Профильное обучение в школе
Подборка наиболее важных документов по запросу Профильное обучение в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2024 N 33-46778/2024 (УИД 77RS0017-02-2024-000894-04)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании права пользования жилым помещением; 2) О выселении из жилого помещения; 3) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Ответчик выселяться из жилого помещения, принадлежащего истцу, в добровольном порядке отказывается.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что фио был вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, имеет постоянную регистрацию с 26 апреля 2022 года по настоящее время, является внуком предыдущего собственника квартиры, посещает дошкольное отделение ГБУ с профильным обучением "Школа N 1201", не имеет на праве собственности иного жилого помещения, а также изначально был зарегистрирован в спорной квартире вместе со своим отцом фио с целью постоянного проживания семьей с З.Л., судебная коллегия отклоняет, поскольку они не свидетельствуют о наличии законных оснований для сохранения за З.Л. и фио права пользования жилым помещением с учетом смены собственника.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании права пользования жилым помещением; 2) О выселении из жилого помещения; 3) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Ответчик выселяться из жилого помещения, принадлежащего истцу, в добровольном порядке отказывается.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что фио был вселен в спорное жилое помещение на законных основаниях, имеет постоянную регистрацию с 26 апреля 2022 года по настоящее время, является внуком предыдущего собственника квартиры, посещает дошкольное отделение ГБУ с профильным обучением "Школа N 1201", не имеет на праве собственности иного жилого помещения, а также изначально был зарегистрирован в спорной квартире вместе со своим отцом фио с целью постоянного проживания семьей с З.Л., судебная коллегия отклоняет, поскольку они не свидетельствуют о наличии законных оснований для сохранения за З.Л. и фио права пользования жилым помещением с учетом смены собственника.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.07.2025 по делу N 33а-8595/2025 (УИД 66RS0006-01-2025-000720-92)
Категория: Споры в сфере образования.
Требования: О признании незаконным одностороннего прекращения образовательных отношений, отмене в части приказа о завершении основного общего образования, обязании восстановить в образовательном учреждении.
Обстоятельства: Истец указал, что его сын завершил освоение основной образовательной программы основного общего образования, сдал государственную итоговую аттестацию, был отчислен из школы, несмотря на намерение продолжить обучение.
Решение: Отказано.При этом суд указал, что выражение Б.В. в заявлениях от 27 сентября 2022 года намерения на продолжение обучения ребенка в школе не свидетельствует о соблюдении последней порядка подачи заявления, форма и порядок подачи которого установлен Положением об организации индивидуального отбора при приеме или переводе в МАОУ СОШ N 80 для профильного обучения, утвержденного директором МАОУ СОШ N 80 приказом от 29 марта 2021 года N 25/1, с которым административный истец была ознакомлена на родительском собрании 07 сентября 2022 года. Суд также исходил из того, что отсутствие в школе общеобразовательного класса предметом рассмотрения настоящего спора не является; основанием для отчисления обучающегося из МАОУ СОШ N 80 явилось успешное получение Б.А. основного общего образования (9 классов), то есть завершение одного уровня образования, что в соответствии с нормами действующего нормативного правового регулирования является основанием в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 61 Закона об образовании для прекращения образовательных отношений в связи с получением образования (завершением обучения). При этом право несовершеннолетнего на доступ к получению среднего общего образования (11 классов) с учетом наличия возможности продолжения обучения в 10 классе, что носит заявительный характер, и информация о чем до законного представителя несовершеннолетнего была доведена неоднократно, что следует из представленной в материалы дела переписки, ограничено не было.
Категория: Споры в сфере образования.
Требования: О признании незаконным одностороннего прекращения образовательных отношений, отмене в части приказа о завершении основного общего образования, обязании восстановить в образовательном учреждении.
Обстоятельства: Истец указал, что его сын завершил освоение основной образовательной программы основного общего образования, сдал государственную итоговую аттестацию, был отчислен из школы, несмотря на намерение продолжить обучение.
Решение: Отказано.При этом суд указал, что выражение Б.В. в заявлениях от 27 сентября 2022 года намерения на продолжение обучения ребенка в школе не свидетельствует о соблюдении последней порядка подачи заявления, форма и порядок подачи которого установлен Положением об организации индивидуального отбора при приеме или переводе в МАОУ СОШ N 80 для профильного обучения, утвержденного директором МАОУ СОШ N 80 приказом от 29 марта 2021 года N 25/1, с которым административный истец была ознакомлена на родительском собрании 07 сентября 2022 года. Суд также исходил из того, что отсутствие в школе общеобразовательного класса предметом рассмотрения настоящего спора не является; основанием для отчисления обучающегося из МАОУ СОШ N 80 явилось успешное получение Б.А. основного общего образования (9 классов), то есть завершение одного уровня образования, что в соответствии с нормами действующего нормативного правового регулирования является основанием в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 61 Закона об образовании для прекращения образовательных отношений в связи с получением образования (завершением обучения). При этом право несовершеннолетнего на доступ к получению среднего общего образования (11 классов) с учетом наличия возможности продолжения обучения в 10 классе, что носит заявительный характер, и информация о чем до законного представителя несовершеннолетнего была доведена неоднократно, что следует из представленной в материалы дела переписки, ограничено не было.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Какой установлен порядок приема на обучение в школу, в том числе в первый класс?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в приеме в государственную или муниципальную школу гражданам РФ может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (за исключением школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения; с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки или с образовательными программами среднего профессионального образования в области искусств; школ при загранучреждениях МИД России). В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую школу обращаются непосредственно в соответствующий орган власти, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; п. 15 Порядка N 458).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу в приеме в государственную или муниципальную школу гражданам РФ может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест (за исключением школ с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения; с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки или с образовательными программами среднего профессионального образования в области искусств; школ при загранучреждениях МИД России). В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую школу обращаются непосредственно в соответствующий орган власти, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4 ст. 67 Закона N 273-ФЗ; п. 15 Порядка N 458).
Ситуация: Как перевести ребенка в другую школу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также следует учесть, что при переводе ребенка в государственные и муниципальные школы для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения может потребоваться прохождение индивидуального отбора в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством субъекта РФ.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также следует учесть, что при переводе ребенка в государственные и муниципальные школы для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения может потребоваться прохождение индивидуального отбора в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством субъекта РФ.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2020 года"предполагают обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина"По смыслу указанных законоположений и по их нормативному предназначению органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя полномочия по вопросам организации перехода общеобразовательных организаций к профильному обучению по программам среднего общего образования, должны конкретизировать механизмы реализации права на образование с учетом региональных особенностей таким образом, чтобы последовательно обеспечивать соблюдение федеральных гарантий равенства прав граждан на образование, не допускать введения на региональном уровне таких условий продолжения обучения, в частности по программам среднего общего образования, которые подрывали бы доверие граждан к действиям государства и не обеспечивали бы на уровне всех субъектов Российской Федерации равных возможностей получения обязательного в Российской Федерации среднего общего образования. В частности, это предполагает заблаговременное информирование обучающихся и их родителей о планируемом индивидуальном отборе для продолжения получения в данной образовательной организации среднего общего образования, имея в виду, что они могут оказаться перед необходимостью перехода в другую образовательную организацию, если прогнозируют, что не смогут пройти с учетом уровня подготовки такой индивидуальный отбор, и во всяком случае не должны быть лишены возможности приложить дополнительные учебные усилия для успешного его прохождения.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина"По смыслу указанных законоположений и по их нормативному предназначению органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя полномочия по вопросам организации перехода общеобразовательных организаций к профильному обучению по программам среднего общего образования, должны конкретизировать механизмы реализации права на образование с учетом региональных особенностей таким образом, чтобы последовательно обеспечивать соблюдение федеральных гарантий равенства прав граждан на образование, не допускать введения на региональном уровне таких условий продолжения обучения, в частности по программам среднего общего образования, которые подрывали бы доверие граждан к действиям государства и не обеспечивали бы на уровне всех субъектов Российской Федерации равных возможностей получения обязательного в Российской Федерации среднего общего образования. В частности, это предполагает заблаговременное информирование обучающихся и их родителей о планируемом индивидуальном отборе для продолжения получения в данной образовательной организации среднего общего образования, имея в виду, что они могут оказаться перед необходимостью перехода в другую образовательную организацию, если прогнозируют, что не смогут пройти с учетом уровня подготовки такой индивидуальный отбор, и во всяком случае не должны быть лишены возможности приложить дополнительные учебные усилия для успешного его прохождения.
Статья: О региональном нормативно-правовом регулировании порядка обучения населения мерам пожарной безопасности и информирования населения о мерах пожарной безопасности
(Шеншин В.М., Перегудова Н.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 11)Обучение мерам пожарной безопасности предусмотрено для обучающихся в общеобразовательных организациях на всех стадиях учебного процесса <4>, в частности посредством преподавания предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", проведения тематических творческих конкурсов, спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту, посещения обучающимися бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Орловской области", проведения экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники, тематических утренников, тематических игр, викторин, организации работы летних профильных оздоровительных лагерей, создания дружин юных пожарных.
(Шеншин В.М., Перегудова Н.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 11)Обучение мерам пожарной безопасности предусмотрено для обучающихся в общеобразовательных организациях на всех стадиях учебного процесса <4>, в частности посредством преподавания предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", проведения тематических творческих конкурсов, спортивных мероприятий по пожарно-прикладному спорту, посещения обучающимися бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Орловской области", проведения экскурсий в пожарно-спасательные подразделения с показом техники, тематических утренников, тематических игр, викторин, организации работы летних профильных оздоровительных лагерей, создания дружин юных пожарных.
Вопрос: Отличается ли статус гимназии от статуса школы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, старшая профильная школа, гимназии, лицеи и т.д. (п. 3.1 МГСН 4.06-03 "Общеобразовательные учреждения. Выпуск 1. Общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, лицеи, гимназии", утв. Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2004 N 352-ПП, далее - МГСН 4.06-03).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, старшая профильная школа, гимназии, лицеи и т.д. (п. 3.1 МГСН 4.06-03 "Общеобразовательные учреждения. Выпуск 1. Общеобразовательные школы I, II и III ступени обучения, лицеи, гимназии", утв. Постановлением Правительства Москвы от 01.06.2004 N 352-ПП, далее - МГСН 4.06-03).
Статья: О некоторых рисках внедрения цифровых технологий в уголовное судопроизводство
(Набатов М.Б.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)События последних лет свидетельствуют о том, что в области безопасности хранения больших массивов информации в нашей стране, как и в остальном мире, не все благополучно. В одном лишь в 2019 г. была допущена утечка данных о более чем 60 млн клиентов ПАО "Сбербанк" <10>, данных о 5 млн учеников и сотрудников языковой школы SkyEng <11>, 2 млн клиентов ПАО "Вымпелком" (Билайн) <12>. По данным профильных аналитиков, за 2020 - 2021 годы в России утекло более 100 млн записей персональных данных и платежной информации граждан. Доля нашей страны в мировом распределении утечек данных составляет почти 17%, и эта цифра растет <13>. Что представляет особенный интерес, лишь в 21% случаев утечки данных произошли по вине внешних злоумышленников <14>, т.е. закрытые данные, попросту говоря, передавались сотрудниками компаний третьим лицам незаконно.
(Набатов М.Б.)
("Адвокатская практика", 2022, N 4)События последних лет свидетельствуют о том, что в области безопасности хранения больших массивов информации в нашей стране, как и в остальном мире, не все благополучно. В одном лишь в 2019 г. была допущена утечка данных о более чем 60 млн клиентов ПАО "Сбербанк" <10>, данных о 5 млн учеников и сотрудников языковой школы SkyEng <11>, 2 млн клиентов ПАО "Вымпелком" (Билайн) <12>. По данным профильных аналитиков, за 2020 - 2021 годы в России утекло более 100 млн записей персональных данных и платежной информации граждан. Доля нашей страны в мировом распределении утечек данных составляет почти 17%, и эта цифра растет <13>. Что представляет особенный интерес, лишь в 21% случаев утечки данных произошли по вине внешних злоумышленников <14>, т.е. закрытые данные, попросту говоря, передавались сотрудниками компаний третьим лицам незаконно.
Статья: Доступность высшего образования как принцип государственной образовательной политики: перспективы институционализации
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Такая же ситуация наблюдается в разрезе вида и формы реализации образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг и влияющих на профильную доступность высшего образования <30>. Как показывают исследования, сосредоточение магистерских программ обучения в университетских центрах привело к снижению гарантий права на полный образовательный цикл (бакалавр - магистр). В свою очередь, отказ от заочной формы обучения полностью блокировал возможность получить высшее образование выпускникам школ, нацеленным на совмещение профессиональной деятельности и учебы, а также работающей части абитуриентов более старшего возраста <31>. Территориальная концентрация высшего образования привела к тому, что наибольшее количество (56%) студентов обучаются в престижных образовательных организациях, сосредоточенных в крупных регионах (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Московский регион, Томск, Свердловская область) <32>.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Такая же ситуация наблюдается в разрезе вида и формы реализации образовательных программ, представленных на рынке образовательных услуг и влияющих на профильную доступность высшего образования <30>. Как показывают исследования, сосредоточение магистерских программ обучения в университетских центрах привело к снижению гарантий права на полный образовательный цикл (бакалавр - магистр). В свою очередь, отказ от заочной формы обучения полностью блокировал возможность получить высшее образование выпускникам школ, нацеленным на совмещение профессиональной деятельности и учебы, а также работающей части абитуриентов более старшего возраста <31>. Территориальная концентрация высшего образования привела к тому, что наибольшее количество (56%) студентов обучаются в престижных образовательных организациях, сосредоточенных в крупных регионах (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Московский регион, Томск, Свердловская область) <32>.
Статья: К вопросу о детском и молодежном образовательно-промышленном туризме
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Зачастую, рассуждая о промышленном туризме, авторы в первую очередь останавливаются на перспективах туризма взрослых граждан (указывая, что он направлен на ознакомление с конкретным видом промышленности, с предприятием и его продукцией, что способствует "лояльности" граждан по отношению к субъектам и объектам промышленности); а также на перспективах туризма детей и молодежи, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, а также в организациях дополнительного профессионального образования, высшего образования, особенно соответствующей профильной направленности. Однако, несомненно, максимального эффекта можно добиться повсеместным внедрением комплексного образовательно-промышленного туризма в рамках деятельности общеобразовательных организаций (а в некоторых случаях даже дошкольных). Яркие впечатления, которые может получить ребенок при посещении промышленного объекта, способны сформировать в нем интерес и потребность в освоении определенных знаний и приобретении необходимых навыков. При этом, будучи подкрепленными в рамках основного образовательного процесса (на занятиях по общеобразовательным предметам, на дополнительных углубленных занятиях как в самой образовательной организации, так и в рамках ее взаимодействия с субъектом промышленности), эти впечатления могут давать своеобразный "эффект прироста". Это выражается в максимальном задействовании детей в ознакомлении с важнейшим сектором экономики, которым является промышленность; в эффективных профориентационных мероприятиях <24>; в содействии выявлению способной и талантливой молодежи, желающей посвятить свою профессиональную жизнь технологическому совершенствованию страны; в возможности поступательно и планомерно накапливать знания и навыки в рамках непрерывного образования, начиная со школьной скамьи, заканчивая трудоустройством по избранной специальности технического или взаимосвязанного с техническим профиля. Более того, детский и молодежный промышленный туризм менее подвержен ряду рисков, которые свойственны взрослому туризму.
(Михайлова А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 3)Зачастую, рассуждая о промышленном туризме, авторы в первую очередь останавливаются на перспективах туризма взрослых граждан (указывая, что он направлен на ознакомление с конкретным видом промышленности, с предприятием и его продукцией, что способствует "лояльности" граждан по отношению к субъектам и объектам промышленности); а также на перспективах туризма детей и молодежи, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, а также в организациях дополнительного профессионального образования, высшего образования, особенно соответствующей профильной направленности. Однако, несомненно, максимального эффекта можно добиться повсеместным внедрением комплексного образовательно-промышленного туризма в рамках деятельности общеобразовательных организаций (а в некоторых случаях даже дошкольных). Яркие впечатления, которые может получить ребенок при посещении промышленного объекта, способны сформировать в нем интерес и потребность в освоении определенных знаний и приобретении необходимых навыков. При этом, будучи подкрепленными в рамках основного образовательного процесса (на занятиях по общеобразовательным предметам, на дополнительных углубленных занятиях как в самой образовательной организации, так и в рамках ее взаимодействия с субъектом промышленности), эти впечатления могут давать своеобразный "эффект прироста". Это выражается в максимальном задействовании детей в ознакомлении с важнейшим сектором экономики, которым является промышленность; в эффективных профориентационных мероприятиях <24>; в содействии выявлению способной и талантливой молодежи, желающей посвятить свою профессиональную жизнь технологическому совершенствованию страны; в возможности поступательно и планомерно накапливать знания и навыки в рамках непрерывного образования, начиная со школьной скамьи, заканчивая трудоустройством по избранной специальности технического или взаимосвязанного с техническим профиля. Более того, детский и молодежный промышленный туризм менее подвержен ряду рисков, которые свойственны взрослому туризму.
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Прежде всего благополучие обеспечивается правовыми средствами перераспределения и обеспечения равного доступа к социальным благам и стартовым возможностям, то есть за счет инклюзивности права. Возможность реализовать гарантированные права без лишних преград и обременений, дискриминационных условий также важная составляющая конституционно-правового обеспечения благополучия человека. В этом контексте нельзя не вспомнить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 39-П <8>, касающееся права ребенка, окончившего девять классов, продолжить обучение в десятых - одиннадцатых классах той же школы, если он не прошел являющийся условием продолжения такого обучения индивидуальный отбор для обучения по профильной (с углубленным изучением отдельных учебных предметов) образовательной программе среднего общего образования. Согласно позиции Суда, положения Закона об образовании <9> в их конституционном смысле обязывают субъекты РФ с учетом их полномочий в области среднего образования создать для учащихся, не прошедших отбор, гарантии получения среднего общего образования в других территориально доступных школах и заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе.
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)Прежде всего благополучие обеспечивается правовыми средствами перераспределения и обеспечения равного доступа к социальным благам и стартовым возможностям, то есть за счет инклюзивности права. Возможность реализовать гарантированные права без лишних преград и обременений, дискриминационных условий также важная составляющая конституционно-правового обеспечения благополучия человека. В этом контексте нельзя не вспомнить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 39-П <8>, касающееся права ребенка, окончившего девять классов, продолжить обучение в десятых - одиннадцатых классах той же школы, если он не прошел являющийся условием продолжения такого обучения индивидуальный отбор для обучения по профильной (с углубленным изучением отдельных учебных предметов) образовательной программе среднего общего образования. Согласно позиции Суда, положения Закона об образовании <9> в их конституционном смысле обязывают субъекты РФ с учетом их полномочий в области среднего образования создать для учащихся, не прошедших отбор, гарантии получения среднего общего образования в других территориально доступных школах и заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе.
Вопрос: Что понимается под профильным образованием?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профильное обучение было введено в школе на основании п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Профильное обучение было введено в школе на основании п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р.