям и индивидуальным предпринимателям для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях; во-вторых, специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Исключение сделано для сдачи капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование: во-первых, организациям и индивидуальным предпринимателям для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях; во-вторых, специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования.
Ситуация: В каких случаях возможно инклюзивное образование?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может быть разработана на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей, объединенных в одну группу, а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка (п. п. 2.1 - 2.3 Приложения к Письму Минпросвещения России N АБ-3924/06).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа может быть разработана на основе общеобразовательной программы дополнительного образования для нормативно развивающихся детей с учетом особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей, объединенных в одну группу, а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка (п. п. 2.1 - 2.3 Приложения к Письму Минпросвещения России N АБ-3924/06).
Ситуация: Что такое дополнительное образование детей и взрослых и как оно реализуется?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Выделяют, в частности, дополнительные образовательные программы для детей следующей направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной (п. 14 ст. 2, ч. 1 ст. 75 Закона N 273-ФЗ; ч. 1 ст. 8.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Выделяют, в частности, дополнительные образовательные программы для детей следующей направленности: научно-технической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной (п. 14 ст. 2, ч. 1 ст. 75 Закона N 273-ФЗ; ч. 1 ст. 8.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 N 25).
Статья: Межбюджетные отношения и программно-целевое бюджетное планирование в России: вопросы теории и практики
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)<11> Ведомственная целевая программа "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности": утв. распоряжением Минпросвещения России от 21 июня 2021 г. N Р-126 // Официальные документы в образовании. 2019. N 34.
(Ткаченко Р.В.)
("Финансовое право", 2022, N 2)<11> Ведомственная целевая программа "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности": утв. распоряжением Минпросвещения России от 21 июня 2021 г. N Р-126 // Официальные документы в образовании. 2019. N 34.
Готовое решение: Что учесть, направляя на предварительные и периодические медосмотры педагогических работников
(КонсультантПлюс, 2025)Так, установлены периодичность и объем медосмотров при работах во всех организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. То есть, например, педагог организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеразвивающие программы для несовершеннолетних, проходит медосмотры так же, как и педагог общеобразовательной организации, - раз в год с участием, в частности, врача-стоматолога, врача-отоларинголога (ч. 5 ст. 66, ч. 2 ст. 75 Закона об образовании, п. 25 Приложения к Порядку проведения медосмотров работников, Письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 10.02.2021 N 62).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, установлены периодичность и объем медосмотров при работах во всех организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей. То есть, например, педагог организации дополнительного образования, реализующей дополнительные общеразвивающие программы для несовершеннолетних, проходит медосмотры так же, как и педагог общеобразовательной организации, - раз в год с участием, в частности, врача-стоматолога, врача-отоларинголога (ч. 5 ст. 66, ч. 2 ст. 75 Закона об образовании, п. 25 Приложения к Порядку проведения медосмотров работников, Письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 10.02.2021 N 62).