Продажа товара без сертификата соответствия
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа товара без сертификата соответствия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2024 N 16-158/2024(16-3540/2023)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решение: Удовлетворено.Деяние индивидуального предпринимателя Ш. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Судебные инстанции, признавая индивидуального предпринимателя Ш. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно исходили из доказанности факта реализации в магазине "ПиТ" по адресу: <...>, в запрещенное для реализации время алкогольной продукции и отсутствия в месте торговли сертификата соответствия на такую продукцию.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Решение: Удовлетворено.Деяние индивидуального предпринимателя Ш. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Судебные инстанции, признавая индивидуального предпринимателя Ш. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно исходили из доказанности факта реализации в магазине "ПиТ" по адресу: <...>, в запрещенное для реализации время алкогольной продукции и отсутствия в месте торговли сертификата соответствия на такую продукцию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Контрольные (надзорные) мероприятия по законодательству Российской Федерации: виды, содержание и цели применения
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Следует выделить следующие цели контрольных закупок: выявление фактов продажи некачественных, фальсифицированных или контрафактных товаров; контроль соответствия цен и условий продажи установленным требованиям; выявление фактов реализации товаров без лицензий, сертификатов или других необходимых разрешительных документов; борьба со спекуляцией и незаконным предпринимательством.
(Соловьев А.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Следует выделить следующие цели контрольных закупок: выявление фактов продажи некачественных, фальсифицированных или контрафактных товаров; контроль соответствия цен и условий продажи установленным требованиям; выявление фактов реализации товаров без лицензий, сертификатов или других необходимых разрешительных документов; борьба со спекуляцией и незаконным предпринимательством.
Готовое решение: Как продавать товары через маркетплейсы с 1 октября 2026 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сформировать предложение, вам нужно отразить необходимую информацию в карточке товара на маркетплейсе. В частности, надо указать сведения о маркировке, сертификатах соответствия, если они предусмотрены для товара. Размещать предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также товаров без необходимых разрешений запрещено (ч. 1, 2 ст. 7 Закона о платформенной экономике, ст. 11.1 Закона о торговле в редакции Федерального закона от 31.07.2025 N 290-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сформировать предложение, вам нужно отразить необходимую информацию в карточке товара на маркетплейсе. В частности, надо указать сведения о маркировке, сертификатах соответствия, если они предусмотрены для товара. Размещать предложения о продаже товаров, изъятых из оборота, а также товаров без необходимых разрешений запрещено (ч. 1, 2 ст. 7 Закона о платформенной экономике, ст. 11.1 Закона о торговле в редакции Федерального закона от 31.07.2025 N 290-ФЗ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
(ред. от 04.11.2025)Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
Статья: Нормативно-правовые механизмы регулирования климатических процессов в России
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
(Чернов С.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Новая система климатического регулирования в России была утверждена Федеральным законом от 02.07.2021 N 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов" <8>. Был введен ряд новых требований для хозяйствующих субъектов <9>. В России экономические потери от климатических изменений составляют до 3 трлн руб. в год <10>. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин утвердил новую Климатическую доктрину <11>, которая является системой взглядов, определяющих принципы, цели, правовые подходы и способы реализации выработанной Российской Федерацией политики, которую она будет подтверждать и отвечать за нее как на международном, так и на государственном уровне. В соответствии с этим документом должны быть созданы условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. В нескольких субъектах РФ успешно начали работу карбоновые полигоны - территории с уникальной экосистемой, созданные для реализации мер контроля климатических активных газов с участием университетов и научных организаций, которые вырабатывают научные и практические рекомендации и материалы для новых нормативных актов. Распоряжением Правительства РФ от 11.03.2023 N 559-р утвержден Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года <12>. Юристы ведут обобщающую и аналитическую работу для подготовки новых нормативных актов. 10 ноября 2022 г. в рамках работы межфракционной рабочей группы Законодательного Собрания "По правовому обеспечению внедрения "зеленой" экономики как одного из направлений устойчивого развития" состоялся круглый стол Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды на тему "Адаптация к локальным изменениям климата как фактор повышения эффективности использования бюджетных средств" <13>. Субъекты Федерации во исполнение Распоряжения Правительства РФ подготовили планы адаптации к изменениям климата на своих территориях. Так, Республика Карелия распоряжением от 24.03.2023 N 254р-П утвердила План адаптации к изменениям климата в Республике Карелия. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию в апреле 2021 г. определена ответственность субъектов Федерации за принятие планов по изменению климата в субъектах. В России закрепилась система реализации квот на выбросы парниковых газов (Emissions Trading System, ETS). На международном уровне это рыночный инструмент, принцип - "ограничения и торговля". Сложность в том, что в условиях санкций этот механизм для России не работает. Квоты продают по всей Европе, лимиты на парниковые газы устанавливает каждое государство - член Евросоюза <14>. Европейские импортеры должны покупать сертификаты на выбросы углерода, стоимость которых будет соответствовать цене товаров по европейским или иным правилам платы за выбросы углерода <15>. Без решения политических вопросов в Европе сложно реализовать этот механизм <16>. Российские специалисты присматриваются к опыту Европейского Союза. Так, в 2021 г. в ЕС было создано несколько механизмов низкоуглеродного финансирования для помощи энергоемким промышленным секторам и энергетическому сектору с инновационными и инвестиционными задачами перехода к низкоуглеродной экономике <17>. В России сделано очень много для реализации климатических проектов: во-первых, был принят Федеральный закон от 06.03.2022 N 34-ФЗ "О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации" <18> и в сентябре начался эксперимент по квотированию выбросов парниковых газов. Во-вторых, в России была принята методика расчетов выбросов и поглощений парниковых газов в соответствии с Приказом Минприроды России от 27.05.2022 N 371 "Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов" <19>. В-третьих, была закреплена методика мониторинга баланса деградации земель в стране <20>.
Статья: Судебные споры о прекращении технической поддержки программного обеспечения иностранными правообладателями
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Полагаем, применение к отношениям сторон по продаже сертификатов правил о купле-продаже (поставке) даже в ситуациях, когда техническая поддержка должна оказываться силами третьего лица - правообладателя ПО, не освобождает продавца от ответственности за качество проданного товара согласно ст. 469 ГК РФ. Если техническая поддержка ПО прекращается, то покупатель не имеет возможности использовать приобретенные сертификаты для целей, для которых они приобретались, по независящим от него причинам. В этой ситуации должны применяться правила о существенном нарушении требований к качеству товара. В соответствии со ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
(Канашевский В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)Полагаем, применение к отношениям сторон по продаже сертификатов правил о купле-продаже (поставке) даже в ситуациях, когда техническая поддержка должна оказываться силами третьего лица - правообладателя ПО, не освобождает продавца от ответственности за качество проданного товара согласно ст. 469 ГК РФ. Если техническая поддержка ПО прекращается, то покупатель не имеет возможности использовать приобретенные сертификаты для целей, для которых они приобретались, по независящим от него причинам. В этой ситуации должны применяться правила о существенном нарушении требований к качеству товара. В соответствии со ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 10)Требование к участникам о представлении протоколов испытаний является избыточным и необоснованным, поскольку документом, удостоверяющим соответствие товара, является сертификат соответствия.
("Вестник Института госзакупок", 2021, N 10)Требование к участникам о представлении протоколов испытаний является избыточным и необоснованным, поскольку документом, удостоверяющим соответствие товара, является сертификат соответствия.
Статья: Использование ИП на ПСН арендованного склада в розничной торговле
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Важно, чтобы в договоре аренды было предусмотрено, что арендуемое помещение предоставляется ИП-арендатору для использования при осуществлении розничной торговли.
(Самойлова М.Д.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Важно, чтобы в договоре аренды было предусмотрено, что арендуемое помещение предоставляется ИП-арендатору для использования при осуществлении розничной торговли.
Вопрос: О ставке НДС при реализации готовых сухих завтраков "Кукурузные палочки" с вложением в упаковку игрушки.
(Письмо Минфина России от 03.11.2023 N 03-04-07/105272)В случае реализации указанного продовольственного товара с вложенной в упаковку игрушкой также применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, при условии, что данная игрушка не реализуется как отдельный товар и не имеет самостоятельной ценности.
(Письмо Минфина России от 03.11.2023 N 03-04-07/105272)В случае реализации указанного продовольственного товара с вложенной в упаковку игрушкой также применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, при условии, что данная игрушка не реализуется как отдельный товар и не имеет самостоятельной ценности.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно сведениям Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций представленный декларантом сертификат выдан позже регистрации ДТ. То есть в ДТ не могут быть внесены изменения, без которых возможность дальнейшей реализации товаров без риска вызывает сомнения.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Согласно сведениям Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций представленный декларантом сертификат выдан позже регистрации ДТ. То есть в ДТ не могут быть внесены изменения, без которых возможность дальнейшей реализации товаров без риска вызывает сомнения.
Статья: Реализация льготного товара с вложенной игрушкой: какую ставку НДС применять?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Реализация продуктов детского питания, а также игрушек облагается НДС по ставке 10% (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 164 НК РФ). При этом конкретные коды ОКПД 2 видов продукции, облагаемых при реализации НДС по ставке 10%, определяются Правительством РФ (п. 2 ст. 164 НК РФ). Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% (далее - Перечень). В связи с этим Минфин России в письме от 21.07.2025 N 03-07-11/70541 пришел к выводу, что компания может применить ставку НДС в размере 10% при реализации продукции, в том числе с вложенной в упаковку детской игрушкой, если такая детская игрушка не реализуется как отдельный товар и не имеет самостоятельной ценности, а также при условии, что реализуемая продукция включена в соответствующий Перечень. Специалисты финансового ведомства также отметили, что присвоение продукции кода ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 38)Реализация продуктов детского питания, а также игрушек облагается НДС по ставке 10% (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 164 НК РФ). При этом конкретные коды ОКПД 2 видов продукции, облагаемых при реализации НДС по ставке 10%, определяются Правительством РФ (п. 2 ст. 164 НК РФ). Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% (далее - Перечень). В связи с этим Минфин России в письме от 21.07.2025 N 03-07-11/70541 пришел к выводу, что компания может применить ставку НДС в размере 10% при реализации продукции, в том числе с вложенной в упаковку детской игрушкой, если такая детская игрушка не реализуется как отдельный товар и не имеет самостоятельной ценности, а также при условии, что реализуемая продукция включена в соответствующий Перечень. Специалисты финансового ведомства также отметили, что присвоение продукции кода ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Статья: Проблемы использования электронной подписи при заключении гражданско-правовых договоров
(Максуров А.А.)
("Право и экономика", 2023, N 11)Сама по себе ЭП давно, широко и успешно используется за рубежом <2> и является уже не прогрессивной, а давно отработанной и вполне понятной технологией. Правда, там технология ЭП менее затратная для пользователей и более эффективна. Например, типовые законы ЮНСИТРАЛ не говорят вообще о какой-либо сертификации средств ЭП, отсутствует обязательность ее проверки с участием третьего лица, нет столь жесткого контроля за документооборотом со стороны спецслужб и т.п. Некоторые близкие к российскому "жесткие" подходы регулирования наблюдались ранее в Германии [10, с. 24], однако последовало принятие Директивы ЕС об электронных подписях <3>, и нормативно-правовая база Германии была приведена в соответствие с европейским, достаточно "либеральным" законодательством.
(Максуров А.А.)
("Право и экономика", 2023, N 11)Сама по себе ЭП давно, широко и успешно используется за рубежом <2> и является уже не прогрессивной, а давно отработанной и вполне понятной технологией. Правда, там технология ЭП менее затратная для пользователей и более эффективна. Например, типовые законы ЮНСИТРАЛ не говорят вообще о какой-либо сертификации средств ЭП, отсутствует обязательность ее проверки с участием третьего лица, нет столь жесткого контроля за документооборотом со стороны спецслужб и т.п. Некоторые близкие к российскому "жесткие" подходы регулирования наблюдались ранее в Германии [10, с. 24], однако последовало принятие Директивы ЕС об электронных подписях <3>, и нормативно-правовая база Германии была приведена в соответствие с европейским, достаточно "либеральным" законодательством.
Вопрос: Об НДС при оказании резидентам стран ЕАЭС услуг по проведению испытаний, анализу их результатов, сертификации систем менеджмента качества и оценке соответствия продукции техническим регламентам.
(Письмо Минфина России от 27.11.2023 N 03-07-13/1/113946)Вопрос: Организация - резидент РФ осуществляет оказание услуг, направленных на подготовку процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), в том числе: проведение испытаний и анализ результатов таких испытаний, сертификация систем менеджмента качества предприятий и оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного Союза (ЕАЭС), в адрес организаций - резидентов иных стран - участниц Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Договор ЕАЭС). Без получения документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Таможенного Союза (ЕАЭС) (протоколов испытания, сертификатов соответствия продукции и системы менеджмента качества, одобрений типа транспортных средств и шасси, свидетельств о государственной регистрации и т.д.) невозможен ввоз и выпуск в обращение продукции на территории стран Таможенного Союза (ЕАЭС).
(Письмо Минфина России от 27.11.2023 N 03-07-13/1/113946)Вопрос: Организация - резидент РФ осуществляет оказание услуг, направленных на подготовку процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), в том числе: проведение испытаний и анализ результатов таких испытаний, сертификация систем менеджмента качества предприятий и оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного Союза (ЕАЭС), в адрес организаций - резидентов иных стран - участниц Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Договор ЕАЭС). Без получения документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Таможенного Союза (ЕАЭС) (протоколов испытания, сертификатов соответствия продукции и системы менеджмента качества, одобрений типа транспортных средств и шасси, свидетельств о государственной регистрации и т.д.) невозможен ввоз и выпуск в обращение продукции на территории стран Таможенного Союза (ЕАЭС).
Статья: Анализ судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции без лицензии
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Позиция административного органа: Департаментом был составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что лицензия, товаросопроводительная документация и сертификаты соответствия у правонарушителя при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствовали, но при этом им осуществлялась деятельность по обороту алкогольной продукции.
(Новикова Е.И., Пашкеев Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Позиция административного органа: Департаментом был составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что лицензия, товаросопроводительная документация и сертификаты соответствия у правонарушителя при осуществлении предпринимательской деятельности отсутствовали, но при этом им осуществлялась деятельность по обороту алкогольной продукции.