Прогноз минэкономразвития до 2024
Подборка наиболее важных документов по запросу Прогноз минэкономразвития до 2024 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)При этом, по прогнозам Минэкономразвития России, в 2024 - 2026 гг. ситуация на рынке труда продолжит оставаться стабильной благодаря реализации мер поддержки Правительства Российской Федерации, направленных на повышение уровня участия населения в составе рабочей силы, на усиление гибкости рынка труда, развитие системы профессиональной переориентации кадров. Так, численность занятого населения к 2026 году возрастет до 74 млн человек (в 2023 г. - 72,8 млн человек) <1>. Вместе с тем по-прежнему сохраняются внешние и внутренние риски для развития экономики Российской Федерации. Внешними ключевыми рисками остаются замедление мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта и привести к снижению экспортных цен, и усиление санкционного давления на российскую экономику, в том числе за счет введения санкций для дружественных и нейтральных стран. А внутренние риски связаны прежде всего с дефицитом кадров на рынке труда, необходимостью достижения технологического суверенитета. В связи с этим основной задачей является обеспечение проникновения цифровых инноваций во все отрасли экономики, повышение производительности труда, обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров <2>. Критически важным вызовом для системы образования и занятости становится недопущение неудовлетворенного спроса на труд. В условиях нарастающего спроса на профессиональные кадры потребуется: обеспечить максимальное соответствие образовательных программ запросам работодателей, быструю интеграцию молодых людей на рынок труда, развитие механизма дополнительного профессионального образования для взрослых соискателей и работников; содействовать занятости уязвимых на рынке труда групп населения.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)При этом, по прогнозам Минэкономразвития России, в 2024 - 2026 гг. ситуация на рынке труда продолжит оставаться стабильной благодаря реализации мер поддержки Правительства Российской Федерации, направленных на повышение уровня участия населения в составе рабочей силы, на усиление гибкости рынка труда, развитие системы профессиональной переориентации кадров. Так, численность занятого населения к 2026 году возрастет до 74 млн человек (в 2023 г. - 72,8 млн человек) <1>. Вместе с тем по-прежнему сохраняются внешние и внутренние риски для развития экономики Российской Федерации. Внешними ключевыми рисками остаются замедление мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта и привести к снижению экспортных цен, и усиление санкционного давления на российскую экономику, в том числе за счет введения санкций для дружественных и нейтральных стран. А внутренние риски связаны прежде всего с дефицитом кадров на рынке труда, необходимостью достижения технологического суверенитета. В связи с этим основной задачей является обеспечение проникновения цифровых инноваций во все отрасли экономики, повышение производительности труда, обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров <2>. Критически важным вызовом для системы образования и занятости становится недопущение неудовлетворенного спроса на труд. В условиях нарастающего спроса на профессиональные кадры потребуется: обеспечить максимальное соответствие образовательных программ запросам работодателей, быструю интеграцию молодых людей на рынок труда, развитие механизма дополнительного профессионального образования для взрослых соискателей и работников; содействовать занятости уязвимых на рынке труда групп населения.
Статья: Индексация страховых пенсий как фактор повышения уровня жизни пенсионеров
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Индексация социальных пенсий и пенсий по ГПО в бюджетный период определена ежегодно с 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за предыдущий год (2025 г. - 14,75%, 2026 г. - 4,5%, 2027 г. - 4,0%). Размеры и сроки индексации пенсий и других социальных выплат на 2024 - 2027 гг. определены на основании параметров прогноза Минэкономразвития России (табл. 1).
(Соловьев А.К., Орещенкова Ю.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)Индексация социальных пенсий и пенсий по ГПО в бюджетный период определена ежегодно с 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) за предыдущий год (2025 г. - 14,75%, 2026 г. - 4,5%, 2027 г. - 4,0%). Размеры и сроки индексации пенсий и других социальных выплат на 2024 - 2027 гг. определены на основании параметров прогноза Минэкономразвития России (табл. 1).
Нормативные акты
Приказ ФАС России от 20.12.2024 N 1057/24
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов"Приказом ФАС России от 04.08.2023 N 524/23 для ФГУП "Росморпорт" утверждено 1100 ставок портовых сборов в 47 морских портах Российской Федерации, которые направлены в том числе на решение поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задачи по развитию транспортного коридора "Север - Юг". Размер индексации ставок портовых сборов ФГУП "Росморпорт" не превышает уровня инфляции, прогнозируемого Минэкономразвития России на 2023 - 2024 годы. Принятое решение позволит решить стратегические задачи, направленные на обеспечение прохода судов большей осадки по водным артериям транспортного коридора "Север - Юг", обеспечение ледокольных проводок в северных портах, развитие инфраструктуры дальневосточного коридора.
"Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на 2025 год и плановый период 2026 - 2027 годов"Приказом ФАС России от 04.08.2023 N 524/23 для ФГУП "Росморпорт" утверждено 1100 ставок портовых сборов в 47 морских портах Российской Федерации, которые направлены в том числе на решение поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задачи по развитию транспортного коридора "Север - Юг". Размер индексации ставок портовых сборов ФГУП "Росморпорт" не превышает уровня инфляции, прогнозируемого Минэкономразвития России на 2023 - 2024 годы. Принятое решение позволит решить стратегические задачи, направленные на обеспечение прохода судов большей осадки по водным артериям транспортного коридора "Север - Юг", обеспечение ледокольных проводок в северных портах, развитие инфраструктуры дальневосточного коридора.
Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 N 3268-р
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>Важным для успешной реализации Стратегии является обеспечение макроэкономической стабильности и роста доходов населения в соответствии с базовыми прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации (не менее чем на 2,3 процента ежегодно с 2024 года).
(ред. от 23.10.2025)
<Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года>Важным для успешной реализации Стратегии является обеспечение макроэкономической стабильности и роста доходов населения в соответствии с базовыми прогнозами Министерства экономического развития Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации (не менее чем на 2,3 процента ежегодно с 2024 года).
Статья: Прогнозирование ожидаемой инфляции с использованием данных российского фондового рынка
(Савельев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Автор анализирует причины несоответствия результатов, полученных с применением доходного и сравнительно подходов к оценке недвижимости на развитом сегменте рынка. Сравнивает прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации по индексу потребительских цен на будущие периоды и фактические показатели индекса в 2018 - 2024 годах. Предлагает осуществлять прогнозирование ожидаемой инфляции с использованием данных российского фондового рынка посредством сопоставления номинальной и реальной доходностей ОФЗ-ПД и ОФЗ-ИН. Приводит примеры вычислений.
(Савельев А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Автор анализирует причины несоответствия результатов, полученных с применением доходного и сравнительно подходов к оценке недвижимости на развитом сегменте рынка. Сравнивает прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации по индексу потребительских цен на будущие периоды и фактические показатели индекса в 2018 - 2024 годах. Предлагает осуществлять прогнозирование ожидаемой инфляции с использованием данных российского фондового рынка посредством сопоставления номинальной и реальной доходностей ОФЗ-ПД и ОФЗ-ИН. Приводит примеры вычислений.
Статья: Направления совершенствования миграционного контроля в Российской Федерации
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Анализ миграционного учета показывает, что по состоянию на первый квартал 2024 г. в Российской Федерации насчитывается около 7,66 млн трудовых мигрантов. Более того, согласно прогнозам Министерства экономического развития России, в ближайшие три года ожидается ускорение миграционного прироста, который будет составлять от 216 до 227 тыс. человек ежегодно <1>.
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Анализ миграционного учета показывает, что по состоянию на первый квартал 2024 г. в Российской Федерации насчитывается около 7,66 млн трудовых мигрантов. Более того, согласно прогнозам Министерства экономического развития России, в ближайшие три года ожидается ускорение миграционного прироста, который будет составлять от 216 до 227 тыс. человек ежегодно <1>.
Статья: Актуальные вопросы налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2023-2025.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Минэкономразвития России. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ea2fd3ce38f2e28d51c312acf2be0917/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2023-2025.pdf (дата обращения: 30.12.2022).
Статья: Актуальные вопросы межмуниципального сотрудничества стран БРИКС в сфере туризма
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Сотрудничество в сфере туризма также является одним из приоритетов председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 г. И это не случайно. По прогнозам Минэкономразвития России, туристический поток между странами БРИКС может увеличиться в 3,5 раза и к концу 2024 г. составить до 5 млн человек <5>. На дальнейшее развитие туристского потенциала стран БРИКС отдельно указывается в п. 99 Казанской декларации XVI Саммита БРИКС "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности" (23 октября 2024 г.).
(Писаревский Е.Л.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 4)Сотрудничество в сфере туризма также является одним из приоритетов председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 г. И это не случайно. По прогнозам Минэкономразвития России, туристический поток между странами БРИКС может увеличиться в 3,5 раза и к концу 2024 г. составить до 5 млн человек <5>. На дальнейшее развитие туристского потенциала стран БРИКС отдельно указывается в п. 99 Казанской декларации XVI Саммита БРИКС "Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности" (23 октября 2024 г.).
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности российского образования согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г., разработанному Минэкономразвития России, возможно посредством обеспечения и сохранения 100% доступности качественного дошкольного образования, а также основного общего образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях субъектов Федерации с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)Создание условий для повышения глобальной конкурентоспособности российского образования согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г., разработанному Минэкономразвития России, возможно посредством обеспечения и сохранения 100% доступности качественного дошкольного образования, а также основного общего образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях субъектов Федерации с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства.
Статья: Обеспечение законности в сфере экспорта лесных ресурсов средствами прокурорского надзора
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Надзор за исполнением лесного законодательства осуществляют территориальные и природоохранные прокуроры, а за исполнением законов об экспорте леса - транспортные прокуроры. Этот надзор является и останется еще на долгие годы одним из приоритетных направлений надзора транспортных прокуратур, поскольку масштабы вырубок и экспорта леса останутся прежними. Так, экспорт леса будет и впредь оставаться важнейшим сектором экономики России. Разработанный Минэкономразвития Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов исходит из того, что лесопромышленный комплекс Российской Федерации характеризуется экспортно-сырьевой направленностью. По итогам 2021 г. рост экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 21,3%. С учетом ограничений, вступивших в силу с 2022 г. и предусматривающих запрет вывоза необработанной древесины и сырых пиломатериалов, темпы роста отрасли будут умеренными. Тем не менее к середине 2022 г. большая часть предприятий уже должна была закупить необходимое для сушки древесины оборудование, в связи с чем существенного падения производства пиломатериалов не ожидается, как и снижения их экспорта. Экспорт леса имеет важнейшее значение для экономики России в целом, особенно для Сибири и Дальнего Востока. Так, доля древесины и изделий из нее в структуре экспорта Дальнего Востока составляет 48% от объема и 13% от общей стоимости экспорта. В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления экспортировано в 2022 г. 4,5 (в 2021 г. - 6,4) млн тонн лесопродукции. Размер уплаченных таможенных платежей составил 3,6 (5,7) млрд руб. Снижение объемов экспортированных лесоматериалов связано с введением запрета на вывоз в недружественные иностранные государства необработанного леса и древесины в виде щепок и стружки.
(Диканова Т.А., Сизеева О.В.)
("Законность", 2023, N 9)Надзор за исполнением лесного законодательства осуществляют территориальные и природоохранные прокуроры, а за исполнением законов об экспорте леса - транспортные прокуроры. Этот надзор является и останется еще на долгие годы одним из приоритетных направлений надзора транспортных прокуратур, поскольку масштабы вырубок и экспорта леса останутся прежними. Так, экспорт леса будет и впредь оставаться важнейшим сектором экономики России. Разработанный Минэкономразвития Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов исходит из того, что лесопромышленный комплекс Российской Федерации характеризуется экспортно-сырьевой направленностью. По итогам 2021 г. рост экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 21,3%. С учетом ограничений, вступивших в силу с 2022 г. и предусматривающих запрет вывоза необработанной древесины и сырых пиломатериалов, темпы роста отрасли будут умеренными. Тем не менее к середине 2022 г. большая часть предприятий уже должна была закупить необходимое для сушки древесины оборудование, в связи с чем существенного падения производства пиломатериалов не ожидается, как и снижения их экспорта. Экспорт леса имеет важнейшее значение для экономики России в целом, особенно для Сибири и Дальнего Востока. Так, доля древесины и изделий из нее в структуре экспорта Дальнего Востока составляет 48% от объема и 13% от общей стоимости экспорта. В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления экспортировано в 2022 г. 4,5 (в 2021 г. - 6,4) млн тонн лесопродукции. Размер уплаченных таможенных платежей составил 3,6 (5,7) млрд руб. Снижение объемов экспортированных лесоматериалов связано с введением запрета на вывоз в недружественные иностранные государства необработанного леса и древесины в виде щепок и стружки.