Профессиональная реабилитация инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Профессиональная реабилитация инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зарубежные и отечественные подходы к решению проблемы занятости инвалидов на современном рынке труда
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)В целях единообразного применения и исполнения положений ряда норм вышеперечисленных законов, их стандартизации и качества оказанных предусмотренных законом услуг разработаны ГОСТы для соответствующих типов реабилитационных учреждений, оказывающих услуги конкретным группам населения. Для объективной оценки качества их деятельности используются технологии стандартизации социальных услуг отдельным категориям населения, включая инвалидов. Например: 1) ГОСТ Р 52876 "Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения"; 2) ГОСТ Р 53874 "Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг"; 3) ГОСТ Р 53873-2021 "Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов"; 4) ГОСТ Р 58263 "Реабилитация инвалидов. Услуги по сопровождению при содействии занятости инвалидов".
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)В целях единообразного применения и исполнения положений ряда норм вышеперечисленных законов, их стандартизации и качества оказанных предусмотренных законом услуг разработаны ГОСТы для соответствующих типов реабилитационных учреждений, оказывающих услуги конкретным группам населения. Для объективной оценки качества их деятельности используются технологии стандартизации социальных услуг отдельным категориям населения, включая инвалидов. Например: 1) ГОСТ Р 52876 "Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения"; 2) ГОСТ Р 53874 "Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и абилитационных услуг"; 3) ГОСТ Р 53873-2021 "Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов"; 4) ГОСТ Р 58263 "Реабилитация инвалидов. Услуги по сопровождению при содействии занятости инвалидов".
Статья: Реформа института заработной платы в России: экзистенциальная необходимость в условиях существующих экономических ограничений
(Воронин Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)В российских условиях пассивный набор мер в первую очередь связан с увеличением финансовой нагрузки на систему обязательного социального страхования, которое сопровождается частичной компенсацией растущих расходов этой национальной системы из государственного бюджета и внесением в нее организационно-правовых элементов, не имеющих отношения к принципам обязательного социального страхования <5>. К таковым, в частности, следует отнести: повышение пенсионного возраста без предоставления обществу объективных, научно подтвержденных доказательств соответствующего этому повышению роста периода трудоспособности типичного (репрезентативного) россиянина; введение дополнительного (третьего) условия приобретения права на страховую пенсию по старости <6>, имеющего беспрецедентное значение для мировой практики; ликвидацию института неполных страховых пенсий по старости, особенного актуального и востребованного людьми при повышении пенсионного возраста; отсутствие расходов на профессиональную реабилитацию инвалидов, создающую для них реальную возможность возвращения к трудовой деятельности; и некоторые другие меры, принятие которых диктовалось необходимостью сокращения обязательств системы обязательного социального страхования. Это привело к размыванию такого понятия, как "социальное иждивенчество", введению нормы об уплате страховых взносов не работодателем, а третьими лицами, покупке страхового стажа и т.д. Таким образом, кажущаяся простота пассивных мер по борьбе с бедностью на деле приводит к эрозии существующей системы обязательного социального страхования и, наоборот, создает дополнительные риски увеличения количества бедных, в том числе и среди работающих граждан.
(Воронин Ю.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 2)В российских условиях пассивный набор мер в первую очередь связан с увеличением финансовой нагрузки на систему обязательного социального страхования, которое сопровождается частичной компенсацией растущих расходов этой национальной системы из государственного бюджета и внесением в нее организационно-правовых элементов, не имеющих отношения к принципам обязательного социального страхования <5>. К таковым, в частности, следует отнести: повышение пенсионного возраста без предоставления обществу объективных, научно подтвержденных доказательств соответствующего этому повышению роста периода трудоспособности типичного (репрезентативного) россиянина; введение дополнительного (третьего) условия приобретения права на страховую пенсию по старости <6>, имеющего беспрецедентное значение для мировой практики; ликвидацию института неполных страховых пенсий по старости, особенного актуального и востребованного людьми при повышении пенсионного возраста; отсутствие расходов на профессиональную реабилитацию инвалидов, создающую для них реальную возможность возвращения к трудовой деятельности; и некоторые другие меры, принятие которых диктовалось необходимостью сокращения обязательств системы обязательного социального страхования. Это привело к размыванию такого понятия, как "социальное иждивенчество", введению нормы об уплате страховых взносов не работодателем, а третьими лицами, покупке страхового стажа и т.д. Таким образом, кажущаяся простота пассивных мер по борьбе с бедностью на деле приводит к эрозии существующей системы обязательного социального страхования и, наоборот, создает дополнительные риски увеличения количества бедных, в том числе и среди работающих граждан.
Нормативные акты
Справочная информация: "Перечень стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)3. Профессиональная реабилитация и абилитация инвалидов
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)3. Профессиональная реабилитация и абилитация инвалидов
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: пункт 1 "а" статьи 4 Конвенции о правах инвалидов налагает на государства-участники общее обязательство принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции, включая права, связанные с трудом и занятостью. Комитет также напомнил, что пункт 1 статьи 27 Конвенции требует от государств-участников признавать право инвалидов на сохранение работы наравне с другими, принимать все надлежащие меры, включая законодательные, для запрещения дискриминации по признаку инвалидности при продолжении трудовой деятельности и обеспечивать разумное приспособление для лиц, получивших инвалидность во время нее. Комитет напомнил, что, как было отмечено в его [З]амечании общего порядка N 6 <9>, для достижения фактического равенства по смыслу Конвенции государства-участники должны гарантировать отсутствие дискриминации по признаку инвалидности в сфере труда и занятости. Комитет сослался на соответствующие конвенции, принятые Международной организацией труда (МОТ), например на Конвенцию относительно дискриминации в области труда и занятий (N 111) 1958 года, и Конвенцию о профессиональной реабилитации инвалидов (N 159) 1983 года, подписанные и ратифицированные Испанией. Статья 7 Конвенции МОТ N 159 предусматривает, что компетентные органы государств-участников принимают меры с целью организации и оценки служб профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства, чтобы инвалиды имели возможность сохранять работу (пункт 8.4 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Правовые позиции Комитета: пункт 1 "а" статьи 4 Конвенции о правах инвалидов налагает на государства-участники общее обязательство принимать все надлежащие законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции, включая права, связанные с трудом и занятостью. Комитет также напомнил, что пункт 1 статьи 27 Конвенции требует от государств-участников признавать право инвалидов на сохранение работы наравне с другими, принимать все надлежащие меры, включая законодательные, для запрещения дискриминации по признаку инвалидности при продолжении трудовой деятельности и обеспечивать разумное приспособление для лиц, получивших инвалидность во время нее. Комитет напомнил, что, как было отмечено в его [З]амечании общего порядка N 6 <9>, для достижения фактического равенства по смыслу Конвенции государства-участники должны гарантировать отсутствие дискриминации по признаку инвалидности в сфере труда и занятости. Комитет сослался на соответствующие конвенции, принятые Международной организацией труда (МОТ), например на Конвенцию относительно дискриминации в области труда и занятий (N 111) 1958 года, и Конвенцию о профессиональной реабилитации инвалидов (N 159) 1983 года, подписанные и ратифицированные Испанией. Статья 7 Конвенции МОТ N 159 предусматривает, что компетентные органы государств-участников принимают меры с целью организации и оценки служб профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства, чтобы инвалиды имели возможность сохранять работу (пункт 8.4 Соображений).
Статья: Правовая основа трудоустройства граждан, имеющих ограничения по здоровью
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В соответствии с Конвенцией МОТ N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" <19> одной из задач профессиональной реабилитации является обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции (ст. 3).
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)В соответствии с Конвенцией МОТ N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" <19> одной из задач профессиональной реабилитации является обеспечение инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции (ст. 3).
Статья: Квотирование рабочих мест для инвалидов по новым правилам
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)Нас интересует последняя форма. Сообщать сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодателю следует ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 7 ч. 1, ч. 7 ст. 53 Закона N 565-ФЗ). Ее, как мы уже сказали, необходимо подавать с 01.09.2024 (образец заполнения см. в примере 2). С этой же даты отменена обязанность подавать документы по формам, утвержденным Приказом Минтруда России от 26.01.2022 N 24 и касающимся инвалидов:
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 8)Нас интересует последняя форма. Сообщать сведения о выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодателю следует ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 7 ч. 1, ч. 7 ст. 53 Закона N 565-ФЗ). Ее, как мы уже сказали, необходимо подавать с 01.09.2024 (образец заполнения см. в примере 2). С этой же даты отменена обязанность подавать документы по формам, утвержденным Приказом Минтруда России от 26.01.2022 N 24 и касающимся инвалидов:
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.03.2023 N 16-3/ООГ-383 <В какие сроки нужно сдать отчет в службу занятости?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)- информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)- информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Также нужно отметить, что работодатели со среднесписочной численностью работников от 25 человек должны ежемесячно размещать на отмеченной площадке сведения, касающиеся банкротства, если оно имеет место; профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов; свободных рабочих мест; создания или выделения мест для трудоустройства инвалидов. В отношении работодателей предусмотрена обязанность в части актуализации сведений при условии изменений в срок до одного рабочего дня. Это закреплено положениями Постановления Правительства от 25 августа 2015 года N 885.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Также нужно отметить, что работодатели со среднесписочной численностью работников от 25 человек должны ежемесячно размещать на отмеченной площадке сведения, касающиеся банкротства, если оно имеет место; профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов; свободных рабочих мест; создания или выделения мест для трудоустройства инвалидов. В отношении работодателей предусмотрена обязанность в части актуализации сведений при условии изменений в срок до одного рабочего дня. Это закреплено положениями Постановления Правительства от 25 августа 2015 года N 885.
Статья: Особенности и проблемы регионального нормотворчества по вопросам квотирования рабочих мест для лиц с инвалидностью
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<8> См.: Конвенция N 159 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (заключена в г. Женеве 20.06.1983) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 - 2035; Рекомендация Международной организации труда от 20 июня 1983 г. N 168 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991.
(Ерохина Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)<8> См.: Конвенция N 159 Международной организации труда "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (заключена в г. Женеве 20.06.1983) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 - 2035; Рекомендация Международной организации труда от 20 июня 1983 г. N 168 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991.
Статья: Что исчезло или появилось в отчетности для службы занятости
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)Подавать отчет об отпусках без сохранения зарплаты и информацию по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов больше не надо.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 17)Подавать отчет об отпусках без сохранения зарплаты и информацию по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов больше не надо.
Статья: Комментарий к Письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.03.2023 N 16-1/ООГ-455 <Когда нужно представить сведения об организации дистанционной (удаленной) работы?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)6) информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 11)6) информация, необходимая для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.