Профилактика социального сиротства
Подборка наиболее важных документов по запросу Профилактика социального сиротства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Доктринально-методологические и практические аспекты социально-правовой защиты и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития российского общества
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)<6> Филипова А.Г. Профилактика социального сиротства в 1990-е годы: региональный опыт // Альманах современной науки и образования. 2007. N 5. С. 235 - 237.
(Пивченко С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 8)<6> Филипова А.Г. Профилактика социального сиротства в 1990-е годы: региональный опыт // Альманах современной науки и образования. 2007. N 5. С. 235 - 237.
Статья: Инновационные подходы в решении социальных проблем и трудовой миграции
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Профилактическая направленность социальной политики сталкивается с институциональными ограничениями из-за сложности измерения результатов превентивных программ, поскольку долгосрочный характер профилактических эффектов не соответствует краткосрочным политическим циклам и приоритетам бюджетного планирования - политикам проще показать построенный реабилитационный центр, чем объяснить избирателям количество предотвращенных случаев наркомании среди подростков. Политическая логика стимулирует инвестиции в видимые достижения вроде строительства новых объектов или увеличения пособий, тогда как результаты профилактической работы менее наглядны и требуют координации множества ведомств, что усложняет управление и размывает ответственность. В России накоплен положительный опыт профилактики социального сиротства, когда вместо изъятия детей из неблагополучных семей приоритет отдается комплексной работе с родителями - лечению от зависимостей, содействию в трудоустройстве, решению жилищных проблем, что требует больших первоначальных инвестиций, но оказывается значительно эффективнее в долгосрочной перспективе.
(Шапкина Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)Профилактическая направленность социальной политики сталкивается с институциональными ограничениями из-за сложности измерения результатов превентивных программ, поскольку долгосрочный характер профилактических эффектов не соответствует краткосрочным политическим циклам и приоритетам бюджетного планирования - политикам проще показать построенный реабилитационный центр, чем объяснить избирателям количество предотвращенных случаев наркомании среди подростков. Политическая логика стимулирует инвестиции в видимые достижения вроде строительства новых объектов или увеличения пособий, тогда как результаты профилактической работы менее наглядны и требуют координации множества ведомств, что усложняет управление и размывает ответственность. В России накоплен положительный опыт профилактики социального сиротства, когда вместо изъятия детей из неблагополучных семей приоритет отдается комплексной работе с родителями - лечению от зависимостей, содействию в трудоустройстве, решению жилищных проблем, что требует больших первоначальных инвестиций, но оказывается значительно эффективнее в долгосрочной перспективе.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 08.08.2016 N 398
(ред. от 01.07.2017)
"Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг"9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
(ред. от 01.07.2017)
"Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг"9. Деятельность по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав.
Статья: Взаимодействие органов опеки и попечительства с государственными и муниципальными учреждениями (организациями) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)<10> Гордеева М.В. Задачи органов государственной власти по профилактике социального сиротства, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. N 2. С. 12.
(Карпова О.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)<10> Гордеева М.В. Задачи органов государственной власти по профилактике социального сиротства, семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. N 2. С. 12.
Статья: Правовое и духовно-нравственное содержание принципа приоритета семейного воспитания в российском праве
(Бурова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. закреплено положение о том, что "сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, авторитета родителей в семье и обществе, профилактика и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей" <2> являются приоритетными в демографической политике российского государства. Поэтому актуальность приобретает анализ проблем современной семьи, и особенно приемной, которая должна выполнять функции фактической для детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Наличие самых современных специализированных учреждений не может заменить семью и семейное воспитание, хотя их поддерживают благотворительные фонды, общественные организации, спонсоры, осуществляющие в основном материальную помощь. При этом недостаточное внимание уделяется профилактике социального сиротства и предупреждению причин, приводящих детей к лишению семьи и семейного воспитания, имеющего большое значение в жизни каждого человека, поскольку формирование межличностных отношений, духовно-нравственных ценностей и традиций в любом обществе связано с семьей.
(Бурова Е.В.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 6)В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 г. закреплено положение о том, что "сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, авторитета родителей в семье и обществе, профилактика и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей" <2> являются приоритетными в демографической политике российского государства. Поэтому актуальность приобретает анализ проблем современной семьи, и особенно приемной, которая должна выполнять функции фактической для детей, оставшихся без попечения родителей или оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Наличие самых современных специализированных учреждений не может заменить семью и семейное воспитание, хотя их поддерживают благотворительные фонды, общественные организации, спонсоры, осуществляющие в основном материальную помощь. При этом недостаточное внимание уделяется профилактике социального сиротства и предупреждению причин, приводящих детей к лишению семьи и семейного воспитания, имеющего большое значение в жизни каждого человека, поскольку формирование межличностных отношений, духовно-нравственных ценностей и традиций в любом обществе связано с семьей.
Статья: Повышение эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с помощью искусственного интеллекта: правовой аспект
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) в контексте правового регулирования указанных процессов. Анализируется текущая ситуация в России, отмечаются положительные тенденции в сфере защиты прав детей-сирот, но подчеркиваются сохраняющиеся проблемы их социальной и трудовой адаптации. Исследуются факторы, влияющие на профессиональную адаптацию выпускников детских домов, и рассматриваются существующие меры поддержки. Особое внимание уделяется перспективам применения ИИ в системе социального обеспечения детей-сирот, включая создание персонализированных образовательных программ, прогнозирование и профилактику социального сиротства, оптимизацию подбора приемных семей. Предлагается ряд законодательных инициатив для урегулирования использования ИИ в данной сфере, подчеркивается необходимость соблюдения этических принципов и защиты персональных данных.
(Жужгина А.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 6)В данной статье рассматривается актуальная проблема повышения эффективности мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с использованием технологий искусственного интеллекта (далее - ИИ) в контексте правового регулирования указанных процессов. Анализируется текущая ситуация в России, отмечаются положительные тенденции в сфере защиты прав детей-сирот, но подчеркиваются сохраняющиеся проблемы их социальной и трудовой адаптации. Исследуются факторы, влияющие на профессиональную адаптацию выпускников детских домов, и рассматриваются существующие меры поддержки. Особое внимание уделяется перспективам применения ИИ в системе социального обеспечения детей-сирот, включая создание персонализированных образовательных программ, прогнозирование и профилактику социального сиротства, оптимизацию подбора приемных семей. Предлагается ряд законодательных инициатив для урегулирования использования ИИ в данной сфере, подчеркивается необходимость соблюдения этических принципов и защиты персональных данных.