Продуктовые границы товарного рынка
Подборка наиболее важных документов по запросу Продуктовые границы товарного рынка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Заявитель не согласен с претензией об установлении, поддержании монопольно высокой цены
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Определения основных понятий" Федерального закона "О естественных монополиях""Судебная коллегия, проанализировав положения частей 1, 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ, статей 3, 4 Закона N 147-ФЗ с учетом имеющихся в деле доказательств, пришла к выводу о том, что ООО "КТЛП" является оператором морского терминала в порту Корсаков, а потому относится к числу субъектов естественных монополий, соответственно, и к числу лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, продуктовыми границами которых являются товары, работы, услуги, реализуемые указанным обществом в ходе осуществления основного вида деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Маркетинговое исследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Его используют налоговые органы для проверки цен, применяемых налогоплательщиками, антимонопольные органы в целях определения географических и продуктовых границ товарных рынков в рамках исполнения своих полномочий по контролю за экономической концентрацией и конкуренцией на товарных рынках (абз. 10 п. 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220). Отчет о маркетинговом исследовании можно использовать также при обосновании размера таможенной стоимости товаров, при пересмотре кадастровой стоимости и др.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Антимонопольный орган по заявлению лица, которому в предусмотренных настоящей статьей случаях выдано предписание, а также по собственной инициативе может пересмотреть содержание или порядок его исполнения в связи с возникновением существенных обстоятельств, которые наступили после его вынесения и исключают возможность и (или) целесообразность исполнения предписания полностью или его части. К существенным обстоятельствам относятся изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения. Заявление о пересмотре предписания должно быть рассмотрено антимонопольным органом в течение одного месяца со дня его поступления. Порядок пересмотра предписания устанавливается антимонопольным органом. Изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому выдано такое предписание.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 7
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"III. Определение продуктовых границ товарного рынка
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"III. Определение продуктовых границ товарного рынка
Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок получения коммерческой организацией предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок- изменение продуктовых или географических границ товарного рынка;
Статья: Анализ товарного рынка: методологические вопросы правового регулирования в условиях цифровизации экономики
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Анализируя и соблюдая все этапы анализа, влияющие на конечный результат, важно не упустить их последовательности, что в дальнейшем позволит прийти к правильным выводам. Так, анализ рынка начинается с определения временного интервала и продуктовых границ, которые определяются из существа правонарушения субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля. Далее проводится определение географических границ, то есть определение территории, где объект антимонопольного контроля фактически осуществляет действия, нарушающие законодательство, и далее с учетом существа правонарушения производится установление территории, где потребитель приобретает ранее определенный товар, выявляются субъектный состав и доли участников рынка. Изменение установленной последовательности этапов анализа может привести к неверным выводам по его итогам. Например, если пропустить этап определения продуктовых границ товарного рынка, а определять сразу географические границы, то не будет ясно, на каком товарном рынке выявлять географию продаж, либо, пропустив первые этапы, не будет понятно, на каком рынке и в пределах какого временного интервала определять доли и уровень экономической концентрации.
(Егорова М.А., Чхутиашвили Л.В., Комиссаров Г.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 4)Анализируя и соблюдая все этапы анализа, влияющие на конечный результат, важно не упустить их последовательности, что в дальнейшем позволит прийти к правильным выводам. Так, анализ рынка начинается с определения временного интервала и продуктовых границ, которые определяются из существа правонарушения субъекта, являющегося объектом антимонопольного контроля. Далее проводится определение географических границ, то есть определение территории, где объект антимонопольного контроля фактически осуществляет действия, нарушающие законодательство, и далее с учетом существа правонарушения производится установление территории, где потребитель приобретает ранее определенный товар, выявляются субъектный состав и доли участников рынка. Изменение установленной последовательности этапов анализа может привести к неверным выводам по его итогам. Например, если пропустить этап определения продуктовых границ товарного рынка, а определять сразу географические границы, то не будет ясно, на каком товарном рынке выявлять географию продаж, либо, пропустив первые этапы, не будет понятно, на каком рынке и в пределах какого временного интервала определять доли и уровень экономической концентрации.
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Категория "товарный рынок" всегда была основополагающей для конкурентного права и, без сомнения, в период платформенной экономики не потеряет своей значимости. Однако цифровая трансформация ведет к необходимости изменения подходов к продуктовым и географическим границам товарных рынков. Прежде всего стираются территориальные барьеры. Однако обращаем внимание, что речь идет именно о цифровом контенте и цифровых товарных рынках. Если посредством цифровой платформы приобретается не цифровой контент, а обычный материальный товар, то границы товарного рынка в цифровой экономике также при применении цифровых платформ могут меняться, но не столь кардинально. Вторая проблема, требующая анализа, это, конечно, формирование новых подходов к продуктовым границам товарных рынков с учетом товара, предлагаемого владельцами цифровых платформ.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Категория "товарный рынок" всегда была основополагающей для конкурентного права и, без сомнения, в период платформенной экономики не потеряет своей значимости. Однако цифровая трансформация ведет к необходимости изменения подходов к продуктовым и географическим границам товарных рынков. Прежде всего стираются территориальные барьеры. Однако обращаем внимание, что речь идет именно о цифровом контенте и цифровых товарных рынках. Если посредством цифровой платформы приобретается не цифровой контент, а обычный материальный товар, то границы товарного рынка в цифровой экономике также при применении цифровых платформ могут меняться, но не столь кардинально. Вторая проблема, требующая анализа, это, конечно, формирование новых подходов к продуктовым границам товарных рынков с учетом товара, предлагаемого владельцами цифровых платформ.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- продуктовые границы товарного рынка исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)- продуктовые границы товарного рынка исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
Статья: Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Продуктовые границы означают границы обращения нескольких товаров, взаимозаменяемых с точки зрения их свойств, или обращения одного товара, если у него отсутствуют заменители. При этом процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает следующие этапы: 1) предварительное определение товара; 2) выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; 3) определение взаимозаменяемых товаров (п. 3.1 Приказа ФАС России N 220).
(Ашфа Д.М.)
("Журнал российского права", 2024, N 4)Продуктовые границы означают границы обращения нескольких товаров, взаимозаменяемых с точки зрения их свойств, или обращения одного товара, если у него отсутствуют заменители. При этом процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает следующие этапы: 1) предварительное определение товара; 2) выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; 3) определение взаимозаменяемых товаров (п. 3.1 Приказа ФАС России N 220).
Статья: Анализ товарного рынка как инструмент развития конкуренции: правовые аспекты
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)Для верного определения продуктовых границ товарного рынка необходимо выявить взаимозаменяемые товары. В статье 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) законодатель приводит следующее понятие взаимозаменяемых товаров. Это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях). При этом под товаром понимается также работа и услуга, включая финансовую услугу.
(Борисова Л.Н.)
("Право и бизнес", 2022, N 1)Для верного определения продуктовых границ товарного рынка необходимо выявить взаимозаменяемые товары. В статье 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) законодатель приводит следующее понятие взаимозаменяемых товаров. Это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях). При этом под товаром понимается также работа и услуга, включая финансовую услугу.