Проект умный город
Подборка наиболее важных документов по запросу Проект умный город (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на умный город и механизмы его поддержки в странах современного мира
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)В этих целях был также запущен проект "Умные города и сообщества" (англ.: Smart Cities and Communities) <19>, направленный на поддержку экономически эффективных и воспроизводимых решений, находящихся на стыке энергетики и транспорта и реализуемых посредством информационных и коммуникационных технологий. Данный проект, распадающийся на ряд более мелких проектов, предполагает финансирование городов, деятельность которых выходит за рамки традиционных институциональных границ и где разрабатываются инновационные ответы на крупные социальные вызовы. Эти ответы должны включать строительство умных жилых домов и офисных зданий, разработку мер по повышению энергоэффективности и обеспечению высокой доли возобновляемых источников энергии, внедрение интеллектуальных энергосетей, накопителей энергии, электромобилей и интеллектуальной зарядной инфраструктуры. Города, в которых разрабатываются, тестируются и внедряются подобные меры, получили наименование городов-маяков (англ.: Lighthouse tities). Им предоставляется трехлетнее финансирование, после чего они должны помогать так называемым городам-последователям (англ.: Follower cities) посредством масштабирования и тиражирования умных инициатив.
(Черкасов А.И.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)В этих целях был также запущен проект "Умные города и сообщества" (англ.: Smart Cities and Communities) <19>, направленный на поддержку экономически эффективных и воспроизводимых решений, находящихся на стыке энергетики и транспорта и реализуемых посредством информационных и коммуникационных технологий. Данный проект, распадающийся на ряд более мелких проектов, предполагает финансирование городов, деятельность которых выходит за рамки традиционных институциональных границ и где разрабатываются инновационные ответы на крупные социальные вызовы. Эти ответы должны включать строительство умных жилых домов и офисных зданий, разработку мер по повышению энергоэффективности и обеспечению высокой доли возобновляемых источников энергии, внедрение интеллектуальных энергосетей, накопителей энергии, электромобилей и интеллектуальной зарядной инфраструктуры. Города, в которых разрабатываются, тестируются и внедряются подобные меры, получили наименование городов-маяков (англ.: Lighthouse tities). Им предоставляется трехлетнее финансирование, после чего они должны помогать так называемым городам-последователям (англ.: Follower cities) посредством масштабирования и тиражирования умных инициатив.
Статья: Правовое регулирование и практика реализации концепции "умных городов" на примере Южной Кореи
(Тихалева Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Проект "Умный город" продвигался в связи с действующим Законом о содействии развитию жилищного строительства (Housing Site Development Promotion Act). Он начал интегрировать ИКТ в городскую среду, но организационная структура проекта соответствовала традиционному городскому развитию.
(Тихалева Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Проект "Умный город" продвигался в связи с действующим Законом о содействии развитию жилищного строительства (Housing Site Development Promotion Act). Он начал интегрировать ИКТ в городскую среду, но организационная структура проекта соответствовала традиционному городскому развитию.
Нормативные акты
"Паспорт федерального проекта "Формирование комфортной городской среды"Реализованы мероприятия, предусмотренные паспортом ведомственного проекта по цифровизации городского хозяйства "Умный город"
Статья: Право и "умный город"
(Романовская О.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В Российской Федерации Приказом Минстроя России от 25 декабря 2020 г. N 866/пр утверждена Концепция проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город", которая стала продолжением Национального проекта "Жилье и городская среда" (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
(Романовская О.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В Российской Федерации Приказом Минстроя России от 25 декабря 2020 г. N 866/пр утверждена Концепция проекта цифровизации городского хозяйства "Умный город", которая стала продолжением Национального проекта "Жилье и городская среда" (паспорт проекта утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Исследователи <1> отмечают, что о создании умных городов заговорили еще на рубеже веков во многом благодаря Intelligent Community Forum (ICF) - организации, которую создали для стимулирования городских властей к использованию ИКТ в целях решения всевозможных городских проблем. Однако воплощение этой идеи в жизнь стало возможным лишь сегодня, в связи со все более ускоряющимся развитием цифровых и информационных технологий, позволяющих как государственным, так и частным структурам как вполне легально, так и незаконно получать информацию и оперировать большими массивами данных. Поэтому одной из основных задач, решение которых должно обеспечиваться при реализации проекта "Умный город", является обеспечение информационной безопасности, обеспечение безопасности личности, общества, государства, бизнеса при применении цифровых технологий, обороте цифровых данных.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Исследователи <1> отмечают, что о создании умных городов заговорили еще на рубеже веков во многом благодаря Intelligent Community Forum (ICF) - организации, которую создали для стимулирования городских властей к использованию ИКТ в целях решения всевозможных городских проблем. Однако воплощение этой идеи в жизнь стало возможным лишь сегодня, в связи со все более ускоряющимся развитием цифровых и информационных технологий, позволяющих как государственным, так и частным структурам как вполне легально, так и незаконно получать информацию и оперировать большими массивами данных. Поэтому одной из основных задач, решение которых должно обеспечиваться при реализации проекта "Умный город", является обеспечение информационной безопасности, обеспечение безопасности личности, общества, государства, бизнеса при применении цифровых технологий, обороте цифровых данных.
Статья: Правовое обеспечение цифровой трансформации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)На наш взгляд, необходимо дополнить Проект "Умный город", реализуемый в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика", и принять к апробации в Российской Федерации Проект "Умное село" или "Умный муниципалитет", сделав акцент именно на развитии самоорганизации и публичного муниципального управления: инновационных форм участия граждан в делах местного сообщества, цифровых каналов связи органов местного самоуправления с жителями, а также IQ-агросектора.
(Липчанская М.А., Чаннов С.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 2)На наш взгляд, необходимо дополнить Проект "Умный город", реализуемый в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика", и принять к апробации в Российской Федерации Проект "Умное село" или "Умный муниципалитет", сделав акцент именно на развитии самоорганизации и публичного муниципального управления: инновационных форм участия граждан в делах местного сообщества, цифровых каналов связи органов местного самоуправления с жителями, а также IQ-агросектора.
Статья: О некоторых проблемах обеспечения безопасности дорожного движения в Кыргызской Республике в условиях экономической интеграции в рамках ЕАЭС
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Так, в 2018 г. Кыргызская Республика запустила проект "Умный город", компонент которого под названием "Безопасный город" предполагает постепенный охват всей территории Кыргызстана аппаратно-программными комплексами с целью автоматической фиксации правонарушений.
(Сайтходжаев Б.Х.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Так, в 2018 г. Кыргызская Республика запустила проект "Умный город", компонент которого под названием "Безопасный город" предполагает постепенный охват всей территории Кыргызстана аппаратно-программными комплексами с целью автоматической фиксации правонарушений.
Статья: Правовое регулирование участия муниципальных образований в конкурентных рыночных отношениях
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)- разработка методических рекомендаций для муниципалитетов по формированию местной экономической политики, которая будет направлена на развитие конкуренции, а также на развитие проектов муниципально-частного партнерства, заключение концессионных соглашений и других форм привлечения инвестиций, поддержку малого и среднего предпринимательства, содействие инновациям, а сейчас еще и внедрение цифровых технологий, в том числе в рамках реализации ведомственного проекта "Умный город".
(Кондратенко З.К.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)- разработка методических рекомендаций для муниципалитетов по формированию местной экономической политики, которая будет направлена на развитие конкуренции, а также на развитие проектов муниципально-частного партнерства, заключение концессионных соглашений и других форм привлечения инвестиций, поддержку малого и среднего предпринимательства, содействие инновациям, а сейчас еще и внедрение цифровых технологий, в том числе в рамках реализации ведомственного проекта "Умный город".
Статья: Актуальные вопросы взаимодействия цифровизации и экологического правосознания в XXI веке
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2023, N 7)О.С. Суртаева подчеркивает, что на сегодняшний день в жизнь человека так или иначе проникают цифровые технологии. Россия находится на седьмом месте в мире относительно степени вовлеченности людей в цифровую экономику. Подтверждается это тем, что большинство наших граждан используют Интернет ежедневно. Наряду с использованием онлайн-платформ, услуг, предоставляемых органами публичной власти, государственных услуг и т.д., технологии, связанные с цифрой, распространяют свое влияние на сферы, связанные с образованием, культурой и досугом, а также с такой важной сферой, как здравоохранение. В России предполагают использовать свыше двадцати проектов "Умный город" <5>. Цифровые технологии также активно развиваются и в экологии.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2023, N 7)О.С. Суртаева подчеркивает, что на сегодняшний день в жизнь человека так или иначе проникают цифровые технологии. Россия находится на седьмом месте в мире относительно степени вовлеченности людей в цифровую экономику. Подтверждается это тем, что большинство наших граждан используют Интернет ежедневно. Наряду с использованием онлайн-платформ, услуг, предоставляемых органами публичной власти, государственных услуг и т.д., технологии, связанные с цифрой, распространяют свое влияние на сферы, связанные с образованием, культурой и досугом, а также с такой важной сферой, как здравоохранение. В России предполагают использовать свыше двадцати проектов "Умный город" <5>. Цифровые технологии также активно развиваются и в экологии.
Статья: Правовые аспекты развития систем искусственного интеллекта
(Виноградов В.А.)
("Закон", 2023, N 12)Но использование этих систем не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Государства стали широко использовать ИИ для распознавания лиц в целях поиска правонарушителей. В России такие программы реализуются в рамках проекта "Умный город" <37>. В Китае они нашли применение в системе социального кредита, которая оценивает физические и юридические лица по большому числу параметров.
(Виноградов В.А.)
("Закон", 2023, N 12)Но использование этих систем не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Государства стали широко использовать ИИ для распознавания лиц в целях поиска правонарушителей. В России такие программы реализуются в рамках проекта "Умный город" <37>. В Китае они нашли применение в системе социального кредита, которая оценивает физические и юридические лица по большому числу параметров.
Статья: Право на хорошее управление в условиях цифровой трансформации
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Тем не менее органы публичной власти активно используют новые форматы электронной коммуникации с гражданами: интернет-приемные, порталы типа "Активного гражданина" или "Активного горожанина", социальные сети. Иногда они даже заменяют, ссылаясь на подзаконный нормативный правовой акт, электронный способ подачи обращения через электронный почтовый ящик требованием о заполнении электронного формуляра на сайте администрации <42>. Использование информационных систем и платформ для коммуникации граждан и администрации предусмотрено и в методических рекомендациях Минстроя России к ведомственному проекту "Умный город" <43>. В то же время, как показывает экспертный анализ порядка работы цифровых платформ, обслуживающих электронное общение органов публичной власти с гражданами <44>, регламенты обработки и модерации электронных обращений и содержащиеся в них требования существенным образом отличаются от законодательных требований, в частности от требований Закона об обращениях граждан. Например, сам формат обращения жестко регламентирован: безальтернативное определение набора тем, недопустимость комбинирования нескольких тем в одном обращении, ограничение по количеству слов в одном обращении, ограничение по формату приложения. Список требований в разных информационных системах различается, разными являются и основания для отклонения обращений: например, несоблюдение любого из названных выше требований к формату обращения. При этом требования информационных систем к оформлению обращений выглядят более жесткими по сравнению с требованиями Закона об обращениях граждан, и любая ошибка может привести к непринятию обращения к рассмотрению, то есть к его возврату. А это уже связано с ограничениями права на обращение, правомерность которых вызывает сомнения. Тем не менее можно предположить, что претензия гражданина в адрес органов публичной власти или операторов информационных систем в связи с отклонением электронного обращения по причине нарушения требований информационной системы вряд ли увенчается успехом в судебном споре. То, насколько затронуто окажется субъективное право гражданина отказом в принятии электронного обращения через информационную систему, неочевидно, поскольку у заявителя остается возможность подачи обращения в традиционной письменной форме.
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)Тем не менее органы публичной власти активно используют новые форматы электронной коммуникации с гражданами: интернет-приемные, порталы типа "Активного гражданина" или "Активного горожанина", социальные сети. Иногда они даже заменяют, ссылаясь на подзаконный нормативный правовой акт, электронный способ подачи обращения через электронный почтовый ящик требованием о заполнении электронного формуляра на сайте администрации <42>. Использование информационных систем и платформ для коммуникации граждан и администрации предусмотрено и в методических рекомендациях Минстроя России к ведомственному проекту "Умный город" <43>. В то же время, как показывает экспертный анализ порядка работы цифровых платформ, обслуживающих электронное общение органов публичной власти с гражданами <44>, регламенты обработки и модерации электронных обращений и содержащиеся в них требования существенным образом отличаются от законодательных требований, в частности от требований Закона об обращениях граждан. Например, сам формат обращения жестко регламентирован: безальтернативное определение набора тем, недопустимость комбинирования нескольких тем в одном обращении, ограничение по количеству слов в одном обращении, ограничение по формату приложения. Список требований в разных информационных системах различается, разными являются и основания для отклонения обращений: например, несоблюдение любого из названных выше требований к формату обращения. При этом требования информационных систем к оформлению обращений выглядят более жесткими по сравнению с требованиями Закона об обращениях граждан, и любая ошибка может привести к непринятию обращения к рассмотрению, то есть к его возврату. А это уже связано с ограничениями права на обращение, правомерность которых вызывает сомнения. Тем не менее можно предположить, что претензия гражданина в адрес органов публичной власти или операторов информационных систем в связи с отклонением электронного обращения по причине нарушения требований информационной системы вряд ли увенчается успехом в судебном споре. То, насколько затронуто окажется субъективное право гражданина отказом в принятии электронного обращения через информационную систему, неочевидно, поскольку у заявителя остается возможность подачи обращения в традиционной письменной форме.