Профиль обрАзовательной программы
Подборка наиболее важных документов по запросу Профиль обрАзовательной программы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Производственная практика: понятие и оформление
(Издательство "Главная книга", 2025)Производственная практика - это практическая часть обучения, которую студент может проходить в организации, работающей по профилю образовательной программы (п. п. 2, 3, 8 Положения о практической подготовке обучающихся).
(Издательство "Главная книга", 2025)Производственная практика - это практическая часть обучения, которую студент может проходить в организации, работающей по профилю образовательной программы (п. п. 2, 3, 8 Положения о практической подготовке обучающихся).
Готовое решение: Как оформить стажировку студентов
(КонсультантПлюс, 2025)Так, прохождение практики у вас возможно, если ваша организация осуществляет деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. При этом вам нужно заключить с образовательной организацией договор по примерной форме, в том числе и в случае, если обучающийся - ваш работник и хочет пройти практику у вас по соответствующей профильной деятельности. Если во время практики студенты не исполняют трудовые обязанности, а лишь обучаются, с ними обычно не заключают трудовые договоры. С практикантом может быть заключен срочный трудовой договор, если есть вакантная профильная должность (п. 2 ч. 7, ч. 8 ст. 13 Закона об образовании, п. 3, абз. 2 п. 8, п. 12 Положения о практической подготовке обучающихся, Письма Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 и от 21.10.2020 N МН-5/20382).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, прохождение практики у вас возможно, если ваша организация осуществляет деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. При этом вам нужно заключить с образовательной организацией договор по примерной форме, в том числе и в случае, если обучающийся - ваш работник и хочет пройти практику у вас по соответствующей профильной деятельности. Если во время практики студенты не исполняют трудовые обязанности, а лишь обучаются, с ними обычно не заключают трудовые договоры. С практикантом может быть заключен срочный трудовой договор, если есть вакантная профильная должность (п. 2 ч. 7, ч. 8 ст. 13 Закона об образовании, п. 3, абз. 2 п. 8, п. 12 Положения о практической подготовке обучающихся, Письма Минобрнауки России от 30.10.2020 N МН-5/20730 и от 21.10.2020 N МН-5/20382).
Нормативные акты
Приказ Росстата от 17.09.2025 N 507
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" и указаний по ее заполнению"Справка 10. Из общей численности профессорско-преподавательского состава (из строки 08 гр. 3) педагогические работники, преподающие дисциплины иностранного языка, физической культуры и военной подготовки, которые не определяют направленность (профиль) образовательной программы
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" и указаний по ее заполнению"Справка 10. Из общей численности профессорско-преподавательского состава (из строки 08 гр. 3) педагогические работники, преподающие дисциплины иностранного языка, физической культуры и военной подготовки, которые не определяют направленность (профиль) образовательной программы
Статья: Сетевая форма реализации образовательных программ: основные понятия
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)<24> Безусловно, сам по себе рост количества участников сетевой формы в сфере образования порождает повышение уровня полезности данной формы для всех участников. В идеале первоначальное простейшее объединение двух участников в рамках сетевой формы способно развиться до уровня всей "популяции" образовательных организаций в населенном пункте или на территории, которые присоединяются к этому объединению. Таким образом, потенциальный обучающийся, по сути, будет поступать не в образовательную организацию, а в систему образования, объединяющую все или большинство образовательных организаций в рамках сетевой формы, находящихся на относительно замкнутой территории, обеспечивающей доступность. Этот потенциальный обучающийся в ходе реализации своей образовательной траектории соберет модули - сочетаемые друг с другом части образовательной программы соответствующего профиля, реализуемые во всех или в большинстве образовательных организаций, расположенных на определенной территории. Однако такого рода схема на практике труднореализуема.
(Чеха В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)<24> Безусловно, сам по себе рост количества участников сетевой формы в сфере образования порождает повышение уровня полезности данной формы для всех участников. В идеале первоначальное простейшее объединение двух участников в рамках сетевой формы способно развиться до уровня всей "популяции" образовательных организаций в населенном пункте или на территории, которые присоединяются к этому объединению. Таким образом, потенциальный обучающийся, по сути, будет поступать не в образовательную организацию, а в систему образования, объединяющую все или большинство образовательных организаций в рамках сетевой формы, находящихся на относительно замкнутой территории, обеспечивающей доступность. Этот потенциальный обучающийся в ходе реализации своей образовательной траектории соберет модули - сочетаемые друг с другом части образовательной программы соответствующего профиля, реализуемые во всех или в большинстве образовательных организаций, расположенных на определенной территории. Однако такого рода схема на практике труднореализуема.
Статья: Планируется внести поправки в Трудовой кодекс РФ по практике и стажировке
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)В ней даны определения "практическая подготовка", "стажировка" и "обязательная стажировка". Так, под практической подготовкой будет пониматься выполнение работником, являющимся обучающимся, определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю образовательной программы, которую он осваивает. Стажировкой будет считаться деятельность работника, обусловленная получением им дополнительного профессионального образования или освоением программы профессиональной переподготовки либо повышения квалификации и направленная на закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений. Под обязательной стажировкой будет пониматься предусмотренная федеральными законами обязанность лиц, претендующих на занятие определенными видами профессиональной деятельности, проходить стажировку с целью приобретения теоретических и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
(Солнцева М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)В ней даны определения "практическая подготовка", "стажировка" и "обязательная стажировка". Так, под практической подготовкой будет пониматься выполнение работником, являющимся обучающимся, определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю образовательной программы, которую он осваивает. Стажировкой будет считаться деятельность работника, обусловленная получением им дополнительного профессионального образования или освоением программы профессиональной переподготовки либо повышения квалификации и направленная на закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений. Под обязательной стажировкой будет пониматься предусмотренная федеральными законами обязанность лиц, претендующих на занятие определенными видами профессиональной деятельности, проходить стажировку с целью приобретения теоретических и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
Ситуация: Каков порядок получения образования в школе-интернате?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также функционируют школы-интернаты спортивного профиля. Они реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки. Интернаты создаются образовательной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, по согласованию с учредителем для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса (п. 1 ч. 2, ч. 6 ст. 84 Закона N 273-ФЗ; п. 3.6 Особенностей, утв. Приказом Минспорта России от 03.08.2022 N 634).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также функционируют школы-интернаты спортивного профиля. Они реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки. Интернаты создаются образовательной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, по согласованию с учредителем для обеспечения непрерывности учебно-тренировочного процесса (п. 1 ч. 2, ч. 6 ст. 84 Закона N 273-ФЗ; п. 3.6 Особенностей, утв. Приказом Минспорта России от 03.08.2022 N 634).
Статья: Наставничество: обзор первых консультаций специалистов портала Роструда
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)Но практиканты не могут оставаться без присмотра. Примерной формой договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (форма утверждена Приказом Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020), предусмотрено, что организация обязана назначить руководителя по практической подготовке от организации, который:
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2025, N 4)Но практиканты не могут оставаться без присмотра. Примерной формой договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (форма утверждена Приказом Минобрнауки России N 885, Минпросвещения России N 390 от 05.08.2020), предусмотрено, что организация обязана назначить руководителя по практической подготовке от организации, который:
Статья: Трудовая книжка с "детективным" сюжетом
(Сиверцева Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)Справочно. В Госдуму внесли законопроект N 333871-8 о "нулевом рабочем месте". Он предусматривает возможность внести в трудовую книжку запись о пройденной стажировке или студенческой практике. Прежде всего, законопроект разграничивает понятия практической подготовки, стажировки и обязательной стажировки. Практической подготовкой предлагают считать выполнение студентом определенных работ по профилю образовательной программы, которую он осваивает. А стажировкой авторы поправок называют работу, направленную на закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений. Обязательная стажировка - то же самое, но в случаях, когда обязанность пройти такую стажировку предусмотрена различными законами. Практики и стажировки, по задумке авторов инициативы, будут оформляться в виде срочного трудового договора, а информацию о них внесут в трудовую книжку. Таким образом, прошедшие практику или стажировку смогут подтвердить свой опыт будущему работодателю.
(Сиверцева Н.)
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)Справочно. В Госдуму внесли законопроект N 333871-8 о "нулевом рабочем месте". Он предусматривает возможность внести в трудовую книжку запись о пройденной стажировке или студенческой практике. Прежде всего, законопроект разграничивает понятия практической подготовки, стажировки и обязательной стажировки. Практической подготовкой предлагают считать выполнение студентом определенных работ по профилю образовательной программы, которую он осваивает. А стажировкой авторы поправок называют работу, направленную на закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений. Обязательная стажировка - то же самое, но в случаях, когда обязанность пройти такую стажировку предусмотрена различными законами. Практики и стажировки, по задумке авторов инициативы, будут оформляться в виде срочного трудового договора, а информацию о них внесут в трудовую книжку. Таким образом, прошедшие практику или стажировку смогут подтвердить свой опыт будущему работодателю.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы <1>.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы <1>.
Статья: Договорное регулирование отношений между образовательными организациями и сетевыми партнерами
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)- по направленности (профилю) образовательной программы: договоры, на основании которых осуществляется сетевое взаимодействие образовательной организации с партнерами в различных предметных сферах;
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2021, N 4)- по направленности (профилю) образовательной программы: договоры, на основании которых осуществляется сетевое взаимодействие образовательной организации с партнерами в различных предметных сферах;
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)В развитие указанного законодательного положения Минобрнауки России были разработаны и приняты соответствующие нормативные документы. Так, Приказы Минобрнауки России от 6 марта 2013 г. N 160 и от 14 августа 2013 г. N 958 <36> предусматривали, что фактически функции юридического лица, помимо филиала (а сфере образования - это в том числе все виды образовательной деятельности) могут осуществлять кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся (базовые кафедры) на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. При этом структурные подразделения создаются в целях практической подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе путем реализации образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности (п. 2 приказа N 958). Соответственно, на основании изложенного образовательная организация для целей реализации своей деятельности по организации учебного процесса обучающихся обладала правом создавать структурные подразделения, не имеющие статуса филиала.
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)В развитие указанного законодательного положения Минобрнауки России были разработаны и приняты соответствующие нормативные документы. Так, Приказы Минобрнауки России от 6 марта 2013 г. N 160 и от 14 августа 2013 г. N 958 <36> предусматривали, что фактически функции юридического лица, помимо филиала (а сфере образования - это в том числе все виды образовательной деятельности) могут осуществлять кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся (базовые кафедры) на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. При этом структурные подразделения создаются в целях практической подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе путем реализации образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности (п. 2 приказа N 958). Соответственно, на основании изложенного образовательная организация для целей реализации своей деятельности по организации учебного процесса обучающихся обладала правом создавать структурные подразделения, не имеющие статуса филиала.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3) раздельно в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3) раздельно в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ:
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В настоящее время понятие практической подготовки является легальным и раскрывается в п. 24 ст. 2 Закона об образовании как форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В настоящее время понятие практической подготовки является легальным и раскрывается в п. 24 ст. 2 Закона об образовании как форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.