Профстандарт водитель автомобиля
Подборка наиболее важных документов по запросу Профстандарт водитель автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Водители: квалификационные требования, прием на работу, трудовой договор
(Издательство "Главная книга", 2025)Квалификационные требования к водителям установлены Минтрансом. Их выполнение в большинстве случаев подтверждает водительское удостоверение с соответствующей категорией. Профстандарта для водителей легковых и обычных грузовых автомобилей нет, профстандарты есть только для специфических категорий водителей (п. 1 Квалификационных требований).
(Издательство "Главная книга", 2025)Квалификационные требования к водителям установлены Минтрансом. Их выполнение в большинстве случаев подтверждает водительское удостоверение с соответствующей категорией. Профстандарта для водителей легковых и обычных грузовых автомобилей нет, профстандарты есть только для специфических категорий водителей (п. 1 Квалификационных требований).
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к водителю?
(Консультация эксперта, 2025)В настоящее время утверждены, например:
(Консультация эксперта, 2025)В настоящее время утверждены, например:
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 02.11.2015 N 833н
"Об утверждении профессионального стандарта "Водитель внедорожных автомототранспортных средств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2015 N 39826)Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2015 г. N 39826
"Об утверждении профессионального стандарта "Водитель внедорожных автомототранспортных средств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2015 N 39826)Зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2015 г. N 39826
Статья: Об установлении классности водителям и надбавки за нее
(Данилова В.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В настоящее время утвержден только профессиональный стандарт для водителей внедорожных автотранспортных средств - Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 833н. При этом в некоторых профстандартах в зависимости от сферы деятельности и категории транспортного средства возможные наименования должностей включают должность водителя. Например:
(Данилова В.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)В настоящее время утвержден только профессиональный стандарт для водителей внедорожных автотранспортных средств - Приказом Минтруда России от 02.11.2015 N 833н. При этом в некоторых профстандартах в зависимости от сферы деятельности и категории транспортного средства возможные наименования должностей включают должность водителя. Например:
Статья: Беспилотные транспортные средства: проблемы труда и занятости
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В 2022 г. Министерством транспорта РФ подготовлен проект Федерального закона "О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>, согласно которому будет установлен экспериментальный правовой режим (ЭПР) для эксплуатации самоуправляемых машин. Согласно проекту беспилотные автомобили будут разделены на две группы: в первую входят транспортные средства, в которых постоянно находится водитель-испытатель - на водительском или переднем пассажирском месте. Ко второй отнесены машины, которые двигаются в полностью автономном режиме и удаленно контролируются оператором. В этой связи остро встает вопрос о разработке Министерством труда и социальной защиты РФ профессионального стандарта для специалистов по эксплуатации беспилотных транспортных средств. Поэтому требует отдельного рассмотрения вопрос о необходимости соблюдения ч. 1 и ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ. Сегодня работодатель самостоятельно, исходя из собственных нужд, определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование). Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Очевидно, что существующие нормы не могут охватить своим регулированием отношения, складывающиеся при использовании искусственного интеллекта, в частности при заключении трудового договора с потенциальными работниками, которые будут непосредственно взаимодействовать с беспилотными транспортными средствами. Работники (водитель-испытатель, оператор) должны обладать необходимыми компетенциями (знаниями, умениями, навыками), позволяющими им управлять беспилотным транспортным средством. Достаточно ли таких компетенций у водителей, управляющих традиционным автомобилем <13>, или у операторов? <14> В отношении водителей ответ будет отрицательным. Профессиональный стандарт для водителей автомобилей до настоящего времени не принят, поэтому работодатель, закрепляя обязанности водителя в трудовом договоре или должностной инструкции, вынужден руководствоваться разделом "Автомототранспорт и городской электротранспорт" Квалификационного справочника профессий рабочих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102 (ред. от 15.03.1991). Технологии стремительно развиваются, поэтому указанный акт уже не отвечает современным требованиям <15>.
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)В 2022 г. Министерством транспорта РФ подготовлен проект Федерального закона "О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <12>, согласно которому будет установлен экспериментальный правовой режим (ЭПР) для эксплуатации самоуправляемых машин. Согласно проекту беспилотные автомобили будут разделены на две группы: в первую входят транспортные средства, в которых постоянно находится водитель-испытатель - на водительском или переднем пассажирском месте. Ко второй отнесены машины, которые двигаются в полностью автономном режиме и удаленно контролируются оператором. В этой связи остро встает вопрос о разработке Министерством труда и социальной защиты РФ профессионального стандарта для специалистов по эксплуатации беспилотных транспортных средств. Поэтому требует отдельного рассмотрения вопрос о необходимости соблюдения ч. 1 и ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса РФ. Сегодня работодатель самостоятельно, исходя из собственных нужд, определяет необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование). Работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Очевидно, что существующие нормы не могут охватить своим регулированием отношения, складывающиеся при использовании искусственного интеллекта, в частности при заключении трудового договора с потенциальными работниками, которые будут непосредственно взаимодействовать с беспилотными транспортными средствами. Работники (водитель-испытатель, оператор) должны обладать необходимыми компетенциями (знаниями, умениями, навыками), позволяющими им управлять беспилотным транспортным средством. Достаточно ли таких компетенций у водителей, управляющих традиционным автомобилем <13>, или у операторов? <14> В отношении водителей ответ будет отрицательным. Профессиональный стандарт для водителей автомобилей до настоящего времени не принят, поэтому работодатель, закрепляя обязанности водителя в трудовом договоре или должностной инструкции, вынужден руководствоваться разделом "Автомототранспорт и городской электротранспорт" Квалификационного справочника профессий рабочих, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. N 58/3-102 (ред. от 15.03.1991). Технологии стремительно развиваются, поэтому указанный акт уже не отвечает современным требованиям <15>.
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы должностных инструкцийДолжностная инструкция водителя внедорожных автотранспортных средств категории "A II" (водителя снегоболотохода 3 разряда, водителя аэросаней 3 разряда) (с учетом профессионального стандарта) >>>